Списки
Чекпойнт: Еженедельная рубрика о видеоиграх
Синтоистская мифология, визуальные новеллы и английский профессор — в обзорах экспертов Look At Me
Каждую неделю в рубрике «Чекпойнт» наши эксперты, любители видеоигр, рассказывают о том, во что они играли на этой неделе — о лучших старых играх и недавних релизах, о шутерах и квестах, о подземельях и гоночных трассах.
Старые
Nintendo DS
|
Новые
PC, Mac METAL GEAR RISING: REVENGEANCE (DEMO) Xbox360, PlayStation 3 Playstation 3 PC, Mac PC, Mac, Playstation 3, Xbox360 ZERO ESCAPE: VIRTUE’S LAST REWARD Nintendo 3DS, Vita |
ANALOGUE: A HATE STORY
Разработчик: Christine Love, жанр: visual novel
ИЧИК дизайнер |
Космический «корабль поколений» (очевидный привет фантастике Золотого века), таинственная катастрофа на борту, средневековое корейское общество со всеми сопутствующими ему признаками (патриархат, аристократия в равных долях с бюрократией, династические браки) — это все предыстория. Эпистолярно-дневниковый роман, генеалогические древа, комментарии непосредственных участников событий — это все форма подачи истории. Сопоставление, размышление и диалоги, где игроку зачастую предоставлен лишь бинарный вариант ответа, — вот это уже сама игра.
Analogue «написан» не без особого изящества (ненадежные рассказчики, три уровня повествования, стилизация речи персонажей), но привлекает не только этим. Прежде всего это паззл, который собирается одним из пяти способов по вкусу играющего. Сюжет, следуя этой концепции, не столько линейно развивается, сколько углубляется, приоткрывая новые грани и точки зрения. Детектив с игроком в роли следователя — это, если вдуматься, практически идеальное решение для визуального романа, которые считаются радикальной формой упрощения жанра Interactive Fiction. Выходит, что действительно талантливый писатель способен выжать из этого упрощения довольно много. |
Metal Gear Rising:
Revengeance (demo)
Разработчик: Platinum Games, жанр: слэшер
МИХАИЛ главный редактор журнала «Альфа-Навигатор» |
К выходящему в феврале Metal Gear Rising: Revengeance, демо которого появилось на этой неделе, у меня двоякое отношение. С одной стороны, я люблю почти все, на чем написано «Metal Gear», а тут даже сам Хидео Кодзима немного попродюсировал. С другой, в последнее время Металгир уже не торт, и вообще новая игра будет не про Снейка, а про Райдена — не самого любимого персонажа еще со времен MGS2. Пусть даже и в облике кибернетического ниндзя.
Впрочем, уже во время открывающего диалога стало ясно, что, кажется, игра не подведет. Брифинг во время полета на неведомом аппарате — прямо как в первом MGS. Внушительное приземление главного героя в районе боевых действий — прямо как в третьем. Диалоги по кодеку (средство связи такое), где в процессе словесных пикировок тебе объясняют детали миссии, особенности местности и основные изменения, произошедшие во вселенной за последние годы, — кто не прослушал все, тот не биг босс. Серия Metal Gear Solid, подобно фильмам про Джеймса Бонда, складывается из одних и тех же канонических элементов, и очень здорово встретить их здесь. Сам этнически-социальный состав группы поддержки чего стоит — в ней есть, в частности, командир Boris, говорящий через фразу «tovarich» или «da», Doktor с ударением на последнем слоге, черный парень с излишней жестикуляцей и девушка-гик с большими сиськами. Вроде бы, уже перебор, но быстро привыкаешь. К тому же чего еще ждать от игры серии Metal Gear, да еще с диким словом Revengeance (это прямо как «бегемопотам») в названии? Разве что лихой конспирологической теории, но это, думаю, еще будет в полной версии.
