Views Comments Previous Next Search
Как русские художники комиксов ищут работу на Западе — Индустрия на Look At Me

ИндустрияКак русские художники комиксов ищут работу на Западе

«Живу с родителями, поэтому не работаю нигде»

Как русские художники комиксов ищут работу на Западе. Изображение № 1.

Материал подготовил
Гриша Пророков

Несмотря на то что комикс-индустрия в России развивается очень быстро, оригинальных комиксов и авторов, создающих их, в нашей стране пока мало. А местных художников, которым удалось бы поработать в Европе и Америке, так и вовсе можно пересчитать по пальцам; неспроста появление сибирского художника Артёма Траханова в издательстве Image год назад стало таким событием. LAM нашёл ещё четверых художников, поработавших с западными комиксами, и расспросил их о творчестве. 

Как русские художники комиксов ищут работу на Западе. Изображение № 2.

Читайте также:

Как стать художником мирового издательства комиксов

Как русские художники комиксов ищут работу на Западе. Изображение № 3.

Константин Новосадов

рисовал для издательства Image комикс
The Dream Merchant

«Специального художественного образования у меня нет, зато есть множество незаконченных разных: немного дизайна, немного ДПИ (декоративно-прикладное искусство), кукольный театр и, наконец, режиссура анимации — на последнем факультете я задержался дольше всего. Так что я образован, скорее, в области экранных искусств. В студенчестве у меня было много амбиций и мало мозга.

мне хотелось сотворить шедевральный мультфильм, в котором всё целиком было бы моим. Сценарий, режиссура, работа художника, монтаж и так далее. Непосильная задача — ничего не вышло. После задумал большой комикс — не из особой любви именно к комиксам, но как логичный шаг, если кажется, что ты разбираешься в монтаже и строении кадра. Снова провал. Если необходимо зарабатывать на жильё и хлеб плюс учиться, на крупный авторский проект нет времени, сил, а после и желания.

Во время учёбы я попал в петербургское издательство «Азбука». Повезло, добрый редактор немедленно дал работу для серии детской фантастики. Это был классный опыт. У меня в то время не было даже собственного компьютера, так что работал я прямо в издательстве, в их чудесной детской редакции с горой детских книжек со всего мира и вкусной едой в холодильнике. Ночами. Утром прыгал в метро и ехал на другую работу, не творческую — продавцом-консультантом в книжный. Вечером 3–4 часа сна, и снова в редакцию. Неудивительно, что моё кинообразование очень быстро раньше времени закончилось. Успел оформить несколько книг, на которые сегодня, увы, без слёз смотреть невозможно, зато научился рисовать в Photoshop. В общем, то был мой самый первый опыт в иллюстрации.

Как русские художники комиксов ищут работу на Западе. Изображение № 4.

Повторить можно Миньолу, но его эпигонов сразу видно, и опознаётся именно Миньола, а не тот, кто ему подражает

 

Затем работал в профессии — анимация, реклама и прочее. Создал вместе с друзьями собственную студию, потом ушёл из неё, почувствовал отвращение к большим городам и занялся дауншифтингом. Сегодня живу в глубинке глубинок — настоящей сибирской деревне.

Комиксами специально я никогда не интересовался. Конечно, есть несколько любимых авторов. Американских немного — Майк Миньола, Гай Дэвис, Нейтан Фокс и Тоби Сайпресс, пожалуй. Ценю тех, кого сложно повторить, для меня важна уникальность художника. Независимо от уровня технических навыков. Повторить можно Миньолу, но его эпигонов сразу видно, и опознаётся именно Миньола, а не тот, кто ему подражает. Дэвиса повторить невозможно (я пробовал) — он уникальный. Европейских художников люблю очень многих, по-моему, у них нет «конвейерной традиции», и в цене уникальность. Из современных, тех, кого знаю, на первых местах — Николя де Креси, Матьё Бономм и Сирил Педроса. По этим фамилиям, кажется, уже можно определить персональный вкус.

Как русские художники комиксов ищут работу на Западе. Изображение № 5.

 

Российские комиксы — отдельная история. Уже много сказано о том, как сложно в России с этим делом. На мой взгляд, чтобы заниматься комиксами в России, необходимо не только владеть ремеслом, но быть немыслимым энтузиастом, настоящим маньяком. Ребята просто молодцы. Лично или виртуально почти ни с кем не знаком (у меня очень узкий круг общения), выделю, например, Артёма Траханова — трудолюбивого и «барочного». Нравится его свободное рисование, — силуэт, пятно, его отпечатки пальцев. Но, кажется, он вкалывает только на западные издательства. Нравится, как работает Артём Бизяев — грамотная стилизация и постоянный, живой, творческий поиск. Он работал для Bubble — их комиксы вполне самого мирового качественного уровня, на мой взгляд, конечно.

Самый первый комикс, над которым я работал, был Finado — испанская левацкая история о том, как коммунисты сражались с заполонившими мир ордами зомби. Ввязался просто ради интереса, и было интересно. Потом фрилансерские будни — немного рисовал иллюстрации, какие-то обложки, персонажей. Для одного комикса делал цвет, и это мне не понравилось, так как раскрашивать чужой рисунок — стрёмно. Затем — The Dream Merchant для «Image». Нэйтан Эдмондсон случайно увидел моё портфолио в интернете, его привлёк стиль. Это такой слегка «ленивый» стиль, без тщательной прорисовки деталей, только простые формы — круги и прямоугольники.

Кадр из комикса The Dream Merchant

Как русские художники комиксов ищут работу на Западе. Изображение № 6.

 

И Нэйтан, пожалуй, лучший автор из всех, с кем довелось работать, несмотря на некоторые «трудности перевода». Почти полная свобода действий. Почти любой мой каприз был в тему, это удивительно. Он просто даёт ключевые точки (и сам сценарий, конечно), а я выпендриваюсь. По-моему, это прекрасный пример настоящего соавторства. Читал немного американской критики, многие тоже это заметили. Увы, до конца проекта я не дошёл, хотя сделал почти всё — стиль, персонажей, гамму и так далее, но над последними двумя выпусками работал другой художник. Банальный форс-мажор — разрубил руку топором (у нас тут в Сибири никто не выходит из дома без топора) и на полгода выбыл из строя, сейчас понемногу восстанавливаю способности.

Работать дальше над комиксами, специально строить карьеру в этой сфере я не планирую. Было несколько предложений, отказался по понятным причинам. На самом деле, комиксы — это, как говорят, «не моё». Тем более у нас столько по-настоящему желающих рисовать и издаваться, мне не хочется занимать чьё-то место. Больше привлекают иллюстрации в обычные книги и для отечественного издателя. Не нравится популярное нынче так называемое «демократическое» рисование, то есть совершенно одинаковые большеголовые пупсы в иллюстрациях даже к серьёзной классической литературе, или когда взрослый художник, видимо, рассчитывая быть «ближе и понятнее» ребёнку, творит хуже пятилетних малышей, или когда в надежде не задеть чувств не умеющих рисовать читателей работает намеренно примитивно. Понятно, что это не вина самих иллюстраторов, а издательская политика, но хочется уже другого. Есть планы, может быть, что-то сделаю, а может и нет, я не спешу».

Как русские художники комиксов ищут работу на Западе. Изображение № 7.

Евгений Яковлев

нарисовал обложку и небольшую историю
для комикса Uncle Grandpa

«Рисованными историями я увлекся ещё в глубоком детстве. Первыми моими комиксами были «Бамси» и «Голиаф». Не могу сказать, что я их читал — я их рассматривал! Меня всегда больше интересовало то, как нарисована история, а уж потом буквы и смысл.

Моя карьера художника началась в 12 лет. Я рисовал карикатуры и забавных персонажей для еженедельных гороскопов в газеты Караганды и Алматы. Рисовал довольно редко, с периодичностью год через два. После окончания школы поменял много профессий. Работал на заводе, искал себя в музыке (пел в группах и организовывал концерты), несколько лет был журналистом в Караганде и в Астане. Затем изучил графические программы, устроился дизайнером, а ещё через несколько лет стал дизайнером-верстальщиком. Пять лет назад решил вновь попробовать порисовать. Сначала  просто складывал рисунки в папку, затем создал свою страницу на платформе Blogspot и принялся выкладывать картинки туда. Вот так, верстая газеты и журналы и рисуя только для себя, я провёл несколько лет.

Как русские художники комиксов ищут работу на Западе. Изображение № 8.

В прошлом году выиграл сразу три гран-при: на фестивале Ligatura в Польше,
на «КомМиссии» и в ереванском
24 Hour Graphic Storytelling Marathon

 

Потом постепенно стал рисовать комиксы в сборники рисованных историй Казахстана и России. Сделал свой pdf-сборник рисованных историй RGB, который можно было скачать абсолютно бесплатно. Всего вышло в свет 6 номеров, в них приняли участие как начинающие художники, так и настоящие мэтры со всего мира. Больше всего я радовался, когда удалось уговорить поучаствовать Джейка Уайта, Патрицио Беттео и Тони Сандовала! Сейчас в связи с загруженностью и рождением дочки от создания RGB пришлось отказаться.

С того момента, как я решил вновь заняться рисованием, я много всего успел сделать. Два года назад небольшим тиражом в Санкт-Петербурге вышел сборник моих комиксов My First Book. В прошлом году выиграл сразу три гран-при: на фестивале Ligatura в Польше, на «КомМиссии» и в ереванском 24 Hour Graphic Storytelling Marathon. В этом году совместно с творческим дуэтом Live Bubbles выпустил два набора открыток с моими картинками. На сегодняшний день мои иллюстрации и комиксы публиковались в изданиях Америки, Швеции, Аргентины, Чехии, Польши, Болгарии, Украины, России и Казахстана.

Как русские художники комиксов ищут работу на Западе. Изображение № 9.

 

Примерно четыре года назад со мной связался Артём Габрелянов и предложил рисовать в юмористический журнал комиксов Bubble историю про гениального продюсера «Барри Полюбасова». На тот момент я ничего не знал об этом журнале, но согласился, и не пожалел! Благодаря этому решению я быстро поверил и втянулся во фриланс и очень горжусь, что до сего дня сотрудничаю с комиксами Bubble и лично Артёмом. Мне очень нравится, что делает Bubble и что они растут не по дням, а по часам!

Сотрудничество с Boom!Studios началось в июне этого года, когда мне написали письмо с предложением рисовать комикс про Дядю Деда. Очень приятно, что мне дали возможность придумывать свои истории и что, пройдя многочисленные утверждения, они были напечатаны! На сегодняшний день было опубликовано две моих истории и одна обложка.

Также очень радуюсь, когда меня приглашают на фестивали с творческими встречами и мастер-классами. Мастер-классов было не так много и пока только на территории России и Казахстана. Главным в своих мастер-классах считаю не рассказы о том, как придумать и что нарисовать в комиксе, а то, что удаётся зажечь людей и доказать, что рисовать истории может каждый! Ну и, как показывает практика, жить фрилансом на постсоветском пространстве, рисуя комиксы и иллюстрации, даже самоучкам можно!»

Как русские художники комиксов ищут работу на Западе. Изображение № 10.

Ярослав Астапеев

рисовал вместе с Артёмом Трахановым Undertow

«Меня зовут Ярослав, мне 19 лет, живу в городе Краснодаре, учусь на художественно-графическом факультете. Живу с родителями, поэтому не работаю нигде. Я рисую с раннего детства, и всё время почти только этим и занимался, можно сказать. Немного ходил в художественную школу, но там как-то совсем уж не заладилось, и нахождение там мне доставляло большие страдания. Так я её и не окончил. Но рисовать, конечно, никогда не переставал; а после окончания школы нужно было куда-то идти, и каким-то чудом я попал в университет, где третий год уже и нахожусь. Те знания, которые я получил на данный момент, уже сильно помогли в осмыслении творчества, хотя бы чисто в техническом смысле.

Комиксы — они как-то сами пришли. Знаете, сначала смотришь мультики, потом ты узнаёшь про комиксы, и уже они тебе нравятся, и ты их читаешь, а если умеешь рисовать, начинаешь что-то рисовать. Первый комикс, который я прочитал, был «Андрей Брюс, агент космофлота». Эта книжка сейчас уже довольно сильно потрепалась, поэтому ещё больше мне дорога. Если кто-то сможет найти её — обязательно пролистайте или приобретите. Ну а потом уже было всё, что издавало издательство «Комикс», комиксы Marvel.

Как русские художники комиксов ищут работу на Западе. Изображение № 11.

Шансы поработать с каким-нибудь ещё западным комиксом, я думаю, есть.
Мне писали из какого-то издательства, но я пока на это сильно внимания не обращаю.

 

Комикс «Не место для героев» — мой первый полноценный и потенциально удачный проект, который дойдёт до читателя. Были у меня и другие попытки, но смотреть там уж точно не на что. «Не место для героев» — это, как мне кажется (и мне нравится, что мне так кажется), такой криминальный, грязный, смоляной экшен-детектив. Я очень надеюсь, что детектив. Там ещё люди в масках есть.

