Views Comments Previous Next Search
10 дизайнеров самых известных киномонстров — Индустрия на Look At Me

Индустрия10 дизайнеров самых известных киномонстров

Кто придумал Годзиллу, Хищника, Кинг-Конга и других

10 дизайнеров самых известных киномонстров. Изображение № 1.

материал подготовил
Гриша Пророков

На эту неделю выпало два значимых события, связанных с великими киномонстрами, плохое и хорошее: во-первых, скончался великий голландский художник Ганс Рудольф Гигер, придумавший дизайн инопланетянина из фильма «Чужой», во-вторых выходит новый фильм про японского монстра Годзиллу, на который многие возлагают большие надежды. Look At Me вспоминает 10 самых выдающихся создателей монстров в кино и их главные создания.

10 дизайнеров самых известных киномонстров. Изображение № 2.

Джек Пирс

 Монстр Франкенштейна
(«Франкенштейн», 1931)

Киномонстры и профессия их создателя были популяризированы в 30-е годы: тогда студия Universal создала целую серию классических фильмов про «монстров Universal»: «Дракула», «Франкенштейн», «Мумия» и так далее. Почти всех чудовищ в этих фильмах придумывал и создавал гримёр Джек Пирс. Первой его классической работой считается монстр Франкенштейна, собранное из остатков трупов чудовище из романа Мэри Шелли; роль монстра исполнил актёр Борис Карлофф — и Пирс в прямом смысле творил на его лице. Для грима в то время использовался особый материал коллодиум, который наносился прямо на лицо актёра несколькими слоями. Подготовка грима Карлоффа занимала по три-четыре часа в день; процесс был настолько мучительный и трудоёмкий, что актёр иногда ложился спать прямо в гриме, чтобы на следующий день его не приходилось наносить заново. Пирс работал вручную — и использовал худощавое и мрачное лицо Карлоффа по максимуму: например, впавшая щека монстра Франкенштейна появилась потому, что актёру удалили мост с зубов. О том, каким образом Пирс придумал самую узнаваемую деталь грима — плоский череп монстра — исследователи спорят до сих пор: по одной из версий Пирс считал, что доктор Франкенштейн работал небрежно и поспешно, и поэтому отрезал верхнюю часть черепа чудовища, а затем просто натянул на него кожу, как на барабан.

 

10 дизайнеров самых известных киномонстров. Изображение № 3.

Уиллис О’Брайен

Кинг-Конг («Кинг-Конг», 1933)

Идея фильма о гигантской обезьяне пришла в голову сценаристу и авиатору Мериану Куперу после разговора с исследователем У. Дугласом Берденом. Берден вернулся из путешествия и рассказал Куперу про комодского варана, самую большую из ныне живущих рептилий. Купер заменил ящерицу на обезьяну и придумал Кинг-Конга. Роль создателя монстра выпала на аниматора Уиллиса О’Брайена. Модель Кинг-Конга была ростом всего сорок пять сантиметров и покрыта шерстью кролика; монстра снимали среди миниатюрных декораций джунглей и Нью-Йорка. К 1933 году, когда снимался «Кинг-Конг», техника покадровой анимации была уже хорошо известна, но О’Брайен соединил её с комбинированной съёмкой, когда актёров снимали на фоне заранее изготовленных проекций с куклой Кинг-Конга и добился удивительных эффектов. Кроме этого, в фильме использована миниатюрная проекция — та же комбинированная съёмка, только в данном случае актёров, наоборот, покадрово проецировали на маленькие декорации с Кинг-Конгом. Например, в одной из сцен герой Брюса Кэбота прячется от гигантской обезьяны в пещере, а та пытается его вытащить. Кэбота, снятого в настоящей пещере, спроецировали в миниатюрной пещере-декорации и покадрово соединили с анимированным Кинг-Конгом. Получилось так, будто гигантская обезьяна действительно пытается схватить маленького человека.

 

10 дизайнеров самых известных киномонстров. Изображение № 4.

Эйдзи Цубурая

Годзилла («Годзилла», 1954)

Авторство Годзиллы, самого известного японского киномонстра XX века, приписывают сразу трём людям: режиссёрам Томоюки Танаке и Исиро Хонде и художнику по спецэффектам Эйдзи Цубурая. Несмотря на то что идеи рождались у всех троих, непосредственно костюм Годзиллы сделал всё-таки Цубурая, отец японских спецэффектов, проработавший на легендарной студии Toho вплоть до конца 1960-х. Первый «Годзилла» вышел в 1954-м, меньше чем через десять после бомбёжки Хиросимы, когда память о ядерной катастрофе ещё была жива в коллективном сознании японцев: монстр, родившийся в результате радиоактивных экспериментов человека, был своеобразным воплощением атомной бомбы. Первой идеей Цубурая было сделать гигантского осьминога; позже дизайн монстра претерпел несколько изменений — в один момент авторы фильма даже хотели сделать огромную обезьяну с головой в форме ядерного гриба. В конце концов остановились на динозавре, смеси тиранозавра, стегозавра и огнедышащего дракона. Цубурая хотел сделать Годзиллу анимированным, как Кинг-Конг, но покадровая анимация оказалась слишком дорогой и создатели фильма остановились на актёре в костюме. Годзиллу в первом фильме играл Харуо Накадзима — актёр, исполнявший роль монстра ещё двадцать лет. Первый костюм Годзиллы был очень тяжёлым и неудобным, в нём было почти невозможно дышать и нельзя было находиться дольше трёх минут; в какой-то момент во время съёмок Накадзима даже упал в обморок. Имя Годзиллы придумали не сразу: в первых черновиках сценария его называли просто G, от слова giant, гигант. В конце концов авторы соединили японские слова «горилла» (gorira) и «кит» (kujira) и получили Gojira, Годзиллу.

 

10 дизайнеров самых известных киномонстров. Изображение № 5.

Ганс Рудольф Гигер

Чужой («Чужой», 1979)

«Чужой» родился из одной-единственной сцены в студенческом фильме Джона Карпентера «Тёмная звезда», где герой ловит на полупустом космическом корабле маленького инопланетянина, сделанного из яркого пляжного мячика. Сценарист «Звезды» Дэн О’Бэннон переделал комедийную сцену в сценарий фильма ужасов и предложил его нескольким студиям. В конце концов «Чужой» попал к Ридли Скотту. О’Бэннон и Скотт долго не могли определиться с дизайном инопланетян и декораций в фильме, пока первый не показал второму работы швейцарского художника Ганса Рудольфа Гигера. Гигера моментально наняли дизайнером фильма. Прежде чем придумать окончательный вариант Чужого, Гигер нарисовал огромное количество набросков. Костюм для актёра, игравшего инопланетянина, был сделан с использованием латекса, пластилина, позвоночников змей и охладительной системы из «роллс-ройса». Для того чтобы у существа выдвигалась дополнительная челюсть, использовалась сложная система кабелей и подвесок; в голове Чужого использовалось почти 900 движущихся частей и элементов. Боладжи Бадеджо, актёр, изображавший Чужого, специально для фильма взял уроки тай-чи и искусства мимов, чтобы научиться двигаться, как инопланетянин.

 

10 дизайнеров самых известных киномонстров. Изображение № 6.

Крис Валас

Муха («Муха», 1986)

Дизайнер спецэффектов, работавший над несколькими классическими фильмами 80-х, включая «Муху» Кроненберга и «Гремлинов». «Муха», один из самых лучших научно-фантастических фильмов в истории — самая известная работа Криса Валаса. В фильме рассказывается об обаятельном учёном Сете Брандле, который случайно скрещивает с себя с мухой — и медленно и мучительно превращается в получеловека-полунасекомое. Этим уникален монстр из «Мухи» — он постоянно меняется на протяжении фильма, постепенно теряя человеческое, у него нет какого-то одного «канонического» внешнего вида. Крис Валас и режиссёр Дэвид Кроненберг придумывали, как будет выглядеть Брандл-муха прямо по ходу съёмок, всё время меняя разные детали и концепции. Например, в какой-то момент они рассматривали вариант, при котором у монстра на затылке росли глаза. Работа над фильмом была настолько плотная, что Валасу пришлось даже построить дополнительную мастерскую рядом со съёмочной площадкой в Торонто, поскольку он не мог работать дистанционно из родной Калифорнии. Главное, чего пытался добиться Валас (и что ему удалось), — сделать так, чтобы Джефф Голдблум (актёр, игравший Брандла) мог максимально продолжительно играть муху; аниматроническая кукла изображает лишь последние стадии превращения Брандла в муху, большую часть фильма зрители видят Голдблума в гриме.

 

10 дизайнеров самых известных киномонстров. Изображение № 7.

Стэн Винстон

Хищник («Хищник», 1987)

Авторы «Хищника» обратились к художнику Стэну Винстону, другу Арнольда Шварценеггера, когда съёмки шли уже полным ходом: сначала монстра для фильма придумал дизайнер Ричард Эдлунд — у его Хищника была пёсья голова, один глаз и ноги, как у козла. С вариантом Эдлунда съёмки продлились целых шесть недель, но костюм совершенно не подходил для съёмок в джунглях, в которых, по сюжету, происходило действие фильма. Тогда Шварценеггер посоветовал режиссёру Джону Мактирнану своего друга Винстона. Для своего дизайна Хищника Винстон вдохновился двумя вещами: во-первых, Мактирнан сразу сказал, что всегда хотел сделать монстра со жвалами, как у насекомых, во-вторых, Винстон увидел где-то изображение растафарианского воина с дредами — и решил, что у его монстра будет такая же причёска. Времени на создание инопланетного убийцы у Винстона было совсем немного — и он выбрал самый дешёвый и быстрый вариант: сделать антропоморфного монстра, которого мог бы играть человек. На роль Хищника взяли Кевина Питера Холла, в том же году сыгравшего бигфута в фильме «Гарри и Хендерсоны». Костюм включал в себя механическую маску с двигающимися клыками и челюстью и аниматроническое лицо.

 

10 дизайнеров самых известных киномонстров. Изображение № 8.

Рик Бейкер

Инопланетяне («Люди в чёрном», 1997)

Звёздный специалист по спецэффектам и гриму, работавший более чем над 50 фильмами, от «Бэтмена» и «Людей Икс» до «Малефисенты». Одна из самых известных его работ — первые «Люди в чёрном», фильм, для которого он придумал всех инопланетян. По словам Бейкера, это была самая сложная работа в его карьере: в начале работы над фильмом никто (включая продюсера Стивена Спилберга) точно не знал, какого именно эффекта они добиваются и каким хотят видеть фильм — так что Бейкеру пришлось делать бесчисленное количество набросков. Первоначально Бейкер придумал ретро-дизайн для инопланетян, вдохновлённый фильмами 50-х и 60-х годов, но авторы фильма отвергли его. Бейкеру нужно было придумать одновременно смешных, реалистичных и непохожих ни на что существ — Спилберг и Бейкер решили, что инопланетяне совсем не должны быть антропоморфными и могут выглядеть по-настоящему чужеродно. Все знания, которые Бейкер накопил за двадцать пять лет работы над фильмами, он использовал в «Людях в чёрном»: в фильме были и куклы, и движущиеся модели, и грим, наложенный на актёров, была также задействована компьютерная графика.

 

10 дизайнеров самых известных киномонстров. Изображение № 9.

Патрик Татопулос

Годзилла («Годзилла», 1998)

Патрик Татопулос — один из самых именитых дизайнеров в кино последних двадцати лет, придумавший, кроме прочего, египетских инопланетян в «Звёздных вратах» и весь стиль трилогии фильмов о космическом преступнике Риддике. Татопулос много работал с режиссёром Роландом Эммерихом: помимо «Звёздных врат» он делал с ним «День независимости» и «Годзиллу» в 1998 году. Когда Эммерих предложил Татопулосу придумать новый внешний вид японского монстра, тот поначалу расстроился — потому что не хотел делать уже существующего монстра, но потом понял, что это уникальная возможность поработать со знаковым, существующим уже полвека образом. Первые наброски Татопулоса были очень близки к оригинальному Годзилле, но Эммерих потребовал, чтобы он забыл всё, что знает, и придумал монстра заново. В том числе они решили, что новый Годзилла должен бегать со скоростью 800 км/ч, а у японцев он всегда был медленный и тяжёлый. Новый дизайн Годзиллы пришлось показать японской студии Toho — после нескольких дней раздумий они его приняли, решив, что дух монстра сохранился. Кроме прочего, Татопулос вдохновлялся несколькими реальными животными: шею своего Годзиллы взял от игуаны, голову и зубы — от крокодила, ноги — от страуса, а грудь — от человека. В фильме монстра изображали с помощью смешанной техники: Татопулос и Эммерих использовали несколько механических кукол, актёров в костюмах и компьютерную графику.

 

10 дизайнеров самых известных киномонстров. Изображение № 10.

Невилл Пейдж

Кловер («Монстро», 2008)

Пейдж — молодой концепт-дизайнер, много работавший над фильмами Джей Джей Абрамса, в том числе над первой частью «Звёздного пути», «Монстро» и «Супер 8». Самое известное чудовище Пейджа — из фильма «Монстро», называемый ещё Кловером, пример по-настоящему удачного гигантского монстра в современном американском кино. Монстр целиком сделан на компьютере, и спецэффекты были добавлены уже после того, как фильм был отснят, так что актёрам приходилось реагировать на несуществующее чудище во время съёмок, а Пейджу придумывать его, основываясь на готовом фильме. К созданию Кловера Пейдж подошёл максимально дотошно, кроме прочего, продумав огромное количество дополнительных фактов, с ним связанных, но в них не сообщающихся. Например, он сделал его биологически реалистичным и даже придумал, какие у Кловера внутренности (их в фильме, разумеется, не показывают). Кроме этого, Пейдж придумал монстру мотивацию: Кловер — совсем юное и напуганное существо, разъединённое со своими родными и попавшее на поверхность Земли с морского дна. Он ведёт себя, как напуганное животное, попавшее в новую для себя обстановку, например, как слон в цирке.

 

10 дизайнеров самых известных киномонстров. Изображение № 11.

Уэйн Барлоу

Ангел Смерти
(«Хеллбой-2: Золотая армия», 2008)

Уэйн Барлоу — заслуженный художник и писатель, известный своими иллюстрациями к фантастическим романам, а также книгами, в которых он разбирает дизайн известных фантастических существ из мировой культуры. В кино Барлоу чаще всего работал с режиссёром Гильермо дель Торо (он делал с ним обоих «Хеллбоев», «Тихоокеанский рубеж» и «Хоббита», который, впрочем, в итоге снял Питер Джексон). У дель Торо свой, хорошо узнаваемый визуальный стиль — но не только потому, что он сам любит воображать разных фантастических чудищ и существ, но и потому, что работает часто с одними и теми же дизайнерами. Ангел смерти из второго «Хеллбоя» был сделан коллективно: к нему приложил руку сам дель Торо, автор комикса Майк Миньола, Уэйн Барлоу и скульптор Норман Кабрера, вместе с которым они создали грим. Всё началось с того, что дель Торо попросил придумать художников такого ангела смерти, какого они ещё никогда не видели, в итоге сам вместе с Барлоу придумал его концепт. Самой сложной частью костюма, по словам создателей, были крылья с глазами — внутри них было очень много мелких механизмов, которые должны были открывать и закрывать глаза во время съёмок.

Рассказать друзьям
2 комментарияпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются