Views Comments Previous Next Search
Как объекты дизайна путешествовали через Берлинскую стену — Индустрия на Look At Me

ИндустрияКак объекты дизайна путешествовали через Берлинскую стену

Чем отличалась работа дизайнера в ГДР и ФРГ

Разделение Германии на две части наложило огромный отпечаток на историю развития дизайна этой страны. Look At Me выбрал несколько примеров, которые рассказывают о взаимопроникновении идей между Западом и Востоком и трудностях в общении дизайнеров из противоположных лагерей.

 

Две Германии, два дизайна

Как объекты дизайна путешествовали через Берлинскую стену. Изображение № 2.

 

Послевоенная Германия была разделена на две части в 1949 году. Между Западным и Восточным Берлином ещё не начали строить бетонную стену, но невидимая уже была возведена. Она поделила два общества и две политические системы. Немецкий дизайн с того момента тоже был разделён: в ФРГ дизайнеры помогали развитию рынка, а в ГДР пытались выжить в условиях плановой экономики. Связь между ними никогда не прекращалась полностью: идеи перемещались через стену в обоих направлениях.

Имена дизайнеров из ГДР часто оставались неизвестными, даже если их разработки становились хитами. Их творчество было анонимным, ведь считалось, что продукты производит коллектив. Многие дизайнеры из ГДР вспоминают, что им казалось, будто они мешали, а не помогали производству, когда пытались что-то усовершенствовать.

О различиях между формообразованием в двух государствах Марлис Амелинг, занимавшая позицию ведущего дизайнера стекольного завода Harzkristall Derenburg в ГДР, вспоминает в интервью Гюнтеру Хене: «В ФРГ продукты делались для того, чтобы их купили, поэтому постоянно появлялись какие-то новинки. А у нас продукты производились как будто бы для того, чтобы сотрудники могли унести их домой. В ГДР был дефицит, поэтому все и так знали: всё, что произведено, будет раскуплено».

 

Дизайн-образование в ГДР

Как объекты дизайна путешествовали через Берлинскую стену. Изображение № 3.

 

Берлинскую стену возвели летом 1961 года. До этого времени студенты, изучающие дизайн или формообразование в Восточном Берлине, могли (хотя это и не поощрялось) ездить на Запад и смотреть на витрины магазинов, посещать выставки и привозить профессиональную литературу в институтскую библиотеку. Контакты между дизайнерами из двух государств были довольно обширными. Как вспоминает студент того времени Юрген Петерс, с коллегами из ФРГ у них легко находился общий язык и были похожие ориентиры: и те и другие отстаивали функциональность, воплощённую в ясных формах. Единственное, что расстраивало дизайнеров с Востока, — это то, что в Западной Германии свои проекты было намного легче претворить в жизнь.

→ Художественная школа Weissensee

Как объекты дизайна путешествовали через Берлинскую стену. Изображение № 4.

В 1951 году власти ГДР начали нападки на формализм. Критике за опасные тенденции подверглась художественная школа Weissensee, а от работы был отстранён её ректор Март Стам. Тем не менее профессура во главе с Руди Хогнером пыталась защищать студентов и предоставить им хорошее образование в спокойной обстановке. Сильными сторонами дизайн-образования в ГДР была крепкая связь с практикой и уверенность студентов в том, что после окончания учёбы они будут устроены на работу.

Марлис Амелинг

дизайнер

«Это была, безусловно, хорошая школа, потому что дизайнеры вначале должны были работать на производстве, и, когда они сами приходили в цех, они уже понимали, почему после пяти часов рабочий уже не может держать стекло ровно, и не делали на заводе никаких высокомерных комментариев. Но вот чему нас никто не научил, так это тому, как пробиваться через социалистическую систему: что иногда нужно быть прямым и грубым, а иногда, наоборот, делать что-то по-хитрому, под шумок».

 

Дизайн-транзит

Как объекты дизайна путешествовали через Берлинскую стену. Изображение № 5.

↑ Berolina K Хорста Гиса 

В конце пятидесятых годов дизайнеры из ГДР смогли выпустить несколько интересных продуктов, в числе которых можно назвать радиоприёмник Berolina K Хорста Гиса, разработанный на предприятии Stern-Radio Berlin. Он не только выдавал «объёмный» звук, но и сам был красивым объектом, игравшим с объёмами, который не хотелось прятать в гостиной.

В это время в Западной Германии к успеху пришла компания Braun, её изделия выставлялись на международных выставках и привозили домой медали. И хотя в этот момент в Восточной Германии появлялись свои неплохие разработки, в министерстве ГДР был задан курс на копирование техники Braun. Появился «восточный» аналог вентилятора Tischlüfter HL1, близнец тостера HT1 и свой бритвенный станок Braun Standard 2.

 

→ Braun Standard 2 / Tischlüfter HL1 / тостер HT1

Как объекты дизайна путешествовали через Берлинскую стену. Изображение № 6.

 

Ещё один знаменитый продукт из ГДР — сервиз Mitropa, произведённый Rationell. Его можно было увидеть повсюду: от гостиниц и больниц до столовой комитета правящей партии СЕПГ (там он, правда, был с зелёной каёмкой, а не с коричневой). Его отличала удобность сервировки (все предметы легко держать в руках), возможность складывать чашки в высокий штабель, а также узнаваемая плавная форма чайного носика.

Именно с этим носиком была связана ещё одна попытка перенять разработки ФРГ в ГДР. Как известно, перед дизайнерами столовых приборов стоит вечная проблема — как сделать так, чтобы из чайника не капало ничего лишнего. Дизайнерам из Западной Германии на предприятии Bauscher удалось найти решение этой задачи: оказалось, что капание можно устранить с помощью небольшого надреза на нижней поверхности чайного носика. Поскольку патент на это изобретение уже устарел, дизайнеры сервиза Mitropa Эрик Мюллер и Маргарета Янни были уверены, что смогут легко перенять его для своего производства. Но в итоге, даже несмотря на то что за воспроизведение патента уже не нужно было платить, руководство предприятия отказалось от нововведения. В качестве причины оно указало, что подобное действие требовало бы дополнительной ручной обработки готовых изделий.

 

Как объекты дизайна путешествовали через Берлинскую стену. Изображение № 9.

 

Правда, вскоре самому Эрику Мюллеру удалось прийти к решению другой важной проблемы: как сделать так, чтобы можно было наливать чай в чашку до последней капли, не придерживая при этом крышку чайника. Решением стала плотно прилегающая плоская цилиндрическая крышка. Но из-за того, что в ГДР очень долго шло патентование изобретений, эта крышка (даже в несколько усовершенствованной форме) успела появиться на предприятии Bauschel в ФРГ, и её представили на общегерманской выставке-ярмарке в Лейпциге. Маргарета Янни с горечью вспоминала: «Конечно, их крышка ещё лучше прилегала к чайнику, ведь в Западной Германии для её создания не приходилось использовать устаревшие производственные технологии».

Но интересно, что после падения Берлинской стены сервиз западногерманской фирмы Bauschel с надрезанным чайным носиком и инновационной крышкой исчез из обихода. А сервиз Mitropa до сих пор, с каёмочкой разных цветов, можно увидеть в общепите на территории всей бывшей ГДР.

Марлис Амелинг

«Когда мы пересекались на выставке-ярмарке в Лейпциге, меня всегда возмущало высокомерие дизайнеров из ФРГ. Они общались с нами так, будто мы и сами не знали, что наши продукты могли быть гораздо лучше, если бы мы использовали новые технологии. Они не понимали, что даже главные дизайнеры предприятия часто не могли повлиять на формирование ассортимента. Дизайнеры из ФРГ никогда не интересовались, в каких условиях нам приходилось работать. И если я рассказывала, что мне иногда нужно было выдумывать какие-то бессмысленные задания для сотрудников, чтобы просто занять их, они никогда не могли этого понять.

Уже после объединения Германии я смогла посетить несколько стекольных заводов в ФРГ. Меня поразила разница между их „дворцовыми“ стендами на ярмарках-выставках и крайней неустроенностью рабочего быта самих сотрудников: во время смены не было предусмотрено перерывов, на многих предприятиях не было столовых, а туалеты часто находились в ужасном состоянии».

 

После воссоединения

Как объекты дизайна путешествовали через Берлинскую стену. Изображение № 10.

 

В 1989 году рухнула Берлинская стена, а к названию ГДР стали прибавлять прилагательное «бывшая». Экономическая ситуация была очень непростой, начинались махинации: какие-то товары из Восточной Германии стали попадать в Западную, где на них переклеивали этикетки и отправляли продаваться в Восточную часть страны уже по новой цене.

Немногие из предприятий смогли выжить в новой системе: стекольному заводу, на котором когда-то работала Марлис Амелинг, сейчас приходится производить стеклянные шарики для туристов.

Но сегодня у дизайна из ГДР появляются всё новые и новые коллекционеры. В Германии говорят, что это те, кого охватила «ностальгия»: в условиях капитализма людям снова хочется вернуться к простым формам и простым вещам. Несколько лет назад в Шверине (столица земли Мекленбург — Передняя Померания, которая раньше была частью ГДР) появился магазин Formost, где можно приобрести товары из ГДР и Восточной Европы. Этот магазин в своём роде заменил музей дизайна ГДР, который там долгое время хотели открыть, но так этого и не сделали. Правда, в интернете уже есть обширный цифровой архив объектов, созданный главным популяризатором дизайна из ГДР Гюнтером Хене. Он и раньше писал о дизайне и был главным редактором выходившего в Восточном Берлине журнала Form und Zweck, а после воссоединения страны издал уже 11 книг о формообразовании и дизайнерах из Восточной Германии.

Рассказать друзьям
1 комментарийпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются