Списки
Перемотка: 10 культовых фильмов за две минуты
Феллини, Тарковский и другие в экспресс-курсе киноклассики
Списки лучших фильмов всех времен часто называются как-нибудь типа «1000 фильмов, которые надо посмотреть до своей смерти». Но что делать, если конец света близко и на тысячу времени уже точно не хватит (не говоря уж о том, что есть еще 1000 книг и столько же музыкальных альбомов)?
|
Look At Me предлагает решение проблемы — сверхкраткий курс киноклассики. После нашего курса вы сможете со спокойной совестью утверждать, что видели все эти шедевры, а также блеснуть знаниями о них в разговоре. Мы собрали десять самых известных старых фильмов, о которых все слышали, но не все смотрели, сжатые до двух минут видео, с остановкой только на ключевых моментах. |
«Крестный отец» за две минуты
Godfather, Фрэнсис Форд Коппола, 1972
|
|
|
1По сюжету центральный персонаж — не старый дон Вито Корлеоне, а его сын. Вернувшийся со Второй мировой Майкл не хочет продолжать дело отца, но в результате превращается в жестокого гангстера. 2Два года «Крестный отец» был самым кассовым фильмом в истории, и это был последний случай, когда на вершине рейтинга оказывалась персонажная драма без спецэффектов. 3Релиз сопровождался скандалами из-за сцен насилия, которые тогда казались невероятно жестокими. Сейчас этот факт выглядит удивительным: с тех пор вышло много гораздо более кровавых фильмов. 4Все деньги, заработанные на «Крестном отце» (и его сиквеле), Фрэнсис Форд Коппола потратил на «Апокалипсис сегодня», который в итоге не отбил вложений и разорил режиссера. 5В фильме ни разу не произносится слово «мафия». |
|
«2001: Космическая Одиссея» за две минуты
2001: A Space Odyssey, Стэнли Кубрик, 1969
|
|
|
1В фильме рассказывается об исследованиях таинственных черных монолитов, которые излучают мощные сигналы неведомой природы. Каким бы развитым человечество ни казалось себе самому, все равно есть что-то, недоступное его пониманию. 2При создании сценария Стэнли Кубрик много консультировался с футурологами. Значительная часть прогнозов на 2001 год, сделанных в фильме, действительно сбылась: например, юристы Samsung в плагиатном процессе против Apple указывали, что прототип планшетного компьютера можно видеть еще в «Космической Одиссее». 3Фильм стал вехой в научной фантастике, которая до того считалась в Америке жанром второго ряда и не располагала большими бюджетами. «Космическая Одиссея» была снята настолько красиво и реалистично, что имя Кубрика связали с теорией «лунного заговора». 4Классическая музыка на саундтреке — фирменная черта стиля Стэнли Кубрика (дальше он использует Бетховена в «Заводном апельсине», ряд барочных композиторов в «Барри Линдоне», Бартока и Берлиоза в «Сиянии», Шостаковича и Листа в «С широко закрытыми глазами»). 5Сейчас довольно сложно представить, что фильм на два с половиной часа, где первое слово произносится на 25-й минуте, шел в кинотеатрах с большим успехом. |
|
«Метрополис» за две минуты
Metropolis, Фриц Ланг, 1927
|
|
|
1«Метрополис» — антиутопия о мире предельного классового расслоения. Правящие классы живут в роскошной башне, пролетариат — в подземельях. Женщина-робот пытается устроить революцию, но все заканчивается миром и согласием. 2Типичный пример фильма, не понятого современниками. «Метрополис» шел при пустых залах, после проката копии картины, как это нередко бывало в те времена, уничтожили. Оставалась только двухчасовая версия, которую показывали в Америке, но недавно были обнаружены еще полчаса фильма. Сейчас, после долгой работы по восстановлению «Метрополиса», утерянными остаются примерно пять минут. 3Один из последних шедевров немецкого экспрессионизма и немого кино вообще. Примерно с 1930 года фильмы стали звуковыми. Для Фрица Ланга первой звуковой картиной стал знаменитый триллер «М». 4Своей антибуржуазной риторикой «Метрополис» очень нравился Йозефу Геббельсу. Впрочем, в 1933 году очередной фильм Фрица Ланга «Завещание доктора Мабузе» уже был запрещен нацистской партией. Ланг был далек от симпатий к НСДАП и в 1933 году эмигрировал в США, где успешно продолжал режиссерскую карьеру. 5Позже Ланг говорил, что в двадцатые годы не интересовался политикой, и поэтому концовка «Метрополиса» получилась глупой. |
|
«Хороший, плохой, злой» за две минуты
Il buono, il brutto, il cattivo, Серджо Леоне, 1966
|
|
|
1По сюжету трое беспринципных авантюристов во время Гражданской войны в США ищут золото Конфедерации. Это последняя часть «долларовой трилогии» Серджо Леоне (до того были «За пригоршню долларов» и «На несколько долларов больше»). 2Леоне и другие итальянские режиссеры в шестидесятые реанимировали жанр вестерна, который пришел в упадок в Америке. Явление назвали «спагетти-вестерном». По аналогии позже появились термины «сукияки-вестерн» (японец Такаси Миике) и «борщ-вестерн» (например, «Человек с Бульвара Капуцинов» и чехословацкий «Лимонадный Джо»). 3Тарантино считает «Хорошего, плохого, злого» лучшим фильмом в истории. У Леоне он перенял любовь к жестоким сценам насилия и «мексиканскую дуэль», которую Квентин вставляет во все свои фильмы. 4Фильм был источником вдохновения для «Темной башни» Стивена Кинга и советских «остернов» («Белое солнце пустыни», «Неуловимые мстители», «Свой среди чужих, чужой среди своих» цитируют Леоне). 5Та знаменитая «музыка из какого-то вестерна», которую все слышали, — это главная тема «Хорошего, плохого, злого» авторства Энио Морриконе. |
|
«Бегущий по лезвию бритвы» за две минуты
Blade Runner, Ридли Скотт, 1982
|
|
|
1Рик Декард охотится за восставшими репликантами — боевыми роботами, значительно превосходящими людей физически и интеллектуально. Возможно, Рик и сам репликант — это главный вопрос фильма, ответ на который зрителю не дадут. 2«Бегущий по лезвию» стал жертвой обязательных в Голливуде тест-просмотров. Зрителям не понравился открытый финал, и Ридли Скотт под давлением продюсеров изменил его на хэппи-энд. Версия, выпущенная в прокат, благополучно провалилась, и только двадцать лет спустя Скотт восстановил оригинальный вариант. 3Скотт считает Рика репликантом, а Харрисон Форд — человеком. Споры между поклонниками фильма ведутся до сих пор. Возможно, ситуацию прояснит сиквел, который готовит Скотт, хотя вся суть, конечно, именно в отсутствии однозначного ответа. 4Герой назван в честь Рене Декарта, основоположника рационализма. Другой важный для фильма философ — иррационалист Ницше: репликантов можно считать воплощением его идеи сверхчеловека. 5«Бегущий по лезвию» — первый образец футуристического нуара, использующего образы и клише «черного кино» сороковых для того, чтобы изобразить мир будущего. Позже это назовут киберпанком. |
|
«Касабланка» за две минуты
Casablanca, Майкл Кёртис, 1942
|
|
|
1История о любви и благородстве с печальным концом на фоне Второй мировой. Действие происходит в одноименном марокканском городе. 2Фильм сняли и выпустили на скорую руку, чтобы воспользоваться резонансом вокруг высадки союзных войск в Северной Африке. Продюсеры не ожидали, что «Касабланка» станет настолько успешной. 3Это первая романтическая роль Хамфри Богарта, который до того снимался в гангстерских фильмах и детективах. В «Касабланку» его взяли не без сомнений. 4В эпизодах участвуют несколько именитых европейских актеров, которые из-за политических и военных событий остались без работы и вынуждены были уехать в Америку. Самые знаменитые из них — Петер Лорре и Конрад Файдт, звезды немецкого немого кино (первый играл в «М» Фрица Ланга, второй — в «Кабинете доктора Калигари» Роберта Вине). 5Один из редких отрицательных отзывов на «Касабланку» принадлежит Умберто Эко, который назвал фильм сборником всех возможных клише (что, в общем, правда). |
|
«Гражданин Кейн» за две минуты
Citizen Kane, Орсон Уэллс, 1941
|
|
|
1После смерти медиамагната Чарльза Кейна журналист опрашивает людей, знакомых с покойным, пытаясь написать биографию. У него получается портрет человека, одержимого властью и олицетворяющего новое время: Кейн — человек, который заработал миллионы, продавая информацию. 2Самый знаменитый спойлер в истории кино: «Розовый бутон» — это детские санки Кейна. 3Орсон Уэллс не учился на режиссера — его пригласили в Голливуд после успешной радиопостановки «Войны миров», которая была настолько правдоподобна, что вызвала панику среди слушателей. 4Многочисленные новаторские находки «Гражданина Кейна» (низкие углы съемки, глубокий фокус камеры, флэшбек как основа повествования) случились во многом потому, что Уэллс не знал, как полагается снимать. 5Великое видится на расстоянии: «Гражданин Кейн», ныне известный как один из величайших фильмов в истории, получил только один «Оскар» — за сценарий. Это был первый и последний «Оскар» Уэллса (в 1970-м ему дали почетную статуэтку, но режиссер даже не приехал на церемонию). |
|
8½ за две минуты
8½, Федерико Феллини, 1962
|
|
|
1Сюжетно фильм состоит из истории режиссера в творческом кризисе, обрывков его фантазий, снов и воспоминаний. Главный герой, естественно, — альтер эго автора, которого играет его любимый актер Марчелло Мастроянни. 2У Феллини не очень много крылатых фраз, хотя именно он изобрел слово «папарацци» в своем предыдущем фильме «Сладкая жизнь». Самая известная цитата из «8½» — абракадабра «Аса ниси маса». 3Название картины — это ее порядковый номер в фильмографии автора. До того Феллини снял шесть полнометражных работ, две короткометражных в составе альманахов и один совместный фильм с другим режиссером (последние три пункта засчитаны за полфильма каждый). 4«8½»— редкий пример действительно хорошего фильма из капиталистической страны, награжденного на официозном Московском кинофестивале. 5Впоследствии название ленты стало нарицательным для обозначения саморефлексивного фильма. В числе самых известных картин, испытавших прямое влияние «8½», — «Американская ночь» Трюффо, «Весь этот джаз» Боба Фосси и «Воспоминания о звездной пыли» Вуди Аллена. |
|
«Таксист» за две минуты
Taxi Driver, Мартин Скорсезе, 1976
|
|
|
1Кино о посттравматическом расстройстве (оно же «вьетнамский синдром»). Молодой ветеран Трэвис работает таксистом в Нью-Йорке и хочет «очистить город от грязи». 2Сценарист Пол Шредер видел свою задачу в том, чтобы перенести в Америку героев Достоевского и французских экзистенциалистов. 3К вопросу о влиянии кино на психику: Джон Хинкли, совершивший покушение на Рейгана, был одержим «Таксистом» и явно вдохновлялся героем Роберта Де Ниро. 4Как и «Крестный отец», «Таксист» считался крайне жестоким фильмом — из-за финальной перестрелки в борделе. Скорсезе сделал эту сцену монохромной, чтобы смягчить изображение насилия и получить более низкий рейтинг. 5Некоторые критики считают, что в эпилоге показаны не реальные события, а предсмертные фантазии Трэвиса, погибшего в перестрелке.
|
|
«Зеркало» за две минуты
Андрей Тарковский, 1974
|
|
|
1Фильм не имеет сюжета как такового: вместо этого перед нами поток сознания главного героя, состоящий в основном из воспоминаний и сновидений. 2Важные приметы стиля Тарковского: за кадром звучат стихи его отца Арсения, присутствуют реминисценции из классической живописи («Охотники на снегу» Брейгеля) и собственно репродукции старых мастеров. 3Маргарита Терехова играет двух персонажей — мать и жену героя, что придает фильму неожиданно фрейдистский оттенок и дополнительно затрудняет восприятие. 4Существование «Зеркала» показывает, что в условиях советской системы кинопроизводства были вполне возможны авангардные авторские постановки, не имеющие отношения к официальной идеологии. Сценарий Тарковского не с первого раза получил одобрение у Госкино, но в результате режиссеру предоставили большой бюджет и достаточное количество импортной пленки Kodak. 5Перфекционист Тарковский забраковал двадцать вариантов монтажа, прежде чем добился устраивающего его результата.
|
|
Комментарии
Подписаться