ИндустрияЗа что получают деньги CLO, CRO и три CDO
Новые управленческие должности в технологических компаниях
Текст
Марат Кузаев
В статьях и новостях о компаниях, особенно из технологического сектора, часто попадаются непонятные должности. Читатели ломают голову над переводом (попробуйте сказать по-русски «entertainment president»), а подчас и вовсе не понимают, чем именно занимается герой заметки. Look At Me разбирается, откуда взялись все эти директора, и вспоминает 5 управленческих постов, появившихся сравнительно недавно.
Как устроены современные технологические компании?
Организационная структура большинства компаний вертикальная. На вершине иерархии обычно располагается либо президент, либо директор. Президенту подчиняются вице-президенты, отвечающие за маркетинг, финансы, производство или какое-нибудь другое направление работы. Компании с директорами в целом устроены так же, но там обходятся без уничижительных приставок, добавляя к должности уточняющее прилагательное: генеральный (так принято переводить англ. Chief Executive Officer, CEO), операционный, отвечающий за текущую деятельность (англ. Chief Operating Officer, COO), а также финансовый (Chief Financial Officer, CFO). Также бывают лексически гибридные структуры и с директорами, и с президентами.
В «директорских» организациях почти неизменно встречается троица CEO, COO и CFO, даже если в штате нет и 10 человек, как в выдуманном стартапе Pied Piper из сериала «Кремниевая долина» HBO. Предприниматель Майкл Вульф как-то заметил, что вице-президенты любят называться директорами и что за напыщенными должностями обычно скрываются слабые управленцы. С одной стороны, дело в гордыне, с другой — в желании заслужить доверие: мода на директоров зародилась во время бума доткомов, фирм вчерашних студентов. Но подчас в затейливых названиях нет греха — они указывают на витиеватое устройство нынешней экономики.
Chief Digital Officer (CDO) —
специалист по умной экономике
Chief Digital Officer — чуть ли не главная должность 2014 года. О ней написали Wired, TechCrunch, Forbes. Слово «digital» здесь указывает не столько на информационные технологии, сколько на уклад новой умной экономики, условия, в которых очутились производители и потребители, их образ мысли и ожидания. Рассуждая одновременно как инженер и маркетолог, CDO представляет разные аспекты бизнеса, видит продукт как результирующую, единое целое и, исходя из этого, определяет стратегию компании в цифровых средах. А поскольку многие стартапы изначально работают в новой экономике (например, с мобильными платформами или интернетом вещей), CDO фактически решает их судьбу. Впрочем, остальным фирмам тоже понадобится такой сотрудник: по прогнозу Gartner, в 2015 году CDO будет работать в 25 % организаций.
Chief Listening Officer (CLO) —
SMM-менеджер наоборот
Когда-то бизнес использовал социальные сети и другие новые медиа как способ рассказать о себе, но со временем им нашлось ещё одно применение. Каждый день люди оставляют миллионы сообщений обо всём на свете, в том числе о компаниях. Эти данные можно собрать, обработать и передать в маркетинговые и R&D-отделы. Так появился Chief Listening Officer, этакий SMM-менеджер наоборот. CLO отвечают за обратный канал связи, но лишь анализируют, помогая понять потребителя и улучшить продукт. Ещё в 2010 году эта должность была диковинной, а сейчас в LinkedIn есть сотни «слушателей».
Chief Data Officer (CDO) —
эксперт по большим данным
Огромные массивы потенциально ценных данных порождают не только социальные сети. В наши дни суммарный объём информации на Земле измеряется в зеттабайтах, числах, которые превышают терабайт на 9 порядков. Компании сильнее зависят от своих, а также чужих данных, и нанимают специалистов, чтобы во всём разобраться. CDO отвечают за анализ и интерпретацию, они находят закономерности и, основываясь на них, предлагают новые продукты и услуги; ищут недостающую информацию и продают свои сведения; организуют и защищают данные. Первые CDO появились в 2000-х годах, но только недавно — особенно после шумихи вокруг больших данных — их стало сравнительно много. Например, Ford наняла CDO 15 декабря. Данных будет становиться только больше, поэтому за автоконцерном последуют другие компании.
Chief Revenue Officer (CRO) —
ответственный за выручку
Повышение выручки и прибыли — главная цель любого бизнеса. Должность Chief Revenue Officer появилась, когда получение выручки подобно разработке и производству стали рассматривать как процесс, а не итог других процессов. Если финансовый директор отвечает за бюджет, то CRO — за направления, обеспечивающие доход: маркетинг и продажи. CRO связывает эти отделы между собой и с главой компании; он один из тех, кто формулирует стратегию и задачи, а также ищет рынки, обдумывает позиционирование и расходы, наблюдает за конкурентами. Термин CRO придумали больше 10 лет назад, но только в последние годы компании оценили, насколько полезен такой директор в правильной организационной структуре.
Chief Design Officer (CDO) —
топ-менеджер по дизайну
Дизайнеры, как и директора по цифровому направлению, попали на высший уровень управления потому, что их область перестала быть второстепенной. Конкуренция растёт, а потребители чаще привередничают, но по-прежнему любят глазами и предпочитают удобство. Поэтому компаниям нужен хороший дизайн для упаковок, сервисов, сайтов. Но подчас CDO отвечает не только за дизайн. Например, PepsiCo, одна из первых корпораций с такой должностью, в 2012-м позвала Мауро Порчини, чтобы тот привил всей организации особую культуру и мышление, — тогда сотрудники будут способны на инновации. Поскольку от года к году дизайну придают всё больше значения, вероятно, в будущем CDO появятся во всех крупных компаниях.
изображения via yogurt86 Design Studio, Shiva Nallaperumal, Henry Becker, Lofidentiste (Florent Cabocel), 1982Chris911 (Thank you 3.000.000 Times)
Комментарии
Подписаться