Списки
Новые страшные: География еврохорроров
От Испании и Франции до Венгрии и Сербии: десять европейских стран, где делают фильмы ужасов
На днях в прокат вышел испанско-колумбийский фильм ужасов «Бункер»: в век голливудской гегемонии в кинотеатрах именно в жанре ужасов европейские фильмы составляют серьезную конкуренцию американским. Look At Me разобрался в ситуации с хоррорами в десяти странах континентальной Европы — от Испании и Франции до Венгрии и Сербии. Чтобы не доводить читателей до обморока, мы решили воздержаться от публикации трейлеров — но обладатели крепких нервов могут воспользоваться ссылками на ролики в тексте. Текст: Андрей Карташов |
ИСПАНИЯ
В нулевые годы Испания неожиданно оказалась в мировых лидерах хоррор-жанра: процесс запустил Алехандро Аменабар «Дипломной работой» и англоязычными «Другими» с Николь Кидман. Мексиканец дель Торо специально приезжал в Испанию снять страшную сказку «Лабиринт фавна», а недавно в тренд влился даже Педро Альмодовар с «Кожей, в которой я живу» — не совсем хоррором, конечно, но и не без этого.
Репортаж
[rec], Хауме Балагуэро, 2007
|
Один из самых известных испанских фильмов нулевых, снятый в до сих пор актуальном поджанре found footage (пионерами были «Ад каннибалов» и «Ведьма
из Блэр»). Удивительно, но несмотря на хорошо отработанный прием и заурядный сюжет о зомби-вирусе, «Репортаж» получился атмосферным, остроумным и действительно страшным фильмом. Тут почти нет неизбежных логических нестыковок, а герои похожи не на ходячие клише, а на живых людей (естественно, пока они еще живые). Ну и главное, зачем все смотрят хорроры, — в «Репортаже» правда жуткая атмосфера: все действие происходит в модернистских интерьерах барселонского многоквартирного дома. Попутно высказываются претензии к властям, ксенофобам
и немного к телевизионщикам. «Репортаж» стал визитной карточкой испанского хоррора и, разумеется, оброс сиквелами и американским ремейком.
ПриютEl orfanato, Хуан Антонио |
Печальная баллада для трубыBalada triste de trompeta, Алекс де ла Иглесиа, 2010 |
|
Мистический триллер о детдоме для инвалидов. Двигатель сюжета — призраки замученных детей. |
Постоянная для испанского кино тема гражданской войны тридцатых — в формате мелодраматического хоррора о клоунах с мачете. |
ФРАНЦИЯ
Французы умеют нагнетать ужас даже вне жанра: достаточно посмотреть Гаспара Ноэ или реалиста Брюно Дюмона. Так что хорроры удачно вписались в «новую французскую экстремальность», лишь на пару шагов отойдя в сторону чистого жанра. К тому же французы со своей долгой хай-бро кинотрадицией испорчены хорошим вкусом и не любят сводить смысл фильма лишь к воплям в зале: в общем, французских «новых страшных» вполне можно советовать и эстетам.
Мученицы
Martyrs, Паскаль Ложье, 2008
|
«Мученицы» одного из «новых экстремалов» Паскаля Ложье начинаются как чистый хоррор: похищенная девочка провела месяцы в заточении и сошла с ума, а годы спустя возвращается вершить месть. Призраки, кровь, кишки и кровь на белой девичьей майке — все на месте. И тут, в середине, когда кажется, что уже все понятно, фильм вдруг разворачивается в сторону метафизики, а кровавые сцены сменяются длинными неподвижными планами и цитатами из Дрейера. Этот смелый эксперимент не без изъяна: Ложье так старается изобразить чистый хоррор в первой части, что жанровые детали по инерции съезжают во вторую — например, пару недель героиня сидит на цепи все в той же майке, демонстрируя идеально выбритые подмышки. Но это если придираться, конечно. Показательно, что американцы собирались делать ремейк «Мучениц», но так и не решились.
Кровавая жатваHaute tension, Александр Ажа, 2003 |
Месть нерожденномуÀ l'intérieur, Александр Бустилло и Жюльен Мори, 2007 |
|
Триллер о маньяке с двумя девушками и плот-твистами. Фильм имел такой успех, что режиссер Александр Ажа с тех пор снимает в Голливуде. |
Как можно понять из русского названия, этот фильм беременным особенно не рекомендуется. Главная героиня, к которой приходит некто с недобрыми намерениями, как раз ждет ребенка. |
БЕЛЬГИЯ
Несмотря на соседство с огромной французской индустрией, бельгийское кино существует довольно успешно и довольно самостоятельно — в основном, конечно, на фестивальной сцене, но и не только. В жанре ужасов Бельгия имеет славную историю («Мальпертюи» и «Дочери тьмы» Харри Кюмеля) и периодически выпускает новые хиты — чаще всего, впрочем, совместно с кем-нибудь из соседей.
Душа
Vinyan, Фабрис дю Вельц, 2008
|
Специалист по психологическим хоррорам дю Вельц — главный по бельгийским ужасам и вполне уважаемый режиссер: его дебют «Мучение» был в каннском конкурсе, а «Душу» показывали на Венецианском фестивале. Правда, ничего специфически бельгийского в ней нет: фильм снимали в Азии, на английском языке и с международным актерским составом. Начинается все как драма: главная героиня Жанна и ее муж Пол решают отправиться на поиски сына, пропавшего без вести во время печально знаменитого цунами 2004 года. Их путь начинается в сумрачном Бангкоке, потом местный бандит везет супругов в Мьянму. Жанна и Пол едут через тропические леса и деревни, где люди общаются с духами умерших; чем дальше от цивилизации, тем меньше герои (и зрители) понимают, где они находятся и что происходит, и в результате «Душа» оказывается вариацией «Сердца тьмы» Конрада. Фильм заканчивается на безмолвной ноте, но на титрах в голове крутятся финальные слова «Апокалипсиса сегодня»: horror, horror.
Ночь резниSl8n8, Франк ван Геловен и Эдвин Виссер, 2006 |
СвораLa meute, Франк Ришар, 2010 |
|
Дочь историка, изучавшего знаменитого маньяка XIX века, опрометчиво решает погулять по шахте, где этот самый маньяк был похоронен. Что означает оригинальное название, неизвестно, но перевод говорит сам за себя. |
Одинокая женщина и автостопщик попадают в цепкие лапы каннибалов, засевших в придорожном ресторанчике. |
НИДЕРЛАНДЫ
В плане кино Голландии есть чем гордиться: режиссеры Фонс Радемакерс и сбежавший в Голливуд Пауль Верхувен; сильная школа документального кино, которая началась со всемирно признанного классика Йориса Ивенса; наконец, культовые триллеры восьмидесятых о серийных убийцах «Исчезновение» и «Проклятый Амстердам». Сейчас там даже имеется национальная scream queen — украинка Виктория Кобленко, но по злой иронии судьбы при мысли о голландском кино в голову теперь неизбежно лезет только адская «Человеческая многоножка».
Человеческая многоножка
The Human Centipede: First Sequence, Том Сикс, 2009
|
Мы никогда точно не узнаем, стремился ли режиссер Том Сикс к славе нового Эда Вуда, но, судя по интервью, режиссер относится к своему детищу с полной серьезностью (хотя, возможно, это все троллинг и постмодернизм). Для тех, кто не в курсе (если такие есть): «Человеческая многоножка» — фильм про безумного ученого, который одержим идеей сшивания людей через их пищеварительные системы. К этому описанию, в общем-то, добавить нечего: в кадре нет ничего, что могло бы перебить саму выразительную идею пришить рот к заднице. Да, это ахинея, но при желании ей можно додумать десяток разных трактовок. Да, это кино из категории «так плохо, что даже хорошо» — классик американской кинокритики Роджер Эберт впервые в своей карьере не смог поставить фильму оценку. Но это уже культ: ироничные любители трэша включают «Многоножку» в списки любимых фильмов, на волне популярности снят один сиквел и готовится второй.
Черная водаZwart water, Элберт ван Стриен, 2009 |
Кровавый СантаSint, Дик Мас, 2010 |
|
История в классическом поджанре о призраках в нехорошем доме. Авторы постарались максимально разнообразить банальный сюжет, и лента собрала хорошие отзывы у нидерландских критиков. |
Ужастик про Санта-Клауса, который устраивает кровавую резню на День святого Николая, когда он совпадает с полнолунием, — примерно так ветеран жанра Дик Мас представляет себе рождественское кино. 29 ноября фильм с запозданием выйдет в российский прокат. |
Норвегия
Скандинавский бум последнего десятилетия не прошел мимо киноиндустрии, и хотя шведские и норвежские фильмы не так популярны, как книги Стига Ларссона или Эрленда Лу, но все же и они активно экспортируются. Не в последнюю очередь это относится к норвежским фильмам ужасов.
Мертвый снег
Død snø, Томми Виркола, 2009
|
Скандинавы не отстают от актуальных трендов, вброшенных Америкой и Великобританией. «Мертвый снег» снят в популярном субжанре комедийного слэшера: в типичной для хорроров завязке группа студентов приезжает в уединенную избушку в горах, где не ловят мобильники, а затем на сцене появляются зомби-нацисты, желающие сожрать молодых балбесов. Разумеется, всерьез такое снимать уже давно моветон, и режиссер-сценарист Томми Виркола прекрасно это понимает. Поэтому уже в начале фильма появляется гик с логотипом «Живой мертвечины» на животе, который по пути к злосчастной избушке вслух рассуждает о штампах слэшеров. Его, кстати, съедают одним из первых, и после этого «Мертвый снег» окончательно перестает притворяться страшным — хотя бутафорские кишки присутствуют.
Другая дверьNaboer, Пол Слетон, 2005 |
Остаться в живыхFritt vilt, Роар Утхауг, 2006 |
|
Непритязательный и довольно славный фильм про любовь — психологический триллер с подробностями из хоррора и плохим концом: «Отвращение» Поланского встречает «Волхва» Джона Фаулза. На самом деле фильм называется «Соседки», локализованное заглавие — корявый перевод английского «next door». |
Как ни странно, тоже слэшер о молодежи в норвежских горах — в отличие от «Мертвого снега», серьезный. Сноубордисты на каникулах вынуждены заночевать в заброшенной гостинице. Мобильники, разумеется, не ловят. Снято уже два сиквела. |
ШВЕЦИЯ
Как и соседняя Норвегия, Швеция сейчас переживает кинематографический взлет. Со времен классиков немого кино Виктора Шёстрёма и Морица Стиллера шведы почти не делали жанрового кино, а когда делали — то об этом за пределами страны мало кто знал. Кроме того, все заслоняла титаническая фигура Ингмара Бергмана. Ситуация изменилась в конце девяностых — начале двухтысячных, когда Швеция довольно быстро превратилась в одного из лидеров европейского мейнстрима.
Впусти меня
Låt den rätte komma in, Томас Альфредсон, 2008
|
Главным шведским фильмом прошлого десятилетия стал меланхоличный вампирский фильм «Впусти меня», снятый по местному бестселлеру. Российские прокатчики не зря приписали слово «сага» к названию его американского ремейка: вампиров тут, действительно, романтизируют — хоть и не совсем так, как в «Сумерках». К примеру, тут не скрывают этически сомнительные моменты жизни вурдалаков. Никакой донорской крови и прочих гуманистических изобретений: большеглазая двенадцатилетняя вампирша без колебаний убивает жителей стокгольмского пригорода, чтобы утолить голод. Но главное во «Впусти меня» на самом деле не это: в списки лучших фильмов нулевых он попал благодаря режиссерскому мастерству Томаса Альфредсона: почти без диалогов, просто статичными планами унылых зимних пейзажей спального района он превращает кровавый сюжет в драму взросления и идеальную историю про войну подростков со всем окружающим миром.
Псалом 21Psalm 21, Фредерик Хиллер, 2009 |
Холодная кровьBlood Runs Cold, Сонни Лагуна, 2010 |
|
Дешевый, но амбициозный хоррор, в центре которого стоит фактически бергмановский персонаж — пастор в кризисе веры. |
Образец такого распространенного явления, как безбюджетный фильм ужасов: хоррор шведского энтузиаста о хижине в лесу снят за пять тысяч долларов. Солирует маньяк в тулупе и ушанке. |
ФИНЛЯНДИЯ
На кинематографической карте Финляндию довелось почти единолично представлять Аки Каурисмяки, и даже его брата Мику, не говоря уж о режиссерах вроде Аку Лоухимиеса и Питера фон Бага, почти никто не смотрел. Самой заметной попыткой финнов в хоррор-жанре стала «Сауна».
Сауна
Sauna, Анти-Юсси Аннила, 2008
|
В принципе, по этой картине хорошо понятно, отчего в стране не складывается со зрелищным кино. Проблемы начинаются уже на стыке жанра и заголовка и продолжаются в самом фильме. Действие происходит в XVI веке: после завершения очередной русско-шведской войны дипломаты от обеих сторон встречаются где-то в карельских лесах, чтобы провести государственную границу. Спорным участком оказывается болото, и упорные картографы углубляются в это явно нехорошее место, не желая уступать его соперникам. Тут большие проблемы с логикой, а вся постановка выглядит откровенно дешево — прямо скажем, это не шедевр. С другой стороны, в обширном своде произведений о посттравматическом расстройстве ветеранов войны вряд ли найдется еще что-то на столь экзотическом материале — ну и хмурые финские топи сняты с такой любовью, что ими поневоле восхищаешься.
Темный этажDark Floors, Пете Риски, 2008 Фильм, ценный не как образец жанра, а как курьез: в этом слэшере о нежити в больнице снялась на волне успеха после «Евровидения» группа Lordi. |
МорозFrost, Рейнир Лингдаль, 2012 Триллер про пургу, снятый совместными усилиями двух кинематографических провинций — Финляндии и Исландии. На этот раз потусторонние силы завелись на полярной исследовательской станции. До России «Мороз» пока не добрался. |
ГЕРМАНИЯ
Немного преувеличивая, можно сказать, что немецкое кино растет из хорроров. Этот жанр оказался главным у экспрессионистов двадцатых годов: «Кабинет доктора Калигари» Роберта Вине, «Голем: как он пришел в мир» Пауля Вегенера, «Усталая смерть» Фрица Ланга и «Носферату» Фридриха Вильгельма Мурнау. К сожалению, за долгое время традиции оказались утрачены, и сейчас Германию не назовешь лидером в жанре ужасов. Тем не менее на счету немцев несколько совместных с Великобританией и собственных хорроров.
Каннибал из Ротенбурга
Rohtenburg, Мартин Вайс, 2007
|
«Каннибал из Ротенбурга» основан на фантастичной, но вполне реальной истории. Около десяти лет назад вдохновленный сюжетом о Гензеле и Гретель немец Армин Майвес разместил в интернете объявление о знакомстве. Майвес искал мужчину, который хотел бы быть съеденным — и нашел его в лице берлинского студента Бернда Юргена Брандеса. План был исполнен, а немецкое правосудие, когда ему удалось заполучить каннибала, оказалось в сложной ситуации — акт произошел с согласия обеих сторон. Уже из тюрьмы Майвес подал в суд на создателей «Ротенбурга» за разглашение личных данных. Ему было чем возмущаться: вместо условного трэша с расчлененкой каннибал стал персонажем психологического триллера, а то и гей-драмы. Фильм Мартина Вайса интересен как раз тем, что отказывается эксплуатировать то, что само напрашивается на эксплуатацию — то есть физиологические подробности. Вместо этого режиссер пытается заглянуть в психологию своего скандального героя, справедливо полагая, что самое страшное гнездится в потемках человеческой души.
ТатуTattoo, Роберт Швентке, 2002 |
Вымирание: Хроники генной модификацииExtinction — The G.M.O. Chronicles, Ники Дроздовски, 2011 |
|
Триллер об опасной жизни клабберов: пара полицейских расследует дело о торговцах татуировками, снимающих кожу с носителей особенно ценных экземпляров боди-арта. В плюс фильму можно занести удивительное сходство главного героя с молодым Кристофером Уокеном (это актер Август Диль, которого все знают по тарантиновским «Бесславным ублюдкам»). |
Снятый на английском языке, этот очередной зомби-хоррор эксплуатирует ГМО-паранойю. Кстати, ценители жанра фильм котируют. |
ВЕНГРИЯ
Если судить по кино, Венгрия — необычайно депрессивное место. Никто, кажется, не слышал о существовании венгерских комедий — в энциклопедиях о кино страну представляют невеселые Миклош Янчо, Иштван Сабо и, конечно, самый мрачный в мире режиссер Бела Тарр.
Опиум
Ópium: Egy elmebeteg nö naplója, Янош Сас, 2007
|
«Опиум» Яноша Саса — фильм, строго говоря, не жанровый. Там нет зомби, вампиров, привидений и маньяков с бензопилами — но все же это именно фильм ужасов, а уже потом драма о психиатре и его пациентке. «Опиум» рифмуется с «Морфием» Алексея Балабанова: оба сняты по декадентским дневниковым повестям начала прошлого века, в обоих главным героем является врач-наркоман, уехавший из столицы; в конце концов, они называются почти одинаково. Тем не менее после фильма Саса в памяти остается не история доктора, а жуткие подробности провинциального сумасшедшего дома — коррекционные машины, похожие на орудия пыток, санитары-садисты и анахроничная лоботомия, без которой не обходится ни один фильм о психиатрии (вот это, пожалуй, действительно жанровая примета).
ТаксидермияTaxidermia, Дьордь Палфи, 2006 |
МетаморфозыMetamorphosis, Йено Ходи, 2007 |
|
Еще один эстетский фестивальный фильм на стыке жанров, рефлексирующий над историей Венгрии после Второй мировой войны. Как обычно у венгров — депрессия, мрак, грязь, расчлененка. |
Фильм международного производства, снятый по-английски, рассказывает очередную версию истории о самой знаменитой венгерской женщине — вампирше графине Батори. |
СЕРБИЯ
В отличие от других социалистических стран, в Югославии еще во времена холодной войны снимали фильмы ужасов — уже в семидесятые там были и истории о призраках, и триллеры о серийных убийцах, и даже один медицинский хоррор об эпидемии. Потом в Югославии случилась настоящая война, а произошедшее радикализовало сербов, которые и раньше имели репутацию отчаянных ребят. Эмир Кустурица окончательно ударился в крайности, хорроры углубились в табуированные темы, а фильму «Клип» с подробными сексуальными сценами в России даже не выдали прокатное удостоверение. Запрет в России еще не очень показателен — но вот «Сербский фильм» запретили даже в Западной Европе.
Сербский фильм
Српски филм, Срджан Спасоевич, 2010
|
История фильма богата скандалами: они начались уже с того, что полиция разных стран не разрешала лабораториям печатать пленочные копии. По сюжету порноактер в отставке Милош (его играет Срджан Тодорович, снимавшийся у Кустурицы) за большие деньги соглашается поучаствовать в еще одном фильме. Довольно быстро выясняется, что речь идет о снаффе, а дальше сюжет обрастает такими подробностями, что людям со слабыми нервами лучше его даже не читать. Круг тем, затронутых в «Сербском фильме», заметно шире, чем в «Зеленом слонике» — и почти все демонстрируется на экране. Впрочем, режиссер в интервью заявляет, что снял фильм в пику политкорректной продукции большинства сербских медиа. Так что «Сербский фильм» — это действительно шок-контент ради себя самого: зато в таком объеме нам, действительно, его раньше не показывали (если вы в себе не уверены, фильм и правда лучше не смотреть).
Воин шайтанаШеjтанов ратник, Стеван Филипович, 2006 |
Зона мертвыхЗона мртвих, Милан Конджевич и Милан Тодорович, 2009 |
|
Белградский школьник находит древний манускрипт и вызывает джинна. На этом сюжетное сходство со «Стариком Хоттабычем» заканчивается: мусульманский дух устраивает бойню. |
Когда кино снимают сербы, без темы мировой закулисы дело не обходится — даже если это зомби-трэш. В этом полупародийном фильме против живых мертвецов сражается Интерпол. Участвует Кен Фори, звезда «Рассвета мертвецов» Джорджа Ромеро. |
Комментарии
Подписаться