На страницы Undertow я попал довольно просто: Артём мне сказал «Эй, давай нарисуешь?», я говорю: «Ну, давай». Я и нарисовал. У меня на самом деле было довольно много времени на те несколько страниц, но я оставил всё на последние дни и работал экстремально быстро. Всегда так получается у меня. Работа хоть и была не длительной, но очень интересной и приятной. Мы буквально на бегу обсудили наше видение того, что мне нужно будет сделать, и мы друг друга очень хорошо поняли. Дальше он дал мне уже почти полную свободу и, кажется, был не разочарован. По крайней мере, так он говорит.

Вообще приятно было ненадолго погрузиться под воду и что-то там сделать (Действие Undertow разворачивается под водой. — Прим. ред.), потому что идеи и образы у меня были ещё до того, как он мне предложил это. Шансы поработать с каким-нибудь ещё западным комиксом, я думаю, есть. Мне писали из какого-то издательства, но я пока на это сильно внимания не обращаю, потому что основное время уходит на «Не место для героев», учёбу и лень. Но в будущем обязательно что-то такое будет.

Как русские художники комиксов ищут работу на Западе. Изображение № 12.

 

Всё, что я рисую для комиксов, я делаю с помощью старенького планшета Wacom. Это сильно экономит время и материалы, это полезно, потому что времени на само рисование тратится довольно много. Вопрос времени очень актуален и в вопросе «Как настроить себя на работу?» Для меня это тоже большая проблема, и какую-то идеальную систему я пока для себя не выработал. Весь процесс от этого сильно страдает. Хорошо, что на качестве вроде не сильно отражается.

Комикс-индустрия в россии есть. Развивающаяся, наверное. Много сейчас переводят по лицензиям хороших книг. И собственного вроде тоже всё больше и больше. Не буду рассуждать о качестве, мне кажется, что просто мы не нашли ещё «то самое». Но скоро найдём, я думаю».

Как русские художники комиксов ищут работу на Западе. Изображение № 13.

Андрей Аринушкин

живёт и работает во Франции

«Я родился в Белоруссии и рисовал с самого детства. В двенадцать лет начал делать огромную многофигурную картину, на которой был изображён въезд пленных рыцарей-крестоносцев в Новгород после Ледового побоища, этакий Суриков. Этот холст позволил мне поступить в Минское художественное училище, где я проучился 4 года. Потом я попал в армию, а по возвращении поступил в Белорусскую академию художеств на отделение графики. Я всегда мечтал заниматься книжной иллюстрацией.

В 1997 году я купил недельный тур в Париж для открытия новых горизонтов. К тому времени я сделал очень много книжных обложек для российских издательств, для фантастики и женских романов. В Париже я был невероятно удивлён гигантскими отделами комиксов в магазинах, был удивлён очень приятно, до этого я такого и представить себе не мог. За неделю пребывания в Париже я побывал в разных издательствах, в том числе в Casterman, где мне предложили проект — сделать комикс «Жар-птица». Там всего 30 страниц, но его я делал следующие два с половиной года.

Как русские художники комиксов ищут работу на Западе. Изображение № 14.

Что же до комиксов в России: сравните с Парижем. В одном только городе выходит около 45 новых, полновесных бан дэссине. Во всей России эта цифра не доходит до 10 книг в год.

 

После этого я перебрался во францию, где живу до сих пор, сотрудничая с различными издательствами. Обычно я просто предлагаю проект бан дэссине (дословный перевод «лента рисунков» — мини-кино такое), а издательство либо принимает его, либо предлагает своего сценариста. Часто сценарии я придумываю сам, как, например, недавний комикс «Иллейн».

Как русские художники комиксов ищут работу на Западе. Изображение № 15.

 

Мой творческий процесс описать немного сложно. Сначала идёт картинка в голове — яркая, на сто процентов, в процессе же работы картинка видоизменяется не в лучшую сторону, теряется довольно сильно. Так что вниманию публики получается представить где-то 30–40 процентов от задуманного (что, впрочем, людям нравится и в таком виде). Из материалов использую жидкую концентрированную акварель (либо иногда акрил).

Что же до комиксов в России: сравните с Парижем. В одном только городе выходит около 45 новых, полновесных бан дэссине. Во всей России эта цифра не доходит до 10 книг в год — я имею в виду не перепечатку западных „Человеков-пауков“, а оригинальные комиксы».

Рассказать друзьям
1 комментарийпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются