ИндустрияКак супергерой-неудачник навсегда изменил комиксы
Чем важен «Хоукай» Мэтта Фрэкшена и Дэвида Ахи
Текст
Гриша Пророков
На прошлой неделе после множества переносов и задержек вышел заключительный выпуск главного супергеройского комикса 2010-х — Hawkeye Мэтта Фрэкшена и Дэвида Ахи, а издательство «Комильфо» недавно выпустило первый том «Хоукая» на русском. Look At Me объясняет, чем так важна эта серия и как она изменила современные супергеройские комиксы.
Хоукай (или как зовут человека под маской — Клинт Бартон) никогда не был особенно популярным: он не обладал суперспособностями (только умел хорошо стрелять из лука), носил дурацкий фиолетовый костюм и много шутил. Авторы в основном использовали его в командных комиксах: «Мстители», «Тайные Мстители», «Громовержцы». Попытки дать Хоукаю собственную серию и рассказать о нём отдельную историю проваливались. Так, одна из последних серий про героя, запущенная в 2003 году, просуществовала всего восемь выпусков.
В 2012 году Мэтт Фрэкшен, молодой, но уже известный сценарист комиксов, пришёл к Marvel с безумной и гениальной идеей: показать Хоукая в те моменты, когда он не работает с Мстителями. Например, пьёт кофе, спасает бездомную собаку, защищает дом, в котором живёт. Это был рискованный шаг — но он сработал. Фрэкшен взял неудачника — по известности Хоукай никогда не был наравне с большими героями — и сделал его правдоподобным и человечным неудачником в истории. Самый первый выпуск серии начинается с того, что Хоукай просыпается в больнице, где он провёл шесть недель с переломами, и в гневе оттуда уходит. После этого он успевает поругаться с таксистом, пообщаться с соседями по дому и ввязаться в потасовку с бандитами — не самый впечатляющий день для супергероя, да?
«Хоукай» Фрэкшена сделал для комиксов примерно то же самое, что первый выпуск «Фантастической четвёрки» в 1961 году. «Фантастической четвёркой» Marvel в своё время показали, что супергерои необязательно должны просто сражаться со злодеями, они могут быть семьёй, живыми людьми — с отношениями и простыми бытовыми проблемами. 50 лет спустя Фрэкшен вернул в супергеройские комиксы тот же самый элемент — человечность.
В 1999 году сценарист Уоррен Эллис с комиксом The Authority придумал термин «широкоэкранные комиксы». Идея была в том, чтобы рассказывать максимально насыщенные, динамичные, масштабные истории — и приблизить комиксы к экшен-кино. Спецэффекты в кино на тот момент были способны не на очень многое, и комиксы позволяли сценаристам по-настоящему развернуться. Так что супергеройские комиксы были масштабными и захватывающими, с грандиозными битвами, опасностями и тотальным разрушением. Marvel пошли по тому же пути — и все 2000-е комиксы прожили в тени этой идеи. Широкоэкранные комиксы совпали с модой на глобальные события в комиксах, объединяющие всех героев издательств. «Хоукай» закончил эту эпоху, он был совсем другим.
Чего общего у автора этого материала
и Хоукая:
Любит крепкий кофе
Не умеет распутывать провода
Любит «Бегущего по лезвию»
Любит собак
Был на вечеринке на крыше
Потерял ремень от штанов
Мэтт Фрэкшен и Дэвид Аха (художник серии) почти в каждом выпуске экспериментировали с тем, как можно рассказывать истории в комиксах, и таким образом только усиливали эффект от всех повседневных элементов. Например, в одном из выпусков параллельно показаны шесть дней из жизни главного героя: и видно, как он, например, сражается в одной команде с Мстителями, а в другой день разбирает вещи у себя в квартире и находит диск со своим любимым фильмом «Бегущий по лезвию».
Или, например, один из выпусков построен вокруг разных стрел героя (ещё один нелепый элемент Хоукая, оставшийся из 60-х, — стрелы с разными наконечниками, например с дымовой шашкой или кислотой). Есть выпуск, написанный от лица бродячего пса, спасённого Бартоном, — из него мы узнаём, что мир «Хоукая» пахнет кофе и пиццей. Один из последних выпусков использует американский язык жестов глухонемых.
Фрэкшен и Аха при этом работали над «Хоукаем» предельно хаотично. Номера выходили нерегулярно, иногда выдерживая паузу в несколько месяцев. Аха пропускал дедлайны, и его часто заменяли другие художники. Фрэкшен писал сценарии по методу Стэна Ли — это когда художнику показывают черновик, а реплики дописываются уже после того, как рисуются страницы. Они даже закончили номера не в том порядке, в каком они вышли: первая шестёрка должна была идти так: 4, 5, 2, 1, 3, 6. При этом серия оставалась абсолютно цельной.
Над серией работали несколько художников, но все они сохраняли чистый, простой рисунок, с чёткими линиями и простой раскадровкой. Колорист Мэтт Холлинсворт использовал «плоские» цвета, что делало «Хоукай» похожим на комиксы из 60-х. Это подчёркивало простоту комикса. Аха, правда, много экспериментировал с геометрией страницы, располагая кадры в разном порядке, вставляя промежутки и так далее. Как отмечают авторы паблика «Ещё один паблик о комиксах», Аха на самом деле просто использовал наработки комикса Building Stories художника Криса Уэйра (которого ещё любят в Google), но в мейнстримовых комиксах на тот момент так не делал никто.
Нельзя сказать, что «Хоукай» Фрэкшена — это только история о повседневной жизни Клинта Бартона, там есть и захватывающий сюжет (и даже отдельные приключенческие выпуски, выполненные в духе фильмов о Джеймсе Бонде), и другие персонажи (например, девушка с луком и стрелами по имени Кейт Бишоп, которой посвящены отдельные выпуски серии), но в сердце серии всё равно остаётся более простой, камерный, человеческий подход ко всему. Это история о балбесе и неудачнике, который пытается привести свою жизнь в порядок.
Продажи первых выпусков комиксов
в месяц выхода:
Hawkeye vol. 4 #1: 41952
Avengers vs. X-Men vol. 1 #1: 230162
ALL-new x-men VOL. 1 #1: 181693
new avengers VOL. 3 #1: 116280
ms. marvel VOL. 3 #1: 50286
Критики любили комикс, и, хотя он не продавался блестяще, этого хватало, чтобы продолжать. По слухам, первоначально планировалось, что серия закончится на девятом выпуске — но в итоге продержалась до 22-го. Несмотря на то что «Хоукай» продавался не слишком хорошо, его аудитория отличалась от аудитории остальных комиксов: его читали другие люди. И молодые, и взрослые, и что важно, — и мужчины, и женщины. Редакторы обратили на это внимание. Издатели обратили на это внимание. Комиксам пришло время меняться.
Авторы стали рассказывать простые личные истории: комикс о суперзлодеях-неудачниках The Superior Foes of Spider-Man или Ms. Marvel о мусульманской школьнице. Что примечательно, пожар начал редактор «Хоукая» Стивен Вокер, который сделал The Superior Foes of Spider-Man и стал заражать всех внутри Marvel идеями, что о супергероях можно рассказывать новые истории.
Сдвиг, заданный «Хоукаем», в конце концов пошёл дальше комиксов Marvel. DC сделали Бэтгёрл карикатурным хипстерским персонажем (хотя комикс очень хороший): она живёт где-то вроде Бруклина, её соседи по квартире работают над модным приложением, а комикс, в общем-то, о проблемах студенческой жизни. Энни Ву, которая рисовала несколько выпусков «Хоукая», теперь делает для DC серию о Чёрной канарейке, рок-звезде и супергероине.
На самом деле это часть процесса, который происходит везде, например, в видеоиграх. Наравне с большими, масштабными историями для фанатов появляются более скромные и оригинальные истории о простых людях. И фанатам не то чтобы нечем заняться: в комиксах Marvel этим летом, например, происходит масштабный и глуповатый сюжет Secret Wars, перезагружающий всю их вселенную, из-за которого большинство хороших сольных серий встали на паузу. Но, так или иначе, теперь супергеройские комиксы можно читать всем — потому что появились простые истории о простых людях. Удивительно, что этого добился самый незаметный персонаж Marvel, неудачник и балбес, который в итоге оказался нужнее всего людям, далёким от комиксов, потому что он, как и мы, проливает на себя кофе и просыпает важные дела.
Комментарии
Подписаться