ИндустрияХудожники фестиваля ФОРМА называют выставки мечты
Какой молодые российские художники видят историю
Текст
Сергей Бабкин
11 июля на территории завода «Кристалл» в Москве пройдёт четвёртый фестиваль современного российского искусства ФОРМА. На нём выступят современные музыканты со всей страны, а молодые художники покажут свои произведения. Look At Me спросил у участников фестиваля о выставке из прошлого, в которой они бы мечтали поучаствовать, — или хотя бы посетить её.
Какую выставку из прошлого вы бы хотели посетить — или в какой хотели
бы поучаствовать?
Иван Новиков
«Посетить хотелось бы многое. Сразу на ум приходят классические выставки типа Op Losse Schroeven и When Attitudes Become Form. Но если более строго задать себе этот вопрос, то сейчас мне интереснее всего посетить три проекта из прошлого.
Первый — проект Майкла Ашера для колледжа Помона в 1970 году. Несмотря на то что я видел только документацию, эта выставка для меня во многом стала образцовой.
Следующая выставка, о которой я часто думаю в своей работе, — Pictures Дагласа Кримпа. В ней, как мне кажется, было очень много заложено идей, актуальных и сегодня.
И наконец, третий проект, который мог бы посетить, но, увы, не сложилось. Это недавняя выставка в Нью-Йоркском музее современного искусства под названием The Forever Now: Contemporary Painting in an Atemporal World. Очень много о ней слышал, и, зная другие работы участников, ясно, что это главная выставка о живописи последнего времени».
Читайте также:
Op Losse Schroeven — выставка 1969 года в амстердамском Стеделейке. Куратор Вим Берен использовал инновационные для того времени возможности взаимодействия произведений искусства с пространством музея. Некоторые работы существовали только в виде записи в каталоге выставки. В ней приняли участие европейские и американские представители минимализма, концептуализма, арте повера и лэнд-арта.
«Инсталляция» — работа Майкла Ашера 1970 года в калифорнийском колледже Помона. Художник изменил конструкцию пространства галереи и снёс входную дверь, чтобы шум и свет с улицы круглосуточно поступали в комнату и таким образом становились элементами выставки.
Pictures — выставка 1977 года, которую курировал Даглас Кримп. Он позвал нескольких художников, в том числе Троя Браунтача, Джека Голдштейна, Шерри Ливайн, Роберта Лонго и Филипа Смита, которые показали работы, созданные в разных медиумах (живопись, фотография, графика) и объединённые тем, что все они — изображения, картинки, то есть pictures. Больше о представлениях Кримпа об изображении можно узнать в его эссе.
The Forever Now: Contemporary Painting in an Atemporal World — выставка 2014–2015 годов в Нью-Йоркском музее современного искусства (MoMA), куратором который была Лора Хоптман. Она пригласила на неё художников, которые работают в живописи, чтобы показать, как в этом виде искусства создаются произведения, которые могут ничего не говорить о времени (в том числе времени своего создания).
Андрей Кузькин
«В мыслях такого не было. Я вообще не очень люблю выставки. Художников люблю, а выставки — нет. И вообще, я не историк искусства или куратор, чтобы знать, где, когда и какие выставки были. Нет, ну, была пара выставок звучных: когда Малевич „Квадрат“ повесил в угол, например, — фотки во всех альбомах, поэтому и знаю, что была такая вот выставка. А так-то не по выставкам ориентируешься, а по картинкам того или иного автора, по персонажам. Выставки как таковые вообще ни при чём».
Читайте также:
Мария Агуреева
«В эпоху глобального интернета виртуально можно посетить любую выставку практически в любой точке мира. Поэтому я бы с удовольствием побывала на таких значимых событиях, как футуристическая выставка „0,10“, на которой первый раз представили „Чёрный квадрат“ Малевича, или на выставке Харальда Зеемана „Когда позиции становятся формой“ (Кунстхалле, Берн, 1969 год), или на первом показе обнажённой скульптуры Афродиты Книдской (которая не сохранилась, но описана во многих источниках). Её автор Пракситель — это первый скульптор, который максимально реалистично изобразил обнажённую женщину».
«Когда позиции становятся формой» — новаторская выставка куратора Харальда Зеемана, в которой он впервые смешал в одном выставочном пространстве работы художников, представляющих разные художественные направления и страны. На выставке показали работы Карла Андре, Йозефа Бойса, Ханса Хааке, Эвы Хессе, Джозефа Кошута, Ива Кляйна, Микеланджело Пистолетто и других авторов.
Роман Осьминкин
(кооператив ТЕХНО-ПОЭЗИЯ)
Паблик кооператива во «ВКонтакте»
«Я бы назвал не выставку, а событие. Я хотел бы участвовать в „Мистерии-буфф“ — постановке Всеволода Мейерхольда на стихи Владимира Маяковского, которая состоялась в 1918 году, или постановке Николая Евреинова „Взятие Зимнего дворца“ 1920 года, или в каком-нибудь Театре рабочей молодёжи (ТРАМе), или театре „Синяя блуза“».
А ещё поучаствовать в одной из выходок леттристов или ситуаций Ситуационистского Интернационала.
Мне близка идея размыкания искусства в повседневность, я изучаю коллективный перформанс и акции общества, которые производятся людьми подчас без опосредования художников».
«Взятие Зимнего дворца» — постановка Николая Евреинова, в которой в годовщину Октябрьской революции тысячи людей реконструировали это историческое событие на Дворцовой площади Петрограда. Посмотреть видео можно в этом материале на Look At Me.
Леттристы и Ситуационистский Интернационал — группы французских художников под предводительством Ги Дебора. Об их работе, связанной с критикой современной урбанистики, можно почитать в отрывке из новой биографии Ги Дебора на Look At Me.
Ирина Петракова
Страница художника на CargoCollective
«Я бы поучаствовала в Международной выставке современного искусства, более известной как Armory Show, в 1913 году в Нью-Йорке или выставке „Дегенеративное искусство“, которая прошла в 1937 году в Германии».
Armory Show — выставка модернистского искусства в Нью-Йорке. Считается, что именно благодаря ей американские художники восприняли достижения авангарда, чтобы затем стать доминирующей силой в современном искусстве.
«Дегенеративное искусство» — выставка работ художников-модернистов, устроенная нацистами, чтобы высмеять авангардистов.
Степан Субботин
(группировка ЗИП)
Блог группировки
«Вначале я бы хотел порисовать с древним человеком в пещере, потом пофилософствовать в термах, затем познать перспективу с Джотто и пообщаться с Томасом Мором об „Утопии“, потом панконуть с Марксом, съездить с Татлиным к Пикассо и переместиться в конец 60-х, совершить революцию вместе с западными художниками и философами, отправить послание на „Вояджере“ и „Пионере“, а для отдыха телепортироваться на завод ЗИП, гулять по парку и посетить с рабочими ДК».
Илья Федотов-Фёдоров
«Мне было бы интересно увидеть ряд перформансов венских акционистов. Я не могу сказать, что я фанат кровавых оргий и разорванных частей плоти, совсем нет. Тут интерес в своей реакции на происходящее, и особенно интересно посмотреть на реакцию окружающих в то время, и это, конечно, надо смотреть вживую и именно в 1960-е. Венский акционизм часто упоминают как некую грань в искусстве, ниже которой падать некуда, или воспринимают его как предел дозволенного, который переходить нельзя. Посмотреть на это — своеобразная проверка себя, вызов. Ну а если уж перемещаться во времени, то только ради вызова».
О работах одного из венских акционистов, Рудольфа Шварцкоглера, можно почитать в этом материале на Look At Me.
Валерий Чтак
«Я бы хотел посетить „Бульдозерную выставку“. Это было тру».
«Бульдозерная выставка» — несанкционированная выставка советских художников, которая прошла в московском районе Беляево в 1974 году. Название получила, потому что в первый же день работы её разогнала милиция с помощью поливочных машин и бульдозеров.
Комментарии
Подписаться