Views Comments Previous Next Search
Почему iPhone может прийти на смену дорогим кинокамерам — Индустрия на Look At Me

ИндустрияПочему iPhone может прийти на смену дорогим кинокамерам

Чем важна комедия о транссексуальных проститутках «Мандарин»

В американских кинотеатрах уже пару недель как показывают фильм «Мандарин», комедию Шона Бейкера о двух транссексуальных женщинах-проститутках, снятую на iPhone 5S. Фильм вряд ли выйдет в российский прокат, так что Look At Me решил рассказать о том, чем этот фильм важен для истории кино и почему стоит приложить усилия, чтобы найти его и посмотреть.

О чём этот фильм?

Сценарий «Мандарина» сложно назвать оригинальным: таких комедий снимали много и в Голливуде, и на независимых студиях. Но он хорошо вписан в повестку дня. Главные героини — две транссексуалки, которые занимаются проституцией на улицах Лос-Анджелеса. Одна из них, Син-Ди Релла, только что вышла из тюрьмы, где провела около месяца. Её подруга Александра проговаривается о том, что бойфренд Син-Ди, белый сутенёр с повадками стереотипного афроамериканца, изменяет ей с белой женщиной. Син-Ди с агрессивными намерениями отправляется в пешее путешествие по городу. Тем временем по тому же району ездит таксист армянского происхождения Размик, постоянный клиент Син-Ди и Александры, который не выдерживает жизни в семье и ищет утешения в общении с проститутками. В общем, фильм важен как отображение жизни меньшинств — но не только этим.

Как снят «Мандарин»?

Почему iPhone может прийти на смену дорогим кинокамерам. Изображение № 2.

Слишком просто, чтобы не быть одним из главных технических достижений современного кино. Режиссёр фильма Шон Бейкер не любит традиционные камеры. Свой фильм Take Out он снял на обычную цифровую кинокамеру и долго сокрушался, что результат выглядит слишком пресно. Остальные его фильмы технически сложнее. Дебютную полнометражку «Слова из четырёх слов» он снял на 35-миллиметровую камеру, а свой предыдущий фильм, «Старлетку», (кстати, тоже о социальных низах: главная героиня там снимается в порно) — на цифровую камеру с анаморфическим широкоугольным объективом, что позволило создать ощущение 1970-х. «Мандарин» снят на iPhone 5s.

Правда, если вы захотите сделать что-то похожее, одним смартфоном не обойтись. Бейкер, выступивший и как оператор, использовал линзы, которые на момент съёмки фильма были на стадии прототипирования, а также стабилизатор. На площадку всегда приносили три айфона, но каждую сцену снимали обычно с двух. Сам режиссёр говорит, что на использование техники Apple его вдохновил фильм Спайка Ли «Лето в Ред Хук», герой которого снимает фильм на iPad. Бейкер сказал, что единственные сцены, которые заинтересовали его в фильме, — это как раз таки эпизоды, сделанные с помощью планшета.

Что от этого выиграл фильм?

Почему iPhone может прийти на смену дорогим кинокамерам. Изображение № 3.

Да, мы все знаем, что у айфона хорошая камера, так что видеоизображение, которое получилось у авторов фильма, выглядит качественно. Но это не всё. Благодаря использованию смартфона Бейкеру и команде удалось создать удивительно динамичный фильм — учитывая, что значительная часть его сюжета разворачивается буквально на одном перекрёстке. Бейкер снимал быстрые, экспрессивные проезды камеры вдоль тротуаров и мостовых, сидя на велосипеде и управляя им одной рукой. С помощью айфонов он легко и быстро пробирался в небольшие пространства, будь то тесные помещения или небольшие расстояния между спорящими друг с другом актёрами — и мог двигаться в них практически как угодно. Сочетание долбящей по ушам музыки (в основном хип-хоп — и ещё, кажется, Бетховен), почти экспрессионистских ракурсов, постоянного движения камеры и нервного монтажа сделали из фильма с непритязательным, хотя и весёлым и важным сценарием на удивление увлекательное зрелище.

А что от этого выиграл кинематограф?

Почему iPhone может прийти на смену дорогим кинокамерам. Изображение № 4.

Камера почти исчезла. Вы наверняка часто замечали, что некоторые ситуации в жизни вполне подошли бы для того, чтобы сделать из них фильм, но жалели, что на самом деле это невозможно. Теперь всё по-другому. И дело не в том, что фильм теперь может снять любой: дело в аннигиляции камеры в её физическом воплощении. Вместо огромной коробки кинокамеры Бейкер использовал коробку смартфона — и она маленькая. Камера почти что сократилась до размеров видящей точки в пространстве. Дальше — только носимые камеры вроде тех, что должны были быть встроены в Google Glass. С этим гаджетом и правда уже пробовали снимать фильмы — но они были непристойными. Когда камера сокращается до таких размеров, она превращается своего рода в переносной искусственный глаз. И вот почему это важно.  

Мы безнаказанно подглядываем за героями

   

Многие теоретики и практики кино связывали этот вид искусства с вуайеризмом, сексуальной девиацией, связанной с желанием подглядывать за людьми. Альфред Хичкок, Фрэнсис Форд Коппола, Дэвид Линч, Микеланджело Антониони — объективы всех этих авторов беспардонно подглядывали за героями их фильмов, превращая экран в замочную скважину, в которую смотрит эротоман. Степень условности этого подглядывания тем ниже, чем меньше и незаметнее камера, на которую снимают фильм. Айфон же вообще — повседневный предмет. Шон Бейкер, как и любой пользователь Instagram, который исподтишка снимает странно одетых людей в общественном транспорте, использовал смартфон в качестве помощника в наблюдении за реальностью. Он то подглядывает за непристойной сценой с заднего сиденья такси, то как будто тайно преследует расхаживающих по улицам Лос-Анджелеса героинь, то прячется по углам тесного борделя. У героев и актёров нет повода бояться камеры.

Новая степень доверия

   

В «Мандарине» играют непрофессиональные актёры. Более того — это настоящие проститутки, которые работают в районе, где разворачивается действие фильма. Шон Бейкер признался, что работа с айфоном облегчила адаптацию актёров к камере. По словам режиссёра, вместо того, чтобы учиться вести себя «естественно» перед профессиональным оборудованием, актрисы-героини сходу начали играть как ни в чём не бывало: всё-таки сниматься на айфон они давно привыкли. Но айфон позволил добиться и доверия зрителя к изображению. Дело даже не в «любительском» ощущении от фильма Бейкера, а в том, что мы доверяем айфону как проводнику в чужое видение реальности больше, чем любой другой камере. Всё-таки тем, что снято на айфон, обычно быстро делятся в интернете, так что изображение кажется менее сфальсифицированным.

Инстаграм-эстетика

    

Этот вопрос спорный, но ассоциаций с инстаграмом и моментальным шерингом видео не избежать. «Мандарин» построен как набор скетчей — такие выкладывают в Instagram, а в США чаще — в Vine, для которого их обычно разыгрывают. Бейкер со своим айфоном буквально пришёл на место работы и жизни персонажей. Он удивлён ситуациями, в которые они попадают, ему кажется, что ими необходимо поделиться. И так он выполняет важную социальную функцию: только кино может показать жизнь других, проникнуть в неё исподтишка и заснять с необычного ракурса. Тогда опыт меньшинств становится достоянием всего человечества — в реальности это было бы невозможно без социальных сетей и моментальной фиксации окружающего мира, в искусстве — без технологии, которая делает автора незаметным.

Рассказать друзьям
0 комментариевпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются