Views Comments Previous Next Search
Как Google и Amazon эксплуатируют труд невидимых рабочих — Индустрия на Look At Me

ИндустрияКак Google и Amazon эксплуатируют труд невидимых рабочих

Технологическая революция, основанная на дискриминации

Ведущие корпорации соперничают друг с другом не только в технологиях. Часто они прибегают к ухищрениям, которые, собственно, ведут к эксплуатации труда, а также гендерной и расовой дискриминации. Look at Me собрал несколько историй о главных компаниях современности и их своеобразном трудовом кодексе.

 

Google

Как Google и Amazon эксплуатируют труд невидимых рабочих. Изображение № 2.

Cекретные рабочие

Книги не могут сканировать сами себя. В Google оцифровкой занимаются работники отдела ScanOps. Большинство из них афро- или латиноамериканцы. Их рабочий день начинается в 4 часа утра, а заканчивается в 2 часа дня. Они носят специальные жёлтые бейджи, и с этим форменным знаком отличия их не пускают ни в одно другое здание корпорации. Контакты с представителями других подразделений для них строго запрещены. Когда это правило попытался нарушить Эндрю Норман Уилсон, нанятый в Google на работу в видеопродакшене, контракт с ним сразу же расторгли. В объяснительной записке своему шефу Уилсон писал: «Я интересуюсь вопросами классового расслоения, а также тем, как расовое происхождение влияет на рабочие условия. Поэтому мне хотелось задать людям из подразделения ScanOps несколько вопросов».

Уилсон потерял контракт, но у него осталось видео. Этот материал стал своеобразным ремейком фильма братьев Люмьер «Выход рабочих с фабрики». В фильме Уилсона сопоставлены несколько экранов: на одном из них офис покидают представители «высшей» категории сотрудников, с красными бэйджами, а на другом — «низшей», с жёлтыми. Закадровый голос автора рассказывает о том, какими привилегиями работы в Google не мог бы воспользоваться ни один рабочий ScanOps: для них не предусмотрено ни бесплатных обедов, ни велосипедов, ни экскурсий.

Эндрю Норман Уилсон посвятил «невидимым рабочим Google» ещё один свой проект, который так и называется «ScanOps». Хотя корпорация пытается сделать вид, что сотрудников этого подразделения не существует, в отсканированных версиях книг Google иногда попадаются снимки их рук. Уилсон собирает такие изображения и занимается их художественной переработкой. Выставка этого проекта прошла уже в нескольких галереях в разных странах мира.

Как Google и Amazon эксплуатируют труд невидимых рабочих. Изображение № 3.

Гомогенная компания

Расовая структура населения США:
Европеоиды — 72,4 %
Негроиды — 12,6 %
Монголоиды — 4,8 %

на графе сверху Половая и расовая структура сотрудников Google

Google долго не публиковал данные о половом и расовом соотношении среди своих сотрудников, но в мае 2014 года всё-таки это сделал. Диспропорция налицо: в компании работают 70 % мужчин и только 30 % женщин; 61 % представителей европеоидной расы, 31 % — монголоидной, и всего 2 % негроидной. И хотя в последние годы Google вкладывался во множество программ, призванных увеличить долю женщин-сотрудников в технологической отрасли (в среднем в IT-отрасли ситуация ещё хуже: только 20 % её участников — женского пола), в самой компании в этом отношении мало что изменилось. Тем не менее в Google запланировали тренинги по ликвидации невольных предубеждений. Насколько подобные занятия могут быть эффективными, покажет время, но аналитики высказываются о них скептически. Майкл Томсен из «Форбс» пишет, что идеология компании слишком долго основывалась на вертикальной структуре. 

 

Amazon

Как Google и Amazon эксплуатируют труд невидимых рабочих. Изображение № 4.

Невыполнимые нормы

Изначально на Amazon можно было купить только книги, а теперь, кажется, вообще всё. В некоторых странах компании удалось получить субсидии от государства для создания новых рабочих мест. Покупатели обожают Amazon за то, что он упростил покупку товаров до одного клика. Но та работа, которая происходит после этого клика, часто остаётся за скобками.

В ноябре 2013 года компания BBC показала документальный фильм «Amazon: The Truth Behind the Click». В его основу вошли съёмки будней одного из рабочих склада в Британии, сделанные скрытой камерой. Поначалу 23-летний Адам Литтлер работал в дневную смену, а потом перешёл в ночную: смена длилась 10 часов, а зарабатывать ему удавалось от 6,5 до 8,25 фунтов стерлингов в час. В его задачи входило передвигаться по складу и находить нужные товары. За смену приходилось проходить от 10 до 18 км. На поиск каждого товара специальной программой отводилось всего несколько секунд: часовая норма составляла 110 товарных единиц, разбросанных по разным участкам склада. Герой фильма застрял на отметке в 70 единиц и так и не смог приблизиться к заданному корпорацией стандарту. Для этого ему нужно бы было бегать без остановки в течение 10 часов. И хотя рабочие не раз жаловались на завышенные нормы, компания говорила, что эти стандарты были установлены по результатам работы их более старательных коллег.

→ Amazon: The Truth Behind the Click

 

Иногда Литтлеру приходилось работать в темноте: световые датчики не всегда реагировали на его перемещения. За опоздания и отсутствие прогресса он получал штрафные баллы (как и за то, например, что ему пришлось уйти с работы домой из-за плохого самочувствия). Было понятно, что если его и не уволят прямо сейчас, то контракт с ним точно не продлят. Всё это (вместе с противным писком ручного сканера для отслеживания товаров) ужасно давило на психику. Литтлер и другие проинтервьюированные для фильма рабочие вспоминают о времени, проведённом в Amazon, как о худшем в своей жизни. Эксперты по трудовому праву говорят, что, заставляя сотрудников работать как роботов, компания не может устанавливать такие длинные смены: они опасны для физического и психического здоровья.

В разгар предрождественских продаж работники на складах Amazon в разных странах традиционно проводят забастовки. В комментариях к новостям об этих акциях многие солидарные пользователи пишут: «Я больше никогда ничего не буду заказывать на Amazon!». Но пока дешёвой альтернативы корпорации не существует — а значит, продажи каждый год продолжают расти.

Как Google и Amazon эксплуатируют труд невидимых рабочих. Изображение № 5.

Краудворкинг

Amazon эксплуатирует рабочих не только на складе, но и в интернете. В 2005 году компания запустила краудворкинговую платформу Amazon Mechanical Turk. На ней Amazon и другие фирмы публикуют разные задания. В принципе, для их выполнения не требуется большой компетенции, с ними просто пока не может справиться компьютер. Например, только человеку под силу определить, должна ли картинка иметь примечание «разрешается к просмотру для лиц старше 18» или нет. Генеральный директор Amazon Джеф Бэзос называет таких работников «искусственным искусственным интеллектом». Выполняя задания из этой базы, в среднем можно рассчитывать на зарплату от $ 1 до $ 5 в час. В этой системе только на Amazon работают порядка 500 тысяч человек из 190 стран. Все эти цифровые рабочие находятся в «серой правовой зоне»: компания не признаёт их официальными сотрудниками, не выплачивает страховку, а иногда даже отказывается принимать выполненные задания, тем самым экономя на выплатах (при этом сохраняя право на результаты работы).

Женщины, низкооплачиваемого труда которых никто не замечает, улучшают работу компьютеров, которые по большей части были созданы мужчинами с высокой зарплатой

 

По данным исследований, 70 % работников Amazon Mechanical Turk — женщины. Они выполняют работу и тем самым учат компьютеры быть умнее. Анализируя выполненные задания, компьютер сможет выработать новые алгоритмы, например, для того же распознавания картинок. Шан Вен в журнале The New Inquiry сводит этот процесс к такой гендерной формуле: «Получается, что женщины, низкооплачиваемого труда которых никто не замечает, улучшают работу компьютеров, которые по большей части были созданы мужчинами с высокой зарплатой».

Интересно, что в самом названии mechanical turk содержится указание на иллюзионный шахматный автомат из XVII века, с которым когда-то соревновались Наполеон и Франклин. Партию в нём вёл невидимый соперник: под столом просто сидел человек и передвигал с помощью магнита фигуры. Такая иллюзорность есть и в новой платформе Amazon — правда, невидимыми в ней оказываются тысячи игроков. И, конечно же, во всём, как всегда, легко обвинять их самих: все они сотрудничают с компанией по доброй воле.

изображения via Roman Boed/FlickrJ. A. Belcher/Flickr

Рассказать друзьям
1 комментарийпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются