Views Comments Previous Next Search
Гифка на миллион: Как и зачем коллекционировать цифровое искусство — Индустрия на Look At Me

ИндустрияГифка на миллион: Как и зачем коллекционировать цифровое искусство

Главные вопросы о том, как собирать искусство для digital natives

Коллекционирование современного искусства многим кажется занятием, которое могут позволить себе только невероятно богатые люди — например, Франсуа Пино. Однако с появлением цифрового искусства все изменилось — молодые художники продают свои сайты, видео или даже GIF-изображения в разы дешевле, чем художники, работающие с физическими объектами. Мы составили гид по покупке и продаже цифрового искусства для тех, кто хочет сохранить интернет-искусство для себя и будущих поколений. 

 

Как определяют digital-арт
его продавцы?

Гифка на миллион: Как и зачем коллекционировать цифровое искусство. Изображение № 2.

 

Несмотря на то что формально цифровое искусство — это произведения, которые существуют только в виртуальной реальности, часто диджитал-артом называют просто работы молодых художников, которые выросли во времена широкого распространения цифровых технологий и создают как цифровые произведения, так и физические объекты. Например, молодая художница Дженетт Хейс рисует картины маслом, на которых появляются образы из интернета, Юрий Паттисон и Софи Кан печатают скульптуры на 3D-принтере и т. д.

 

Зачем коллекционировать digital-арт?

Гифка на миллион: Как и зачем коллекционировать цифровое искусство. Изображение № 3.

↑ Работы Майкла Станяка

Зачем покупать работы, которые и так в основном доступны в интернете? Во-первых, это позволит вам поддержать любимого художника, во-вторых — сохранить работу на случай, если сайт или видео будут больше недоступны в Сети. Кроме того, как и в случае с настоящей коллекцией, собирая вместе различные объекты, вы можете создать собрание, которое будет отражать ваш вкус и, возможно, будет представлять ценность как нечто целое. Ещё один повод для радости — популярные работы; например, сайты Рафаэля Розендаля ежегодно посещают десятки миллионов человек, и, оплачивая доменное имя, вы станете владельцем виртуального общественного пространства.

 

Кто продаёт?

Гифка на миллион: Как и зачем коллекционировать цифровое искусство. Изображение № 4.

↑ Работы Петры Кортрайт

Год назад первым крупным аукционным домом, который начал продавать цифровое искусство, стал Philips. В рамках сотрудничества с Tumblr и молодым куратором Линдси Ховард прошёл аукцион Paddles On!, на котором продавались работы молодых авторов. Одним из самых дорогих лотов был принт Александры Горчински PLUR, в который было вмонтировано два планшета с видео художницы — он был продан за $9500.

Кроме того, многие цифровые художники сами находят модели для взаимодействия с покупателями без помощи галеристов. Например, известный художник Рафаэль Розендаль, который создаёт десятки арт-сайтов, продаёт их как самостоятельные произведения, и именно он является автором ifnoyes.com — первого сайта, проданного на арт-аукционе. Он разработал документ Art Website Sales Contract, который позволяет приобретать доменное имя, на котором размещена работа художника. Контракт обязывает покупателя сайта ежегодно обновлять домен и делать всё возможное для того, чтобы работа сохранялась и была доступна онлайн.

Другой интересный способ продавать свои работы изобрела Петра Кортрайт: с самого начала своей карьеры в 2009 году она устанавливает цену на видео в зависимости от количества просмотров на YouTube. Правда, если видео становится вирусным, просмотры больше не считаются, так как Кортрайт считает, что её работы не стоят сотен тысяч долларов.

 

С чего начать коллекцию?

Гифка на миллион: Как и зачем коллекционировать цифровое искусство. Изображение № 5.

↑ Дженетт Хейс, Press ESC to Escape

Если вы пока не готовы вкладываться в цифровое искусство, можно начать коллекцию со скачивания работ, которые доступны бесплатно: например, интересные произведения можно найти на платформе The Download. Платформа была организована Rhizome.org — это проект, созданный при поддержке нью-йоркского Нового Музея и занимающийся описанием современного цифрового искусства и его сохранением. С 2012-го по 2013 год каждый месяц кураторы Rhizome отбирали по одной цифровой работе одного молодого художника и выкладывали её в открытый доступ. В качестве предоставленных работ можно не сомневаться — их отбирали кураторы, которые занимаются цифровым искусством ещё с 1990-х.

Что касается самостоятельного отбора работ, то тут действует такое же правило, как и в случае с любой другой коллекцией. Чтобы сделать правильный выбор, представьте, что вы будете проводить время со своей коллекцией, и выбирайте работы тех художников, которые нашли собственный язык и чьи работы последовательны и качественно сделаны — даже если вы не собираетесь заработать на последующей перепродаже работ, будет здорово, если авторы произведений из вашей коллекции станут знаменитыми в будущем.

 

Сколько стоят произведения цифрового искусства
и как формируется цена?

Гифка на миллион: Как и зачем коллекционировать цифровое искусство. Изображение № 6.

↑ Александра Горчински, PLUR

Цифровое искусство стоит намного дешевле, чем традиционное: если на обычных аукционах Philips цена картины может доходить до сотен тысяч долларов (например, весной этого года рекорд побила скульптура Кена Прайса, проданная за 509 тысяч долларов), то цена цифровых произведений значительно ниже. На втором аукционе Philips Paddle On самой недорогой была работа Лоры Бразерс, проданная за 625 фунтов, а самой дорогой — картина Майкла Станяка, которая ушла за 25 тыс. фунтов. При этом средняя цена лотов составляла 2–3 тыс. фунтов.

Но как владельцы аукционов и сами художники получают эти цифры? Перед первым аукционом его куратор сказала, что, прежде чем определить эстимейт, она общалась с галереями, которые представляют молодых художников и уже имеют опыт продажи цифрового искусства. Исходя из этого определялся и эстимейт работ независимых авторов, которые пока не работали с галереями. Кроме того, важным фактором являются уже существующие рекорды: как заметно по Paddle On!, они растут очень быстро — в прошлом году продать произведение за $9,5 тыс. было большой удачей, а в этом нашлись покупатели, готовые заплатить 25 тыс. фунтов.

 

Как хранить цифровое искусство?

Гифка на миллион: Как и зачем коллекционировать цифровое искусство. Изображение № 7.

 

Приобретая сайт, коллекционер обязуется поддерживать его. Если речь идет о GIF-изображениях, видео или файлах в других форматах, то после Paddles On коллекционеру выдается флешка Mac Mini с произведением. Некоторые галереи продают не только файл, но и монитор, на котором показывается работа.

Кроме того, консервацией работ занимаются многие музеи — например, американские Новый Музей и музей Уитни. Однако даже у них есть проблемы с сохранением работ: форматы, в которых создавались цифровые произведения, устаревают, а при переводе их в новые форматы данные изменяются так, что их сложно раскодировать. 

Рассказать друзьям
0 комментариевпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются