ИндустрияКак звёздные архитекторы меняют наш быт
Городская инфраструктура меняет свой внешний вид
Текст
Сергей Бабкин
Искусство привыкли сдерживать в определенных рамках, но художники всегда стремились к расширению пространства работы. Это касается и архитекторов, которые всё активнее занимаются освоением объектов, выступающих чистым воплощением функции и не нуждающихся в том, чтобы их осмысливали художественно. В область внимания современной архитектуры попадают парковки, эскалаторы, мусоросжигательные заводы и другие объекты городской инфраструктуры.
Почему архитекторы уделяли мало внимания инфраструктуре?
В современной культуре архитекторов воспринимают как авторов построек, которые носят иконический характер и создают новые смыслы для окружающего пространства. Мы привыкли к тому, что потенциальное художественное значение (а значит необходимость работы архитектора над зданием) приписывалось определенным типам пространств, например, музеям, правительственным зданиям, храмам. Оправдать работу художника над инфраструктурными проектами сложнее из-за того, что они воплощают в себе повседневность. То, что используется каждый день, должно в первую очередь хорошо выполнять свою функцию и не обязано выглядеть интересно.
На самом деле архитекторы давно обращали внимание на инфраструктуру и особенно на транспорт. Всем известны мосты, железнодорожные вокзалы и аэропорты, которые приятно не только использовать по назначению, но и разглядывать. Но такие сооружения могут легко получить статус иконических: мало в каких городах есть больше одного пассажирского аэропорта, а мосты к тому же несут груз символических значений.
Когда и почему архитекторы заинтересовались инфраструктурой?
Другие промышленные и инфраструктурные сооружения попали в поле деятельности архитекторов (а не только инженеров) в начале XX века, когда в России зародился конструктивизм, а в Германии — баухаус. Так, архитекторы-конструктивисты участвовали в проектировании комплекса Днепрогэс, а основатель школы «Баухаус» Вальтер Гропиус вместе с Адольфом Мейером создал чертежи к зданию фабрики в немецком Альфельде, которое сейчас входит в список всемирного наследия ЮНЕСКО.
В последние десятилетия архитекторы подключились к обсуждению городской инфраструктуры, которое было начато урбанистами, и предложили множество проектов, изменивших привычные образы тех инфраструктурных сооружений, что раньше не считались достойными внимания художников. Осуществление идей о том, как могут выглядеть элементы городской среды, которые мы считаем до боли привычными, а значит унифицированными, помогло расширить представления о границах архитектуры и о взаимодействии инфраструктурных объектов с городским пространством.
Как архитекторы переделывают инфраструктуру городов сейчас?
Архитекторы по-разному решают проблему отношений между инфраструктурными сооружениями и окружающей их городской средой. Они могут сделать инфраструктурный объект настолько вписанным в остальное пространство, что он становится невидимым, или использовать особенности среды, чтобы объект был различим и открыто взаимодействовал с ней.
Архитекторы прячут
объект инфраструктуры
Во французском Лионе архитектор Жан-Мишель Вильмотт спроектировал парковку, которая спрятана под площадью Пляс де Селестин в самом центре города. Архитектор расположил объект большой площади в центре города, создав помещение из семи ярусов, которые уходят вглубь под исторической площадью и расположены вокруг цилиндрического внутреннего двора. Такая конструкция делает парковку похожей на вывернутый наизнанку римский Колизей. Дно двора представляет собой вращающееся зеркало, которое распределяет по гаражу солнечный свет. На поверхности земли установлен перископ, заглянув в который, можно рассмотреть цилиндрический атриум парковки.
Архитекторы встраивают объект инфраструктуры в городской контекст
Узкие улицы построенных в Средние века городов редко бывают удобны для передвижения множества туристов и их транспорта. В испанском Толедо архитекторы из компании Martínez Lapeña — Torres Arquitectos установили в холме у основания стен старого города шесть эскалаторов, по которым можно срезать путь из нижних кварталов или подняться из подземного гаража. Сами эскалаторы расположены внутри холма, но не спрятаны в нем полностью, а выходят наружу, взрезая склон искусственными плоскостями, крыша которых заросла травой и кустарником. Благодаря этому конструкция органично вписывается в естественную среду, а ее ломаные линии отсылают к средневековой планировке центра Толедо.
Архитекторы создают самодостаточные инфраструктурные постройки
Архитектор Хусто Гарсия Рубио решил не вписывать инфраструктурное сооружение в городской контекст, а наоборот — сделать из него самодостаточную достопримечательность. В испанском городе Касар-де-Касерес он построил автовокзал, который выглядит как вздыбившаяся над поверхностью земли бетонная лента. «Складка» этой ленты служит одновременно и крышей застекленного зала ожидания, и навесом над автобусным перроном. Такое решение не просто интересно внешне, но и функционально: конструкция здания позволяет отводить выхлопные газы автобусов от расположенных рядом школ.
Архитекторы иронически обыгрывают городской контекст
Событием в мире архитектуры стал мусоросжигательный завод в датском Роскильде, спроектированный нидерландцем Эриком ван Эгератом. Завод, который, сжигая мусор, вырабатывает электричество для 44 тысяч домохозяйств и отапливает до 30 тысяч домов, интересен не только с точки зрения технологии. Внешний вид постройки «играет» с историческими и городскими контекстами. Двухслойный фасад сделан из алюминиевых панелей, которые отсылают к внешнему виду старых металлургических заводов и кораблей. Всё здание испещрено отверстиями, которые подсвечиваются по ночам и создают иллюзию вечернего городского пейзажа.
Комментарии
Подписаться