Индустрия9 удивительных скульптур, которые были бы невозможны без технологий
Человеческое молоко, щупальца и женщина в коробке
Текст
Сергей Бабкин
С каждым годом появляется всё больше материалов и техник, которые становятся новыми областями исследования для художников. Иногда кажется, что такие открытия могут перевернуть мир искусства. Так было с масляными красками, фотографией и коллажем. 3D-печать позволяет по-новому работать со скульптурой: созданный в цифровом виде прообраз автоматически воплощается в материале. Многие современные скульпторы начали работать с этой технологией и пришли к интересным результатам.
Американец Мэттью Пламмер-Фернандес вдохновился тем, что, когда искал в Google Image Search изображение коробки, наполненной перьями, система выдала ему еще и фотографию женщины в нижнем белье телесного цвета. Художник создал приложение, которое смешало изображение женщины и коробки с перьями, а потом распечатал его на 3D-принтере. По словам автора, получившаяся скульптура отсылает к Марселю Дюшану, дадаистам и Энди Уорхолу.
Американский художник румынского происхождения Йоан Флореа объявил себя пионером третьей индустриальной революции, которую предсказал экономист Джереми Рифкин в 2011 году. С помощью 3D-принтера и наноматериалов он создаёт объекты крупных форм, размышляя о времени, когда любой человек сможет самостоятельно производить всё, что угодно. Одна из его известных работ — Ford Torino 1971 года выпуска, который художник покрыл кусками нанометалла, распечатанными в виде плавленых форм.
Француз Жиль Аззаро с помощью 3D-печати вводит цифровое и аналоговое в зону неразличимости. Он визуализировал звуковые волны 39 секунд ежегодной речи Барака Обамы и распечатал их из темного материала. Лазер считывает рельеф получившегося горного хребта, что позволяет вернуть речь президента США в звуковую форму.
Архитекторы Михаэль Хансмайер и Беньямин Дилленбургер распечатали на 3D-принтере целую комнату. Они полностью покрыли изысканными трехмерными орнаментами кубическое пространство площадью 16 квадратных метров. Художники бросили вызов редукционизму и назвали свой стиль «цифровым гротеском».
Лорна Брэдшоу создала серию пугающих автопортретов, в которых она подвергла свое лицо процессам разложения с помощью разных цифровых процессов. Получившиеся модели она распечатала на 3D-принтере: бюсты отсылают к классической скульптуре, но говорят о неудовлетворенности собственным телом, которая присуща современным людям.
Фрэна Флэрти в 3D-печати привлекла возможность воспроизвести неустойчивую форму. Он отсканировал человеческое молоко, разлитое в блюдце Петри, и распечатал скульптуру из золотистого материала. Художник обозначил неопределенность между абстрактным и фигуративным и истинными и условными ценностями современного мира.
Джошуа Харкер создаёт узнаваемые абстрактные скульптуры органических форм из разных материалов. Его работы похожи на запутанные клубки щупалец, которые каким-то образом приобрели естественную симметрию. Сам Харкер говорит, что его главный источник вдохновения — идеи сюрреалистов об автоматическом создании произведений искусства.
Эндрю Вёрби создал скульптуру «Сувенир для посетителей нашей Вселенной», распечатав ее на основе двух моделей. Он использовал отсканированные куски скелетов, чтобы создать своеобразный постамент, на который он поместил шар, смоделированный на основе данных исследовательских спутников NASA.
Бельгиец Ник Эрвинк соединяет в своей работе 3D-печать и методы Микеланджело. Художник эпохи Возрождения вымывал уязвимые части из моделей своих скульптур, чтобы понять, где ему начинать работу. Эрвинк использует цифровые модели римских бюстов, которые он деконструирует с помощью специально написанной программы. Похожим образом он работает с образами, которые создали художники Ренессанса и барокко.
Способна ли 3D-печать полностью изменить мир современной скульптуры?
Екатерина Коваленко
«Для начала нужно разграничить профессии скульптора и форматора. Поэтому ситуации, в которых 3D-печать используется только как средство для воспроизведения уже существующей в объеме модели, мы не берём. Использовать данный метод в своей деятельности или нет — личный выбор скульптора, решающего вопрос перевода в материал: пластик ли это, гипс, металл и так далее. Скульптор, который занимается работой с физическими объемами, и художник, использующий 3D-моделирование, — это, в сущности, люди разных профессий, обладающие разными знаниями и техническими навыками.
3D даёт огромный потенциал, как, скажем, и обычный смартфон. Только люди в метро не впитывают знания человечества, а играют в бабл-шутер и просматривают новостные ленты
Вспоминая известную историю, связанную с изобретением фотографии, напомним, что живописец — не фотограф, и наоборот, хотя результат их труда примерно совпадает, как примерно совпадает скульптура из, скажем, глины и 3D модель, отрисованная на компьютере и отпечатанная в объёме. Новое время вносит свои требования в мир искусства, и тому подтверждение — развитие искусства в течение, например, последнего века. В то же время мы видим, что так называемое «классическое искусство» никуда не исчезло и все многочисленные художественные направления сосуществуют на одной планете во всём своём многообразии. Появление 3D — это такое же течение в общем океане, как и все остальные.
Учитывая же геометрическую прогрессию увеличения людской популяции, я с уверенностью могу сказать, что таких разветвлений ещё будет много. Всё очень просто: чем больше людей, тем больше разнообразия и дробления в каждой отдельной сфере деятельности. Эту схему можно представить как фрактал.
В последнее время мы можем наблюдать, как с младенчества развивается творческая деятельность практически каждого: рисование, музыка, спорт, танцы, появление гипермаркетов с художественными материалами и товарами для всех видов искусств. Тем не менее это не привело к творческому взрыву, и в художественных школах далеко не каждый сотый — гений. Так и с 3D: да, эта технология даёт огромный потенциал, как, скажем, и обычный смартфон. Только люди в метро не впитывают знания человечества, а играют в бабл-шутер и просматривают новостные ленты.
3D-печать — это всего лишь форма воспроизведения, требующая определённых навыков и оборудования. Она пугает меня не больше, чем гипсовая форма или её силиконовый (появившийся, к слову сказать, всего примерно полвека назад) аналог. Он дал, между прочим, исключительную точность и возможность многократного воспроизведения для скульптуры. 3D-моделирование — это всего лишь метод достижения определённого результата, ещё один инструмент, увеличивающий возможности скульптора. Но не вверх, а вширь».
Комментарии
Подписаться