ИндустрияЛюди, которые меняют Facebook: Как социальная сеть стала другой
Сегодня новое приложение Slingshot от Facebook стало доступно во всем мире, и это отличный повод разобраться, кто за ним стоит
Текст
Николай Удинцев
17 июня новое подразделение Facebook под названием Creative Labs выпустило приложение Slingshot. Его окрестили «клоном Snapchat» и попыткой компании Марка Цукерберга компенсировать неудачные поползновения купить этот популярный мессенджер. Ранее в Creative Labs создали Paper — одно из самых инновационных с точки зрения дизайна новостных приложений. Возможно, именно за проектами нового подразделения и стоит будущее самой большой в мире социальной сети. Look At Me разобрался, что такое Facebook Creative Labs и почему стоит присмотреться к ним повнимательнее.
Как появились и работают
Creative Labs?
Инициатива создания Facebook Creative Labs возникла в декабре 2013 года во время трёхдневного хакатона среди сотрудников. Тогда Марк Цукерберг предложил разработчикам выдвинуть перспективные, по их мнению, идеи для мобильных приложений, которые Facebook может начать реализовывать. На хакатоне показали более 40 различных концепций, но в работу взяли только 12.
Creative Labs не имеют постоянной команды или отдельного офиса. Для каждого нового проекта набирается новый состав разработчиков, которые ранее могли работать над обновлениями сайта, мобильного приложения Facebook или другим проектом Creative Labs. Например, разработчики Slingshot пришли из Android- и iOS-подразделений компании, один программист работал из лондонского офиса, ещё один — из Японии. Однако начинается всё с одного-двух сотрудников. Например, в самом начале разработки над Slingshot работали всего два человека.
Создатель Facebook Марк Цукерберг уверен, что пользовательский опыт на настольных и мобильных устройствах принципиально отличается. Если на десктопах большинству хочется видеть один сайт со множеством разных функций и возможностей, то на смартфонах и планшетах людям нравятся приложения, которые выполняют какую-то одну конкретную функцию. Он также добавляет, что люди хотят контролировать поток уведомлений, которые поступают от их мобильных приложений.
Генеральный директор соцсети отмечает в интервью The New York Times, что если пользователю не нравится какой-то один аспект сложного приложения, то он удалит его. Но если на выбор дать несколько «маленьких» приложений с ограниченной функциональностью, то он оставит только те, которые действительно нужны. Именно поэтому Facebook сейчас нужна команда, которая, как говорит Цукерберг, «разделит „большое синее приложение“» на несколько частей.
Как остаться инновационной соцсетью с миллиардом пользователей?
Обозреватель Bloomberg Businessweek считает иначе: Creative Labs нужны Facebook для внедрения в соцсеть инноваций. По его мнению, Facebook со штатом компании в 6 тысяч сотрудников и более чем с 1 млрд пользователей больше не может быть гибким стартапом и оперативно внедрять новые решения. Поэтому Цукербергу сложно поддерживать Facebook как инновационную компанию. Теперь какие-либо глобальные изменения в соцсети могут поставить под удар лояльность пользователей, а следовательно, и рекламные доходы компании. С другой стороны, отсутствие новых функций и решений неизбежно приведёт к моральному старению и «смерти» Facebook.
В проектах Creative Labs Цукерберг не рискует лояльностью пользователей, поскольку все проекты создаются независимо от Facebook и не влияют на пользователей сети. (Например, приложением Slingshot можно пользоваться без аккаунта соцсети.) Однако удачные и хорошо принятые решения в будущем могут «перекочевать» в основное приложение Facebook. Таким образом, считают в TechCrunch, всемирная социальная сеть сможет постепенно обновлять себя по частям.
Как работает Paper
В ленте Paper посты друзей перемешаны с последними материалами ведущих англоязычных СМИ, которые отбираются редакторами приложения.
Пользователи могут создавать в Paper собственные заметки. Для этого в приложении работает простой текстовый редактор, есть возможность «прикрепить» к записи своих друзей геолокацию и фотографии. Всё это фактически дублирует десктопный функционал со статусом пользователя.
Взаимодействие с Paper практически полностью построено на основе жестов. Для перемещения по ленте используется свайп в сторону, а для доступа к навигации — вертикальный. Если не пользоваться приложением некоторое время, то оно напомнит жесты, которые помогут выйти из текущего экрана.
Кто работал над Paper
Всего над Paper работали 15 специалистов
Лорен Брихтер
iOS-разработчик. Создал популярное неофициальное Twitter-приложение Tweetie, игру Letterpress, жест pull-to-refresh.
Майк Мэйтас
главный дизайнер. Ранее работал над дизайном интерфейсов в Nest, Apple, также основал цифровое издательство Push Pop Press и рекомендательный сервис Delicious Monster. В Facebook работает с 2011 года.
Михаил Ресхов
менеджер по продукту. Ранее работал менеджером по продукту в проекте Amazon Kindle Apps, программистом в Microsoft adCenter и других компаниях. В Facebook работает с 2012 года.
Чем Paper отличается
от других приложений
Интерфейс Paper построен на основе «слайдов». По задумке разработчиков, это должно мотивировать пользователей приложения для неторопливого просмотра новостей. Каждый пост в Paper подаётся как цельная единица информации, и все особенности управления подчёркивают это.
Мердан Агаев
экс-дизайн-директор «Афиша-Рамблер»
«Философия сотрудников Facebook была move fast break things, быстро выкатываемся, быстро проверяем гипотезы, быстро апдейтимся. И совершенно противоположная эппловская — долгая полировка каждого пикселя до совершенства. В итоге они нашли истину где-то по середине».
По сути: Paper — новостное приложение, которое превращает ленту друзей в персональное СМИ с избранными материалами в соцсети.
Ольга Быстрова
UX дизайнер
«Paper — это отличный источник для вдохновения дизайнеров по всему миру и огромное число примеров того, как, оказывается, можно делать, если не бояться отойти от форматов. На первый взгляд всё очень естественно, чисто, логично, минимум украшательств, всё построено на контенте и изящных решениях».
Как работает Slingshot
Пользователи могут обмениваться фотографиями
и видеозаписями, которые пропадают после их просмотра. (Через семь дней они удаляются с серверов Facebook, через 30 дней удаляются сообщения, которые пользователи так и не открыли.)
Чтобы просмотреть новое сообщение в Slingshot, владелец смартфона должен сначала отправить свою фотографию или видеозапись.
Фотографии можно изменять с помощью простейшего графического редактора.
Кто работал над Slingshot
Всего над Slingshot работали 10 специалистов
Джоуи Флинн
ведущий дизайнер. Ранее работал над созданием интерфейса Facebook Home, вида таймлайна для мобильных устройств и нового вида пользовательских профилей. В Facebook работает с 2010 года.
Уилл Рубин
менеджер по продукту. Ранее работал над домашним экраном Facebook Home и новым видом ленты новостей соцсети. В Facebook — с 2012 года.
Рокки Смит
ведущий инженер. Ранее работал разработчиком программного обеспечения в Microsoft, IBM, Iridium и других компаниях. В Facebook — с августа 2011 года.
Чем Slingshot отличается
от Snapchat
В Slingshot можно отправлять друг другу фотографии и видео, которые удалятся из приложения сразу после просмотра. Но, в отличие от Snapchat, чтобы посмотреть новые сообщения, человек должен послать их отправителям собственные фотографии или видеозаписи.
Джоуи Флинн
Ведущий дизайнер Slingshot
«Slingshot — это не мессенджер, а среда, в которой людям интересно и комфортно обмениваться контентом. Разработчики попытались создать сеть, в которой 100 % пользователей будут создавать новый контент. В классических соцсетях количество людей, генерирующих новую информацию, достигает только 10 %».
Почему через три года мы можем
не узнать Facebook?
Штаб-квартира Facebook в Силиконовой долине
Creative Labs — это внутренний инкубатор для запуска приложений. Из 12 рабочих проектов на данный момент выпустили только два. Релиз остальных был назначен на 2014 год. Автор Bloomberg Businessweek считает, что следующими Facebook может выпустить приложение-календарь и самостоятельную игровую платформу с рабочим названием Facebook Arcade.
Стоит отметить, что похожую философию о создании множества специализированных приложений сейчас реализуют разработчики мессенджера LINE и геосоциального сервиса Foursquare. Первые выпустили помимо мессенджера ещё восемь приложений (например, для рисования, для обработки фотографий и для изменения внешнего вида интерфейса смартфона). Вторые — разделили функциональность Foursquare на два самостоятельных приложения (Foursquare и Swarm).
Цукерберг отмечает, что развитие и реализация всех проектов Creative Labs должны проходить в пределах трёх-пяти лет. Однако если его план удастся, пишет The Times Of India, то к 2017–2019 годам Facebook может превратиться во множество разрозненных приложений. Они могут даже не носить имени соцсети, быть совершенно непохожими на её основное приложение, а их пользователи не догадаются о том, что они «сидят» в новом проекте Creative Labs.
фотографии via flickr.com/briansolis & flickr.com/jitze1942
Комментарии
Подписаться