ИндустрияКак учителя и студенты бунтуют против технологий
Иногда приложения и ноутбуки мешают учиться
Текст
Екатерина Статкус
Мы привыкли считать, что технологии помогают учиться. Но в некоторых случаях новшества ставят перед студентами и преподавателями столько вопросов, что их польза уже не кажется неоспоримой. Look At Me собрал четыре истории, которые рассказывают о нелёгком симбиозе образования и технологий.
Почему ноутбук на лекции
— не всегда хорошо
Преподаватель математики из Дартмутcкого колледжа Дэн Рокмор запретил своим студентам пользоваться компьютером на лекциях. Рокмору надоело видеть на экранах своих студентов не конспекты, а страницы соцсетей и онлайн-магазинов. Чтобы поиздеваться над нерадивыми студентами, коллега преподавателя во время урока ненадолго переключился на трансляцию футбольного матча — это заставило всех немедленно оторваться от тетрадок и «Фейсбука».
Рокмор говорит, что для записи математических формул ещё не изобрели подходящий редактор. Поэтому пользы от компьютера для фиксации материала на его лекциях всё равно мало, но зато появляется много соблазнов. И поскольку он сам по себе знает, насколько трудно оставаться сконцентрированным, если ты всё время онлайн, он окончательно принял решение запретить студентам пользоваться компьютерами.
Его решение основано не только на личном опыте. В 2003 году в Университете Корнел провели эксперимент под названием «Ноутбук и лекция». Половине студентов на курсе разрешили пользоваться компьютером во время лекций, а другой половине — запретили. Опыт показал, что независимо от того, как долго студенты пользовались компьютером, те, кто этого не делал, сдали тест лучше.
Недавно такое исследование провели Принстонский и Калифорнийский университеты. Оказалось, что студенты, которые набирают текст на компьютере, могут записать в конспект больше слов лектора и с большей точностью, чем те, кто ведёт конспект в тетрадке. Но в тесте на пройденный материал вновь лидировали те, кто писал по старинке ручкой.
Как учителя взбунтовались
против PhotoMath
Учителя математики с яростью отреагировали на появление в 2014 году приложения PhotoMath. С его помощью можно фотографировать математические примеры на камеру смартфона и, благодаря функции распознавания цифр и знаков, моментально получать готовый ответ. Преподаватель математики из Невады Глен Варделл написал открытое письмо администрации своего образовательного учреждения. По его мнению, такие новшества ставят школы в тупик и вынуждают учителей полностью пересматривать своё отношение к тому, что такое домашние задания.
Представители Microblink, компании-разработчика приложения, с сожалением отмечают, что во многих новостях о релизе PhotoMath действительно говорили о возможности обманывать учителей. Но в компании думают, что школьники и без приложения найдут, как смухлевать, а жульничество никогда не было основной идеей PhotoMath. Приложение показывает пользователю не только ответ, но и всю последовательность действий для его решения. А значит, его можно использовать в образовательных целях — особенно для школьников, которые не понимают, с какой стороны подступиться к математическим примерам. «Мы уверены, что те же вопросы уже поднимались в школах, когда в классы начали проникать калькуляторы. Создав приложение, мы хотели сделать новую версию калькулятора — просто более полезную», — говорят в Microblink.
Что плохого в цифровом
классном журнале
Новые технологии в школе используют не только дети, но и взрослые. С помощью популярного приложения ClassDojo учителя многих начальных школ США заменили традиционный классный журнал на цифровой. На доске проецируются аватары всех учеников класса и баллы, которые каждый из них получил на последней неделе. За невыполненное домашнее задание учитель может забрать один балл, и тогда аватар ученика погрустнеет, а программа издаст звук, символизирующий всеобщее разочарование. Одновременно с этим родители ученика моментально получат оповещение. Многие учителя успели полюбить это приложение: через него легче общаться с родителями и нетрудно следить за успехами учеников.
Но некоторых родителей, учителей и юристов приложение, получившее $ 10 млн инвестиций, отталкивает. Им не нравится используемый в Class Dojo метод кнута и пряника. Это ведёт к тому, что «проблемные» дети в классе ещё больше стигматизируются, — как всегда и было в школе.
И всё же, есть ли что-то кардинально негативное, что ClassDojo может привнести в образовательный процесс? Это приложение собирает статистику по всем детям и, вероятно, может использовать её в своих целях. Хотя в условиях договора написано, что компания не будет продавать данные, ничто не мешает ей зарабатывать на контекстной рекламе, например, на предложениях коучинга для отстающих.
Ведущий специалист по закону о защите частной жизни в образовательном процессе Стивен Дж. МакДональд считает, что нельзя по умолчанию разрешать учителям устанавливать эту программу для своего класса: «Поскольку она бесплатная, то волей-неволей приходится думать о том, за счёт чего на самом деле производится оплата». Может быть, как раз поэтому Тони Портерфилд, программист из Калифорнии, попросил убрать профиль своего сына из статистики ClassDojo: «Приложение заменяет моего ребёнка знаком. И, мне кажется, для шестилетнего школьника это рановато».
Как приложение CourseSmart подглядывает за вами,
пока вы читаете
Как известно, оценки, которые можно получить на экзаменах, иногда мало коррелируют с тем, сколько времени студенты на самом деле провели за изучением темы. С помощью сервиса CourseSmart истина, наконец, должна была восторжествовать. Эта технология докладывает профессорам, какие страницы учебника их ученики пролистнули, насколько прилежны были, делая пометки, и сколько раз перед зачётом открыли свой электронный учебник. Это изобретение работает и в качестве обратной связи для издателей.
Сами студенты не могут видеть свои показатели, только если профессор решит поделиться с ними этими данными. Когда преподаватель менеджмента Адриан Гардиа из Техасской школы A&M начал обсуждать со студентами их рейтинги, то услышал такие отговорки: «Нет, я открывал учебник чаще, это у вас системный сбой». И хотя системные сбои на CourseSmart — скорее лукавство, есть ряд других причин, которые заставляют отнестись к этой технологии настороженно.
Например, студенты, которые делают пометки на бумаге или в файле, который не отслеживается CourseSmart, получают более низкий рейтинг. Когда преподаватель видит его, то он вполне может беспричинно поменять своё мнение о студенте. Кроме того, легко найти способы, как обмануть эту программу: можно подчёркивать в тексте что угодно, не вчитываясь, и держать учебник открытым, пока вы смотрите сериал. «Вреда от этой программы может быть довольно много, если учителя будут наивно воспринимать её данные», — замечает Крис Дид, профессор образовательных технологий в Гарварде. По его мнению, аналитическая информация в образовании важна, но, чтобы её можно было использовать с умом, она должна быть действительно высокого качества — что пока недостижимо.
Комментарии
Подписаться