Views Comments Previous Next Search
Перемотка: 10 культовых фильмов за две минуты — Списки на Look At Me

Списки

Перемотка: 10 культовых фильмов за две минуты

Феллини, Тарковский и другие в экспресс-курсе киноклассики

Списки лучших фильмов всех времен часто называются как-нибудь типа «1000 фильмов, которые надо посмотреть до своей смерти». Но что делать, если конец света близко и на тысячу времени уже точно не хватит (не говоря уж о том, что есть еще 1000 книг и столько же музыкальных альбомов)?


Текст: Андрей Карташов

 

Look At Me предлагает решение проблемы — сверхкраткий курс киноклассики. После нашего курса вы сможете со спокойной совестью утверждать, что видели все эти шедевры, а также блеснуть знаниями о них в разговоре.

Мы собрали десять самых известных старых фильмов, о которых все слышали, но не все смотрели, сжатые до двух минут видео, с остановкой только на ключевых моментах.

    

 

«Крестный отец» за две минуты

Godfather, Фрэнсис Форд Коппола, 1972

 

 

 

 

 

 

1

По сюжету центральный персонаж — не старый дон Вито Корлеоне, а его сын. Вернувшийся со Второй мировой Майкл не хочет продолжать дело отца, но в результате превращается в жестокого гангстера.

2

Два года «Крестный отец» был самым кассовым фильмом в истории, и это был последний случай, когда на вершине рейтинга оказывалась персонажная драма без спецэффектов.

3

Релиз сопровождался скандалами из-за сцен насилия, которые тогда казались невероятно жестокими. Сейчас этот факт выглядит удивительным: с тех пор вышло много гораздо более кровавых фильмов.

4

Все деньги, заработанные на «Крестном отце» (и его сиквеле), Фрэнсис Форд Коппола потратил на «Апокалипсис сегодня», который в итоге не отбил вложений и разорил режиссера.

5

В фильме ни разу не произносится слово «мафия».

 

 

 

«2001: Космическая Одиссея» за две минуты

2001: A Space Odyssey, Стэнли Кубрик, 1969

 

 

 

 

 

 

1

В фильме рассказывается об исследованиях таинственных черных монолитов, которые излучают мощные сигналы неведомой природы. Каким бы развитым человечество ни казалось себе самому, все равно есть что-то, недоступное его пониманию.

2

При создании сценария Стэнли Кубрик много консультировался с футурологами. Значительная часть прогнозов на 2001 год, сделанных в фильме, действительно сбылась: например, юристы Samsung в плагиатном процессе против Apple указывали, что прототип планшетного компьютера можно видеть еще в «Космической Одиссее».

3

Фильм стал вехой в научной фантастике, которая до того считалась в Америке жанром второго ряда и не располагала большими бюджетами. «Космическая Одиссея» была снята настолько красиво и реалистично, что имя Кубрика связали с теорией «лунного заговора».

4

Классическая музыка на саундтреке — фирменная черта стиля Стэнли Кубрика (дальше он использует Бетховена в «Заводном апельсине», ряд барочных композиторов в «Барри Линдоне», Бартока и Берлиоза в «Сиянии», Шостаковича и Листа в «С широко закрытыми глазами»).

5

Сейчас довольно сложно представить, что фильм на два с половиной часа, где первое слово произносится на 25-й минуте, шел в кинотеатрах с большим успехом.

 

 

  

«Метрополис» за две минуты

Metropolis, Фриц Ланг, 1927

 

 

 

 

 

 

1

«Метрополис» — антиутопия о мире предельного классового расслоения. Правящие классы живут в роскошной башне, пролетариат — в подземельях. Женщина-робот пытается устроить революцию, но все заканчивается миром и согласием.

2

Типичный пример фильма, не понятого современниками. «Метрополис» шел при пустых залах, после проката копии картины, как это нередко бывало в те времена, уничтожили. Оставалась только двухчасовая версия, которую показывали в Америке, но недавно были обнаружены еще полчаса фильма. Сейчас, после долгой работы по восстановлению «Метрополиса», утерянными остаются примерно пять минут.

3

Один из последних шедевров немецкого экспрессионизма и немого кино вообще. Примерно с 1930 года фильмы стали звуковыми. Для Фрица Ланга первой звуковой картиной стал знаменитый триллер «М».

4

Своей антибуржуазной риторикой «Метрополис» очень нравился Йозефу Геббельсу. Впрочем, в 1933 году очередной фильм Фрица Ланга «Завещание доктора Мабузе» уже был запрещен нацистской партией. Ланг был далек от симпатий к НСДАП и в 1933 году эмигрировал в США, где успешно продолжал режиссерскую карьеру.


5

Позже Ланг говорил, что в двадцатые годы не интересовался политикой, и поэтому концовка «Метрополиса» получилась глупой.

 

 

  

«Хороший, плохой, злой» за две минуты

Il buono, il brutto, il cattivo, Серджо Леоне, 1966

 

 

 

 

 

 

1

По сюжету трое беспринципных авантюристов во время Гражданской войны в США ищут золото Конфедерации. Это последняя часть «долларовой трилогии» Серджо Леоне (до того были «За пригоршню долларов» и «На несколько долларов больше»).

2

Леоне и другие итальянские режиссеры в шестидесятые реанимировали жанр вестерна, который пришел в упадок в Америке. Явление назвали «спагетти-вестерном». По аналогии позже появились термины «сукияки-вестерн» (японец Такаси Миике) и «борщ-вестерн» (например, «Человек с Бульвара Капуцинов» и чехословацкий «Лимонадный Джо»).


3

Тарантино считает «Хорошего, плохого, злого» лучшим фильмом в истории. У Леоне он перенял любовь к жестоким сценам насилия и «мексиканскую дуэль», которую Квентин вставляет во все свои фильмы.

4

Фильм был источником вдохновения для «Темной башни» Стивена Кинга и советских «остернов» («Белое солнце пустыни», «Неуловимые мстители», «Свой среди чужих, чужой среди своих» цитируют Леоне).


5

Та знаменитая «музыка из какого-то вестерна», которую все слышали, — это главная тема «Хорошего, плохого, злого» авторства Энио Морриконе.

 

 

  

«Бегущий по лезвию бритвы» за две минуты

Blade Runner, Ридли Скотт, 1982

 

 

 

 

 

 

1

Рик Декард охотится за восставшими репликантами — боевыми роботами, значительно превосходящими людей физически и интеллектуально. Возможно, Рик и сам репликант — это главный вопрос фильма, ответ на который зрителю не дадут.

2

«Бегущий по лезвию» стал жертвой обязательных в Голливуде тест-просмотров. Зрителям не понравился открытый финал, и Ридли Скотт под давлением продюсеров изменил его на хэппи-энд. Версия, выпущенная в прокат, благополучно провалилась, и только двадцать лет спустя Скотт восстановил оригинальный вариант.

3

Скотт считает Рика репликантом, а Харрисон Форд — человеком. Споры между поклонниками фильма ведутся до сих пор. Возможно, ситуацию прояснит сиквел, который готовит Скотт, хотя вся суть, конечно, именно в отсутствии однозначного ответа.


4

Герой назван в честь Рене Декарта, основоположника рационализма. Другой важный для фильма философ — иррационалист Ницше: репликантов можно считать воплощением его идеи сверхчеловека.


5

«Бегущий по лезвию» — первый образец  футуристического нуара, использующего образы и клише «черного кино» сороковых для того, чтобы изобразить мир будущего. Позже это назовут киберпанком.

 

 

  

«Касабланка» за две минуты

Casablanca, Майкл Кёртис, 1942

 

 

 

 

 

 

1

История о любви и благородстве с печальным концом на фоне Второй мировой. Действие происходит в одноименном марокканском городе.


2

Фильм сняли и выпустили на скорую руку, чтобы воспользоваться резонансом вокруг высадки союзных войск в Северной Африке. Продюсеры не ожидали, что «Касабланка» станет настолько успешной.

3

Это первая романтическая роль Хамфри Богарта, который до того снимался в гангстерских фильмах и детективах. В «Касабланку» его взяли не без сомнений.

4

В эпизодах участвуют несколько именитых европейских актеров, которые из-за политических и военных событий остались без работы и вынуждены были уехать в Америку. Самые знаменитые из них — Петер Лорре и Конрад Файдт, звезды немецкого немого кино (первый играл в «М» Фрица Ланга, второй — в «Кабинете доктора Калигари» Роберта Вине).

5

Один из редких отрицательных отзывов на «Касабланку» принадлежит Умберто Эко, который назвал фильм сборником всех возможных клише (что, в общем, правда).

 

 

  

«Гражданин Кейн» за две минуты

Citizen Kane, Орсон Уэллс, 1941

 

 

 

 

 

 

1

После смерти медиамагната Чарльза Кейна журналист опрашивает людей, знакомых с покойным, пытаясь написать биографию. У него получается портрет человека, одержимого властью и олицетворяющего новое время: Кейн — человек, который заработал миллионы, продавая информацию.


2

Самый знаменитый спойлер в истории кино: «Розовый бутон» — это детские санки Кейна.


3

Орсон Уэллс не учился на режиссера — его пригласили в Голливуд после успешной радиопостановки «Войны миров», которая была настолько правдоподобна, что вызвала панику среди слушателей.


4

Многочисленные новаторские находки «Гражданина Кейна» (низкие углы съемки, глубокий фокус камеры, флэшбек как основа повествования) случились во многом потому, что Уэллс не знал, как полагается снимать.


5

Великое видится на расстоянии: «Гражданин Кейн», ныне известный как один из величайших фильмов в истории, получил только один «Оскар» — за сценарий. Это был первый и последний «Оскар» Уэллса (в 1970-м ему дали почетную статуэтку, но режиссер даже не приехал на церемонию).

 

 

 

8½ за две минуты

8½, Федерико Феллини, 1962

 

 

 

 

 

 

1

Сюжетно фильм состоит из истории режиссера в творческом кризисе, обрывков его фантазий, снов и воспоминаний. Главный герой, естественно, — альтер эго автора, которого играет его любимый актер Марчелло Мастроянни.

2

У Феллини не очень много крылатых фраз, хотя именно он изобрел слово «папарацци» в своем предыдущем фильме «Сладкая жизнь». Самая известная цитата из «8½» — абракадабра «Аса ниси маса».

3

Название картины — это ее порядковый номер в фильмографии автора. До того Феллини снял шесть полнометражных работ, две короткометражных в составе альманахов и один совместный фильм с другим режиссером (последние три пункта засчитаны за полфильма каждый).


4

«8½»— редкий пример действительно хорошего фильма из капиталистической страны, награжденного на официозном Московском кинофестивале.


5

Впоследствии название ленты стало нарицательным для обозначения саморефлексивного фильма. В числе самых известных картин, испытавших прямое влияние «8½», — «Американская ночь» Трюффо, «Весь этот джаз» Боба Фосси и «Воспоминания о звездной пыли» Вуди Аллена.

 

 

 

«Таксист» за две минуты

Taxi Driver, Мартин Скорсезе, 1976

 

 

 

 

 

 

1

Кино о посттравматическом расстройстве (оно же «вьетнамский синдром»). Молодой ветеран Трэвис работает таксистом в Нью-Йорке и хочет «очистить город от грязи».


2

Сценарист Пол Шредер видел свою задачу в том, чтобы перенести в Америку героев Достоевского и французских экзистенциалистов.


3

К вопросу о влиянии кино на психику: Джон Хинкли, совершивший покушение на Рейгана, был одержим «Таксистом» и явно вдохновлялся героем Роберта Де Ниро.


4

Как и «Крестный отец», «Таксист» считался крайне жестоким фильмом — из-за финальной перестрелки в борделе. Скорсезе сделал эту сцену монохромной, чтобы смягчить изображение насилия и получить более низкий рейтинг.


5

Некоторые критики считают, что в эпилоге показаны не реальные события, а предсмертные фантазии Трэвиса, погибшего в перестрелке.

 

 

 

 

«Зеркало» за две минуты

Андрей Тарковский, 1974

 

 

 

 

 

 

1

Фильм не имеет сюжета как такового: вместо этого перед нами поток сознания главного героя, состоящий в основном из воспоминаний и сновидений.


2

Важные приметы стиля Тарковского: за кадром звучат стихи его отца Арсения, присутствуют реминисценции из классической живописи («Охотники на снегу» Брейгеля) и собственно репродукции старых мастеров.

3

Маргарита Терехова играет двух персонажей — мать и жену героя, что придает фильму неожиданно фрейдистский оттенок и дополнительно затрудняет восприятие.


4

Существование «Зеркала» показывает, что в условиях советской системы кинопроизводства были вполне возможны авангардные авторские постановки, не имеющие отношения к официальной идеологии. Сценарий Тарковского не с первого раза получил одобрение у Госкино, но в результате режиссеру предоставили большой бюджет и достаточное количество импортной пленки Kodak.


5

Перфекционист Тарковский забраковал двадцать вариантов монтажа, прежде чем добился устраивающего его результата.

 

 

 

Рассказать друзьям
24 комментарияпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются