Несмотря на успех русских фильмов на иностранных фестивалях, отечественная киноиндустрия, по всей видимости, переживает очередной период агонии — новый министр культуры и его заместитель не проявляют, кажется, должной заинтересованности, а с таким трудом устоявшаяся и более-менее функционирующая система финансирования через Фонд кино на днях была упразднена, что на неопределенное Текст: Антон Сазонов |
время заморозило производство и выпуск многих новых фильмов. Мы собрали 10 самых важных из тех, что все-таки выйдут в 2013 году (без «Дау», то есть про него, как обычно, ничего непонятно) и которых все последние нововведения не успели коснуться. Самые интересные из них — так уж вышло — сделаны на собственные средства авторов и частных инвесторов. |
«Восьмерка»
Режиссер: Алексей Учитель
В ролях: Дарья Урсуляк, Артем Быстров, Павел Ворожцов,
Евгений Ткачук, Владислав Абашин, Александр Новин, Алексей Мацыгин
В прокате: 2013
|
После во многом позорного «Края» Алексей Учитель в целях реабилитации возвращается к независимому кино с экранизацией новой одноименной книги Захара Прилепина. В центре сюжета — история взросления четверых честолюбивых друзей, отслуживших в армии и поступивших на службу в ОМОН. На словах пока звучит здорово: сценарий к фильму написал Александр Миндадзе («Отрыв», «В субботу»), съемки частично проходили в Санкт-Петербурге (самая эффектная сцена снята на местном заводе «Красный треугольник», занимающимся изготовлением резиновых сапог), во всех ролях задействованы неизвестные актеры. |
|
«Шопинг-тур»
Режиссер: Михаил Брашинский
В ролях: Татьяна Колганова, Тимофей Елецкий, Татьяна Рябоконь, Сату Паавола
В прокате: с 31 января
|
DIY-хоррор, в котором туристическая поездка петербуржцев в Финляндию оборачивается игрой на выживание с людоедами. Второй полнометражный фильм бывшего кинокритика Михаила Брашинского, в начале нулевых работавшего в журнале «Афиша». |
|
|
Михаил Брашинский«Шопинг-тур» мы впервые показали на фестивале в Выборге и столкнулись там с очень живой реакцией зрителей. Но это в некотором роде про них кино, отдельные сцены снимались в Выборге, финны рядом и т.д. Поэтому мы, конечно, волновались — какой реакции ждать дальше. Но, вроде, волновались зря: и в Оренбурге, и в Москве, и в Питере, а также в Хельсинки и Турине зрители реагировали примерно одинаково — где надо, смеялись, где надо, затаивали дыхание. Прокатные перспективы картины пока неясны, но первую порцию счастья — от фестивального зрителя — я уже получил. Скоро поедем в Швецию, в Гётеборг —посмотрим, как там будут смотреть. Любители Ингмара Бергмана знают, что у шведов с чувством юмора не очень. С другой стороны, кто же над финнами не любит похохотать».
|
«Привычка расставаться»
Режиссер: Екатерина Телегина
В ролях: Алена Константинова, Елизавета Боярская, Полина Филоненко, Александра Тюфтей,
Петр Федоров, Артур Смольянинов, Алексей Филимонов, Александр Петров, Родион Галюченко
В прокате: с марта
|
Екатерина Телегина — выпускница мастерской Владимира Хотиненко во ВГИКе, автор нескольких удачных короткометражных фильмов. Главная героиня «Привычки» решает встретиться со всеми своими бывшими, чтобы обустроить свою личную жизнь в настоящем, что, разумеется, ее только усложняет. |
|
|
Екатерина Телегина«С авторским кино у нас в стране проблем нет, а вот с красивым и приятным коммерческим — большие. Да и темперамент у меня не такой, чтобы снимать авторское кино. Тема фильма актуальна для многих, при этом о девушках никто почему-то в нашей стране кино не снимает. С одной стороны, я про эту тему много чего знаю, с другой — не знаю ничего, и, соответственно, не имею ответов на важные для меня вопросы. И в процессе я хотела на них для себя ответить. Главную героиню мы искали долго. С кастингом вообще случилось чудо. Я придумала дрим каст — настолько для меня дрим, что я боялась даже знакомиться с актерами из списка, и поэтому мы некоторым до последнего не звонили. Проводили кастинг на эти роли, искали замену. Но как-то так случилось, что почти весь этот состав мечты оказался в фильме. И поскольку бюджет у фильма маленький, актеры, которые обычно получают очень большие гонорары, снимались у нас безвозмездно. Лично мне про прокат думать вообще не хочется пока — закончить бы кино для начала».
|
«Гагарин. Первый в космосе»
Режиссер: Павел Пархоменко
В ролях: Ярослав Жалнин, Сергей Калашников, Сергей Лактюнькин, Анатолий Отраднов, Вадим Мичман,
Даниил Воробьев, Михаил Филиппов, Владимир Стеклов, Инга Стрелкова-Оболдина, Евгений Ткачук
В прокате: с 12 апреля
|
Фильм, получивший значительную финансовую поддержку от государства как «патриотический блокбастер» и «социально-значимый проект». Продюсеры изначально видели в режиссерском кресле Алексея Учителя, и Учитель упоминал «Гагарина» как свою новую работу, но что-то не срослось (версии сторон расходятся). В итоге создание фильма про борьбу за космос между СССР и США поручили не самому очевидному режиссеру — постоянному художнику-постановщику Алексея Балабанова и Игоря Волошина, который до этого снял всего один фильм. Остается надеяться, что Павлу Пархоменко оставили пространства для творчества, и совсем заказным «Гагарин» смотреться не будет, поскольку это первая экранная биография главного в мире космонавта, которую лично одобрили его родственники. |
|
«Комбинат "Надежда"»
Режиссер: Наталья Мещанинова
В ролях: Дарья Савельева, Полина Шанина, Иван Прилль, Данил Стеклов, Максим Стоянов,
Сергей Овчинников, Ксения Радченко, Александра Макарская, Степан Девонин, Дмитрий Кубасов
В прокате: осень 2013
|
Главные герои фильма — семнадцатилетние подростки, живущие в Норильске и больше всего мечтающие о том, чтобы из родного города как можно скорее и дальше уехать. Для Натальи Мещаниновой, до этого работавшей вторым режиссером на «Школе» Германики и снявшей документальный фильм «Хуй-хуй» о концерте группы «Ленинград», «Комбинат Надежда» — полнометражный игровой дебют. |
|
|
Наталья Мещанинова«Сюжет — не главное, его могло бы и вовсе не быть. Главное — это атмосфера фильма, тесно связанная с атмосферой города Норильска. Стоит убрать город Норильск из сюжета, как все потеряет свой смысл, драматичность и чувственность. Назревала во мне эта история долго — года два. И с момента съемок она очень изменилась, и меняется до сих пор — я даже сама не знаю, к чему приду в финале, после монтажа. Для меня оказалось самым важным дебютировать полностью по своему сценарию, хотелось самой пройти все круги ада. По моему мнению, дебют должен быть всегда личным высказыванием, максимально авторским фильмом, иначе как вообще что-то можно понять про режиссера? В данный момент мы монтируем фильм и планируем отправлять его на все фестивали, уже обсуждаем детали с несколькими крупными агентами. Но где именно состоится фестивальная премьера, пока непонятно».
|
«Отдать концы»
Режиссер: Таисия Игуменцева
В ролях: Сергей Аброскин, Максим Виторган, Ирина Денисова, Анна Рудь
Премьера: осень
|
После победы дипломной работы студентки Алексея Учителя в программе Cinefondation Каннского кинофестиваля перед ее автором, Таисией Игуменцевой, открылся карт-бланш на создание полнометражного дебюта (учитывая, что премьера фильма, в качестве бонуса к награде, должна также состоятся в Каннах). Игуменцева ждать себя не заставила и уже почти закончила фильм о деревне, ожидающей наступления конца света, который объявили по ошибке. |
|
|
Таисия Игуменцева«В нашем новом проекте мы не перестаем вместе со сценаристом Александрой Головиной удивлять и хулиганить, выдерживая полюбившийся нам и зрителям стиль трагикомедии, который на этот раз еще приобретет некоторые сказочные черты. Сюжет фильма рассказывает о деревеньке "нигде" — условном пространстве, отрезанном от мира: на жителей неожиданно "сваливается" новость о конце света, и каждый собирается встретить его по-своему. В фильме нет главных и второстепенных персонажей, особое место отводится корове по имени Конфета и Леонардо да Винчи, который вдохновляет одного из героев на отважные и порой безумные поступки. Наша цель — создать фильм о том, как устроено наше общество, о том, что человек никогда не может быть полностью свободен в своих проявлениях, если хочет жить рядом с другими. Компромиссы, недосказанности и даже ложь неизменно сопутствуют социальным связям. Однако возникающие при этом между людьми любовь и дружба все искупают».
|
«Разносчик»
Режиссер: Андрей Стемпковский
В ролях: Александр Плаксин, Дарья Екамасова, Евгений Ткачук, Юрис Лауциньш
В прокате: осень
|
Андрей Стемпковский, словно ниоткуда возникший пару лет назад с ярким дебютом «Обратное движение», уже второй фильм подряд работает на стыке жанрового и, не боимся этого слова, артхаусного кино. В основе «Разносчика» тоже жанровая конструкция, завязка которой заставляет вспомнить «13» Гелы Баблуани, но что может последовать за ней — заранее спрогнозировать невозможно. |
|
|
Андрей Стемпковский«"Разносчика" мы сняли быстро, смонтировали — тоже быстро, но потом постпродакшен затянулся почти на год. У российского кино много проблем, много сложностей в производстве. Есть проекты, которые на годы виснут. Это грустно, но таковы реалии. Жанровые истории и в первом моем фильме, и во втором — предлог для совершенно другого чего-то. Вообще, на мой взгляд, кино, снятое ровно так, как написано, — плохое кино. Для меня всегда важнее ощущение, которое создается во время съемки, а не за столом. Кто-то написал в интернете, не помню кто, что я снимаю детектив или триллер — это не так. То есть, в истории есть элемент жанровости и даже саспенс. Но, скорее, тут все-таки о другом. Как и в «Обратном движении», история — не главное. Она есть, но лишь как предлог. Я мечтаю о том, чтобы найти своего сценариста, с кем можно будет десяток фильмов вместе отработать. Дело в том, что у меня есть такие идеи, которые я могу сформулировать, но не готов сам написать. Однако на данный момент этого человека не нашлось - так что приходится пока снимать собственные несовершенные сценарии, потому что чужие — еще хуже. Что же касается фестивалей - об этом рано пока говорить. Покажут, наверное, где-то. Надо просто понимать, что это не самоцель, я не для фестивалей снимаю. Хотя фильм там много людей посмотрит, и это хорошо, потому что авторское кино у нас кинотеатры не берут, им это невыгодно, так что оно обречено на «фестивальный прокат».
|
«Непал форева»
Режиссер: Алена Полунина
В прокате: неизвестно
|
Алена Полунина, переквалифицировавшаяся в нулевых из редактора журнала «ОМ» в режиссера, зарекомендовала себя как крепкого документалиста своей последней работой — «Революция, которой не было» о национал-большевистской партии. На этот раз ее героями становятся знаменитые коммунисты Петербурга и Ленинградской области, отправляющиеся в паломничество в Непал. Фильм, на самом деле представляющий собой очень едкую и смешную комедию про похождения современных Дон Кихота и Санчо Пансы, едва ли получит у нас прокатное удостоверение, но есть серьезные предпосылки к тому, что его ждет большой фестивальный успех и долгая клубная жизнь. |
|
«Сталинград»
Режиссер: Федор Бондарчук
В ролях: Петр Федоров, Томас Кречманн, Мария Смольникова, Яна Студилина,
Дмитрий Лысенков, Алексей Барабаш, Андрей Смоляков, Сергей Бондарчук
В прокате: неизвестно
|
Федор Бондарчук долгое время значился постановщиком голливудской экранизации романа Акунина «Азазель» с Миллой Йовович в главной роли (ранее фильм хотел ставить Пол Верхувен), но сперва решил снять в России еще одну военную драму совместно с продюсером Александром Роднянским. О сюжете кроме ключевых тегов «война» и «любовь» пока толком ничего неизвестно, как и о точной дате выхода фильма в прокат — изначально речь шла о традиционном 9 мая. Бондарчук известен своей тягой к мегаломании, поэтому в отдельных сценах участвовали сразу 900 статистов, еще про «Сталинград», наверное, стоит знать, что это первый русский фильм, официально снятый по технологии IMAX 3D. |
|
«Да и да»
Режиссер: Валерия Гай Германика
В ролях: Агния Кузнецова, Александр Виноградов, Владимир Дубосарский, Александр Горчилин
В прокате: неизвестно
|
После «Все умрут, а я останусь» Германике, как известно, долго не удавалось снять полный метр, поэтому она на протяжении последних лет занималась на «Первом» сериалами — вполне, кстати, успешно. Освободителем стал Федор Бондарчук, который выступил продюсером ее второй игровой картины, рассказывающей о запутанной истории любви двух молодых художников. В эпизодах появляются реальные художники: Виноградов, Дубосарский и другие. Премьеру, вероятнее всего, стоит ждать на одном из крупных международных кинофестивалей. Например, на Каннском. |
|
Комментарии
Подписаться