Views Comments Previous Next Search
Как дизайн офисов диктует, сколько вы работаете — Индустрия на Look At Me

ИндустрияКак дизайн офисов диктует, сколько вы работаете

И почему роскошные офисы технологических компаний заставляют перерабатывать

Как дизайн офисов диктует, сколько вы работаете. Изображение № 1.

Текст
Анна Савина

 Как пространство влияет на нашу продуктивность и отношение к работе? Мы разобрались, как в последние десятилетия менялся дизайн офисов и как Google, Facebook и другие крупные технологические компании изобрели офисы, которые заставляют нас работать больше.

 

Вспомните кадры из сериала Mad Men: помимо просторного кабинета Дона Дрейпера с роскошным письменным столом, диваном, баром и видом на Нью-Йорк, мы видим, как работают его подчинённые. У Пегги Олсон есть свой кабинет (поменьше, чем у Дрейпера), но большинство сотрудников рекламного агентства работают в шумном офисе без окон, заполненном столами. Такие офисы часто сравнивают с «Паноптикумом» — так называлось устройство тюрьмы, при котором надзиратель мог видеть всех заключённых одновременно. В середине XX века таких офисах работали только секретари-машинистки и другие низкооплачиваемые работники.

Как дизайн офисов диктует, сколько вы работаете. Изображение № 3.

 

В 1960-е дизайнеры поняли, что офисы нуждаются в усовершенствовании. Роберт Пропст, который возглавлял исследовательский отдел мебельной компании Herman Miller, первым задумался, как устройство офиса влияет на продуктивность его обитателей. Он понял, что современные ему офисы не дают сосредоточиться, и создал систему, которая, на его взгляд, должна была обеспечить работников собственным пространством и помочь им лучше работать — эта система называлась Action Office и была представлена в 1964 году.

Однако «кубиклы» — разграниченные перегородками рабочие места — ещё не были придуманы, хотя 1964 год и считается годом их создания. Первый вариант Action Office только предполагал, что на столе можно установить небольшую полку, которая отгораживала бы человека от окружающих и позволяла прикреплять к ней важные документы или напоминания. В 1968 году появилась новая версия — Action Office II, которая предполагала более высокие разграничения между столами.

Как дизайн офисов диктует, сколько вы работаете. Изображение № 4.

 

Знаменитые «кубиклы», ставшие символом рутинной офисной работы, придумал не Пропст, а дизайнеры компаний, конкурирующих с Herman Miller, — например, Haworth и Knoll, которые стали копировать изобретение Пропста. Именно они начали производить офисные модули не с одной, а с двумя-тремя стенками. Со временем в некоторых офисах появились полностью закрытые «кубики» а сами офисы превратились в бесконечные лабиринты из безликих конструкций.

У «кубиклов» было множество критиков (особенно в 1980-е и в 1990-е), однако вряд ли кто-то будет отрицать, что они были символом эпохи, когда люди трудились по 8 часов в день и, переступая порог офиса, забывали о работе. В то время не было не только интернета, но и мобильных телефонов, так что работодатель редко связывался с подчинёнными в нерабочее время. В 1990-е многие компании начали избавляться от «кубиклов»: с распространением интернета некоторые заговорили о преимуществах дистанционной работы, другие — о плюсах горизонтальных связей в офисе с открытой планировкой, где идеи должны были легче распространяться, чем в изолированныъ пространствах.

В начале 2000-х офисы с открытой планировкой уже были нормой (особенно в технологических компаниях), но они всё ещё не были похожи на современные роскошные офисы Силиконовой долины. Одним из первых, кто решил разнообразить монотонный офисный интерьер, был Марк Цукерберг. В 2004 году, Facebook переехал из общежития в Гарварде в первый офис в Пало Альто. Его интерьер напоминал обстановку общежития, в котором жил основатель Facebook и его товарищи. В офисе была комната для видеоигр c кроватью, как и в университете.

Как дизайн офисов диктует, сколько вы работаете. Изображение № 5.

 

Первый офис Facebook в Пало-Альто — это место, где только зарождалась корпоративная культура знаменитой компании. В новом офисе Facebook в Нью-Йорке, который спроектировал Фрэнк Гери, все детали рабочего процесса уже продуманы до мелочей: в нём есть кофейня, зоны отдыха и множество переговорных. Их расписание регулируется системой, разработанной компанией Asana.

Все эти сложные технологии кажутся избыточными, но только на первый взгляд: они позволяют сэкономить время каждого сотрудника и дать ему возможность сосредоточиться на генерировании и воплощении идей — именно того, что так важно для технологических компаний. В интервью изданию Quartz сотрудник компании Серкан Пьянтино объяснил, что каждое нестандартное решение продиктовано необходимостью — в Facebook не было бы кофейни со свежесваренным кофе, если бы это не повышало продуктивность инженеров компании.

Как дизайн офисов диктует, сколько вы работаете. Изображение № 6.

 

То же самое происходит и в других компаниях: уделяя внимание своим сотрудникам, заботясь об их комфорте, сне (в некоторых офисах Google есть капсулы для отдыха) и даже физической форме (Yahoo подарила своим сотрудникам браслеты-трекеры Jawbone UP), топ-менеджеры по сути изобретают новую модель взаимодействия работы и отдыха. Теперь сотрудники могут отдохнуть на работе, да и их офисы больше напоминают уютный дом, в который можно с гордостью пригласить друзей. За это они должны превратить свою жизнь в бесконечную работу: не только быть продуктивнее, но и работать дольше, чем обычно, и быть на связи 24 часа в сутки. 

Рассказать друзьям
2 комментарияпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются