Списки
25 фильмов о грязной политике
Махинации, голодовки во имя сепаратизма, акции леворадикальных группировок и другие экранные истории
В прокат выходит «Грязная кампания за честные выборы», где Уилл Феррелл и Зак Галифианакис одинаково сильно хотят попасть в Палату представителей США — настолько, что честные методы даже не имеются в виду. Look At Me публикует подборку других — серьезных и не очень — политических фильмов, герои которых либо действуют по схожему сценарию, либо активно выступают против такого подхода к ведению дел. Фильмы расставлены в обратном хронологическом порядке.
Тект: Лёша Артамонов, Дмитрий Карпюк, Олег Баранов
«Призрак»
Ghost Writer, 2010, реж. Роман Полански |
Ответ Поланского на обвинения в его адрес вложен в этом вполне хичкоковском по духу политическом триллере в уста якобы нехорошего британского премьер-министра. Тема раскрытия заговора в американском кино давно, извините, закрыта, но «Призрак» берет стилем — сейчас так мало кто снимает.
«Печальная баллада для трубы»
Balada triste de trompeta, 2010, реж. Алекс де ла Иглесиа |
|
Кровавый и китчевый киногиньоль — или, если угодно, кинокомикс — про Испанию, терзаемую одинаково и правыми, и левыми. За фашистов отвечает Веселый (и злой) клоун, за леваков — Грустный (и добрый). Саму Испанию представляет сексапильная акробатка с мазохистскими наклонностями. Беспощадны и кровожадны абсолютно все. |
«Карлос»
Carlos, 2010, реж. Оливье Ассайяс |
|
История Ильича Рамиреса Санчеса, также известного как Карлос Шакал, лихо смонтированная и безупречно сыгранная, с группой Wire на саундтреке. Смотреть имеет смысл не укороченную для кинотеатров версию, а пятичасовую, телевизионную. |
«Изумительный»
Il Divo, 2008, реж. Паоло Соррентино |
|
Кинематограф не способен разобраться во всех биографических деталях и вынести однозначный вердикт политической фигуре. Зато он может создать жуткий и монументальный образ власти, отталкиваясь от биографии одного из представителей. Например, итальянского премьер-министра Джулио Андреотти, избиравшегося на свой пост семь раз. Несмотря на, казалось бы, не самую близкую неитальянцам тему, фильм у Соррентино получился яркий и захватывающий. |
«Кто тут трахнул Сару Пэйлин?»
Who's nailin' Palin, 2008, реж. Эксел Браун |
|
Порнографическая сатира (и это идеальный жанр, чего скрывать) о советском вторжении, прототипом главной героини которой является Сара Пэйлин, бывшая кандидатка на пост вице-президента США. Также существует продолжение — «Обама трахнул Сару Пэйлин?» (Obama is Nailin' Palin?). Жаль, у нас такого не снимают. |
«Комплекс Баадер Майнхоф»
Der Baader Meinhof, 2008, реж. Ули Эдел |
2,5-часовой эпос про самых бодрых и сексуальных революционеров в истории (членов РАФ), взрывавших, похищавших и убивавших в 60-70-е всех, кто был им не мил. Смотрится на одном дыхании, хоть и c ощущением некоторой приглаженности в духе голливудских байопиков. Ко всему прочему, лучший фильм Ули Эделя, снявшего также «Дети со станции Зоо» и «Последний поворот на Бруклин».
«Голод»
Hunger, 2008, реж. Стив Маккуин |
|
Режиссерский дебют Стива Маккуина и его альянса с Майклом Фассбендером. «Голод» — история бунта активистов IRA в ирландской тюрьме — отлично демонстрирует безличие и безразличие политической машины, противостоять которой возможно лишь крайними методами. Но снято все настолько красиво, что в какой-то момент начинаешь задумываться, что перед тобой — размазанные по стенам фекалии или абстрактная живопись.
|
«Персеполис»
Persepolis, 2007, реж. Винсент Паронно, Маржан Сатрапи |
|
Анимационный фильм о диссидентстве и месте женщин в иранском обществе. Благодаря своей форме и легкой манере подачи материала мультфильму удалось привлечь к политической жизни Ирана внимание самой разной публики. Не оценившее шутки (которая, конечно, не шутка) правительство исходной страны пыталось запретить его к показу везде, где только можно — не слишком успешно: на фестивали и в мировой прокат он вполне попал. |
«12:08 к Востоку от Бухареста»
A fost sau n-a fost?, 2006, реж. Корнелиу Порумбойю |
|
В своей дебютной трагикомедии один из режиссеров так называемой новой румынской волны задается в основном вопросом «а была ли революция?», потому что со времен Чаушеску изменилось, кажется, мало что. Остроумно написано и реалистично снято, как у румын в последнее время и бывает. Далее у автора последовал лингвистический триллер «Полицейский, имя прилагательное», тоже хороший. |
«Последний король Шотландии»
The Last King of Scotland, 2006, реж. Кевин МакДональд |
|
Хороший шотландский доктор, обуреваемый вполне мирскими соблазнами, соглашается быть врачом у плохого африканского диктатора (читай — Иди Амина), за что ему, конечно, придется поплатиться. Обвинить фильм можно разве что в некоторой заданности и предсказуемости сюжета, но это тоже можно воспринимать как элегантную метафору. |
«Отряд "Америка": Всемирная полиция»
Team America: World Police, 2004, реж. Трей Паркер |
Создатели «Южного Парка» сняли довольно жесткий и вульгарный кукольный мультфильм. Высмеивается в нем в основном американская политика насаждения демократии и борьбы с терроризмом. Но полными кретинами выставлены абсолютно все, включая северокорейского диктатора, документалиста Майкла Мура и заодно разные голливудские актеры. Метафора тупости на экспорт — Мэтт Дэймон.
«Легенды Риты»
Die Stille nach dem Schuß, 2000, реж. Фолькер Шлёндорф |
|
История отдельно взятой западногерманской террористки, попытавшейся начать новую жизнь. Воспринимается скорее не как большое высказывание, а как трагедия отдельной запутавшейся личности, которой нет места ни по одну, ни по другую сторону Берлинской стены. |
«Охота на ведьм»
Witch Hunt,1994, реж. Пол Шредер |
|
В параллельной привычным пятидесятым реальности, где всем правит магия, детектив Лавкрафт (Хоппер) расследует убийство, что называется, голыми руками. На нелегком пути его ждет встреча с ведьмой Кропоткин и настоящими маккартистами, попавшими сюда из настоящих пятидесятых. Снято для телевидения, зато сценаристом «Таксиста» и «Бешеного быка». |
«Джон Кеннеди: выстрелы в Далласе»
JFK, 1991, реж. Оливер Стоун |
|
Политическая загадка «Кто убил Кеннеди?», до сих пор не дающая покоя всей Америке, где только не высмеивалась: от «Приветствий» Де Пальмы до «Симпсонов» с «Гриффинами». Стоун снял завораживающую своей дотошностью и обстоятельностью трехчасовую ленту, смотреть которую совсем не скучно. Стоит отметить операторскую работу Роберта Ричардсона и искусный монтаж Джо Хатшинга и Пьетро Скалии — все они получили за фильм премию «Оскар». |
«Они живут»
They Live,1988, Джон Карпентер |
|
Фантастический фильм Карпентера, отлично визуализирующий конспирологическую паранойю космического масштаба. Если политики так мощно промывают вам мозги, не значит ли это, что они — инопланетяне? Они просто хотят захватить нашу планету-матушку? Сегодня страху нагоняют уже не фильмы, а блоги о теориях заговора. Известной шестиминутной сценой драки из него известный марксист и философ Славой Жижек открывает свой новый (чуть более обязательный к просмотру) киногид по идеологии. |
«Бразилия»
Brazil, 1985, реж. Терри Гиллиам |
«Бразилия» достойна звания главной экранной антиутопии всех времен, несмотря на существование экранизации «1984», снятой Майклом Редфордом. Тоже оруэлловская, в общем, атмосфера плюс здоровая доля сюрреализма, яркий визуальный ряд, выдающийся борец с системой в лице «водопроводчика» Де Ниро — и вот он, готовый образ тоталитарной системы, подписанный Терри Гиллиамом.
«Третье поколение»
Die Dritte Generation,1979,Райнер Вернер Фассбиндер |
|
Один из наименее горьких и наиболее едких политических фильмов Фассбиндера. «Третье поколение» — внуки тех, кто поддерживал «Третий рейх», протестуют против существующего режима, устраивают акции, расшатывают систему, но, в общем, делают это совершенно бездумно. Начальные титры идут по стенам туалетов, испещренным грязными надписями, — ну, вы считали метафору. |
«Заговор Параллакс»
The Parallax View, 1974, Алан Дж. Пакула |
|
Параноидальный триллер про то, что политики нас обманывают, а тех, кто до этого додумался, убивают. Можно проще — Уоррен Битти против всех. Свистопляска в голове журналиста — обычная тема для кино, и Пакула, чтобы оживить ее, принимает единственно верное решение — раскрутить все гайки. |
«Помести чудовище на первую полосу»
Sbatti il mostro in prima pagina, 1972, реж. Марко Беллоккьо |
|
Методы борьбы с коммунистами в Италии в этом фильме показаны без прикрас. Помощь политикам, как обычно, приходит со стороны продажных СМИ и так называемой озабоченной общественности. Из молодого коммуниста-активиста делают убийцу — добрые самаритяне довольны, а «корабль плывет». Если бы не пропагандистская направленность фильма, смотреть его сегодня было бы приятнее. Тем не менее. |
«Бананы»
Bananas, 1971, реж. Вуди Аллен |
|
Смешная до боли в голове карикатура на латиноамериканскую диктатуру. Герой Аллена просто хочет секса, а оказывается втянут в политический заговор. Присутсвуют шутки про философов, в частности — про Кьеркегора, иначе это был бы не Вуди. В роли одного из его противников очень кстати появляется молодой Сильвестр Сталлоне. |
«Дело гражданина вне всяких подозрений»
Indagine su un cittadino al di sopra di ogni sospetto, 1969, Элио Петри |
Абсурдистское прочтение любимого всеми архетипа «полицейское государство». Высокий полицейский чин (Джан Мария Волонте) убивает свою любовницу и, чтобы проверить систему, повсюду оставляет улики, указывающие на него самого. Но его коллеги не способны поверить в виновность столь уважаемой персоны.
«Дзета»
Z, 1969, реж. Коста-Гаврас |
|
Словарное определение жанра «политический триллер». Место действия — безымянная европейская страна (списанная с Греции шестидесятых) с расшатанным и потому спешно переходящим в тоталитарный режимом. Герой — следователь с принципами. Идет, как и положено, два с небольшим часа и заканчивается так, что хоть стой, хоть падай. Получил кучу наград и канонизировал всех причастных. |
«Пуля для генерала»
El Chuncho, quien sabe,1966, реж. Дамиано Дамиани |
|
Формально — спагетти-вестерн, по сути — один из лучших образцов итальянского политического кино от его признанного мэтра Дамиано Дамиани. Фильм без особой жалости и симпатии показывает, из какого сора растут «цветы» революции. Через пять лет, в 1971-м, Леоне снимет «Пригоршню динамита» (другое название — «Однажды была революция») приблизительно на ту же тему и тоже преуспеет. |
«Доктор Стрейнджлав, или Как я научился не волноваться и полюбил атомную бомбу»
Dr. Strangelove or: How I Learned to Stop Worrying and Love the Bomb,1964, реж. Стэнли Кубрик |
|
Антивоенная буффонада на все времена — искренне ваш, Стэнли Кубрик. Каждая сцена — великий юмористический скетч, над которым, впрочем, не хочется смеяться. Чего стоит одна сцена телефонного разговора двух властителей супердержав или рвущаяся выпрямиться в зигу рука не в меру распалившегося доктора. Фильм был адресован в первую очередь американцам, и их военная политика значительно изменилась, правда ведь? |
«Маленький солдат»
Le petit soldat, 1960, реж. Жан-Люк Годар |
|
Вдохновленный американским нуаром и немецким немым кино первый выход Годара за пределы спальни и кафе. Убийства, заговоры, ненадежные разведчики и Анна Карина в раннем цвету. Политика, как и все остальное в первых фильмах Годара, служит лишь фоном для ажурной болтовни, но фон этот, расписанный под темные дела французов в Алжире, задел за живое политиков, и те его благополучно запретили. Через три года запрет был снят. |
Комментарии
Подписаться