Геймплей оказался вполне убедительным, несмотря на опасения (все-таки боязно, когда stealth вдруг заменяют каким-то hack’n’slash). Хотя сначала и кажется, что резать врагов, пусть даже в эффектном Blade Mode, не очень интересно: все равно, вроде бы, все сводится к пресловутому button mashing. Но, когда доходишь до босса, все становится на свои места. Бить по кнопкам долго не дадут, и необходимо срочно осваивать не самую простую механику парирования и контратак. Поначалу бесит, но, когда наконец приучаешься выбирать правильный момент и направление удара, игра открывается с новой стороны. Бой ведешь, как красивый танец с отточенными движениями, не давая партнеру перевести дух. Как и полагается настоящему кибернетическому ниндзя. В общем, ждать осталось недолго, посмотрим, насколько игра оправдает заложенные демоверсией ожидания. |
Okami HD
Разработчик: Clover Studio,LLC , жанр: action adventure
ВАСИЛИЙ ШЕВЧЕНКО сооснователь магазина комиксов «Чук и Гик» |
В одном из первых текстов для «Чекпойнта» я признался, что люблю игры, в которых меня могут съесть волки. Так вот, верно и обратное. Не в смысле, что волки любят игры, в которых можно съесть меня, а в смысле игр, где приходится управлять волком. Правда, на память приходят две: Legend of Zelda: Twilight Princess примирила меня с приобретенной Wii (хотя игра вышла еще на GameCube, но тогда у меня был печальный период «PC only and фаревааа»), а, услышав, анонс HD-ремейка Okami, я решился купить PS3. Для тех, кто играл в оригинал, коротко о главном: стало чуть лучше выглядеть на больших телевизорах, поддержка Move ничего особого не добавляет, все остальное по-прежнему гениально.
Для тех, кто пропустил: оригинал Okami создавался Clover Studios («суперстудией», собранной из создателей серий Resident Evil, Devil May Cry и Phoenix Wright) и вышел на излете жизни PS2 в 2006–2007-м. Вызвал восторги критиков и апатию покупателей — то есть быстро переместился в разряд, извините, «культовых» игр. Okami — классический пример того, как талантливых гейм-дизайнеров ограничения в «железе» подталкивают к нестандартным решениям. Старый графический чип PS2 уже не может выдавать конкурентную реалистическую графику? Clover Studios берет и делает игру в стиле суми-э — японской техники рисования тушью, с яркими видимыми мазками. Дальше все начинает складываться само собой, например, главный герой становится волком — аватаром богини солнца Аматэрасу (вся игра слов с «волком» и «богом» при переводе с японского безнадежно теряется). Суми-э ложится в основу местной «магии» — иероглифов небесными чернилами. Врагов и второстепенных персонажей предоставляет синтоистская мифология и история Японии. Причем темные силы здесь действуют в прямом смысле «темно», погружая все во мрак и монохром, и Оками приходится все расцвечивать, изгоняя демонов. Момент, когда после смерти первого серьезного босса вся локация буквально наполняется цветом, до сих пор одно из моих самых ярких впечатлений в видеоиграх в принципе. Кажется даже, что создатели великого Flower черпали вдохновение именно оттуда.
Любая попытка описать игровой процесс делает его похожим на очередную «Зельду»: бегаешь по карте мира, проходишь «подземелья», решаешь простенькие логические задачки на применение способностей персонажа, зарабатываешь новое оружие и магию, открываешь еще способности, следующие подземелья и так далее. Но почему-то кажется, что разработчики сознательно не хотели экспериментировать здесь. Они знали, что Okami — едва ли не последняя большая игра для PS2 и уже буквально через пару месяцев ее задавят игры для новых консолей. Да и сама Clover Studios, скорее всего, будет закрыта (многие создатели игры уже имели подписанные контракты с другими фирмами). Потому перед ними не стояла зачала устроить революцию в жанре или победить десяток близких по сути конкурентов, а можно было просто сделать игру, которая им нравится. В итоге мало где визуальное решение так точно вписывается в игровой процесс, а на основе подчеркнуто локальной мифологии удается рассказать столь универсальную историю. |
Professor Layton
Разработчик: Nintendo SPD, жанр: puzzle, adventure
ГРИША редактор сайта «Афиши» |
Времени на большие игры, как обычно, нет — продолжаю играть на хэндхелдах. На 3DS недавно вышел новый «Профессор Лейтон» — это такая японская серия квестов про английского профессора и его помощника, маленького мальчика, которые расследуют всякие странные случаи. Вместо того, чтобы сразу браться за новую часть, я решил перепройти все предыдущие. Для меня это как Гарри Поттер десять лет назад — перед каждым новым томом нужно все освежить в памяти.
Если формулировать просто, то «Лейтон» — это всего лишь сборник головоломок. С диалогами, сюжетом, передвижением по разным локациям; но главное, что вам придется делать в игре, — решать всевозможные задачки и головоломки. Словесные, математические, задачки с сэндвичами, лабиринты, задачки про шляпы. В отличие от обычных квестов, они тут не встроены в окружающую реальность, а существуют отдельно — просто периодически, например, какой-нибудь персонаж просит вас решить одну. Звучит глуповато, но, на самом деле, вызывает моментальное привыкание — от решения бесконечных головоломок оторваться совершенно невозможно.
Но серия не была бы такой гениальной, если бы тут не было чего-то еще: японцы зачем-то в игре про головоломки каждый раз создают удивительную атмосферу. Тут есть классическая японская смесь странного и милого; Европа и европейцы в «Лейтоне» не похожи на себя, а в детективном сюжете обязательно участвуют роботы, гигантский монстр или машина времени. При этом все ужасно красиво, аккуратно и живописно — все хочется трогать, в городах «Лейтона» хочется жить, а музыку слушать вне игры. Но и этим все не ограничивается: в каждой части обязательно эпический, душераздирающий сюжет. С мощными катсценами, диалогами и твистами на уровне Голливуда. Я, по правде говоря, в конце каждой части рыдаю, как девчонка. И да, это сборник головоломок.
Сейчас вышла пятая часть, Professor Layton and the Miracle Mask, в Японии в обозримом будущем будет шестая — и она, вроде, окажется последней. Жду, как все ждали финального сезона «Лоста».
|
ИВАН научный работник |
Продолжаю восполнять свои пробелы в поздней библиотеке DS — теперь руки дошли до первого из многочисленных сиквелов игры Professor Layton & The Curious Village. За четыре с лишним года умилительная история про профессора археологии обросла огромной медиафраншизой, состоящей из основных и побочных игр, кроссоверов, мультфильмов и кучи мерча — но Professor Layton & The Diabolical Box была в этом ряду первой. Очень японская по духу студия Level 5 (оттуда вышли отличные последние серии Dragon Quest, сделанная совместно с миядзакиевской студией «Гибли» Ni No Kuni, дикая РПГ про футбол Inazuma Eleven и много чего другого) реализовала крайне странную на бумаге, но отлично работающую в реальности идею. Выглядит это так: головоломки из детских книг, с задних страниц газет и из учебников по занимательной математике упакованы в уникальный графический стиль — двухмерная игра выглядит так, будто задники из «Трио из Бельвилля» перемешали с персонажами аниме «Люпен Третий», а потом все это сделали слегка более нелепым, чем обычно. Головоломки возникают не из ниоткуда, но почти отдельно от магистрального сюжета — а происходит все в идеализированной, слегка волшебной Европе (таким сдвинутым восприятием этой части света обладают только японцы). Инвентарь ограничен, общение с персонажами нужно скорее для создания атмосферы.
Поклонники классического варианта жанра adventure периодически плюются от такого подхода — но специализирующаяся как раз на нем студия TellTale не побрезговала изготовлением хорошего клона «Лейтона», серии Puzzle Agent. Я тоже часами гадал над билетами и бобрами в Grim Fandango и просматривал все варианты шуток Гайбраша Трипвуда — но поверьте, на то, чтобы привыкнуть к упрощенному для детей и бабушек (но не более примитивному!) варианту жанра, хватает двадцати минут. Прямо сейчас мне не терпится вернуться к загадке смертельного ящика, шикарному поезду и его владельцу по фамилии Белуга. |
Thomas Was Alone
Разработчик: Mike Bithell, LLC, жанр: puzzle platformerе
ДМИТРИЙ автор блога Big Echo |
«Томас знал, что он никогда не встретит Натана Филлиона или Трансформера. Он никогда не посетит Готэм Сити и не поест в Mooby’s. Это было неважно. Если он и его друзья прыгнут в матрицу создания, они могут дать всем остальным в симуляции шанс».
Thomas Was Alone выглядит компьютерной игрой, которую разложили на простейшие элементы и собрали заново, оставив самое необходимое. Сам игровой процесс в чем-то похож на Dear Ester — геймплей как таковой отходит на второй план, а игровой опыт складывается из голоса рассказчика и потрясающего саундтрека. Как в Bastion, повествование постоянно следует за персонажами, и я не могу называть Thomas Was Alone никак иначе, как захватывающей игрой. С большой буквы. Капслоком.
Каждую главу, а это примерно десять уровней, вводится новый персонаж, и ты на какое-то время забываешь о прыжках и платформах. Какой у него характер, как он относится к другим героям, какие вопросы он задает себе, к какой цели идет и, самое интересное, как он будет взаимодействовать с другими прямоугольниками? Неторопливая игра дает время, чтобы крепко задуматься обо всем этом. По сути, во всей игре есть вообще только пара уровней, которые требуют принятия моментальных решений.
К концу игры, когда повествование расхватывается на цитаты, ты остаешься наедине с важным опытом, большим, чем сухое «человек человеку companion cube». Большим, чем можно ожидать от компьютерной игры или небольшого рассказа. «Они, казалось, вели его вверх, вверх и направо». |
Watch Dogs
Разработчик: Ubisoft, жанр: action-adventure
НИКИТА дизайнер |
Watch Dogs, новая игра создателей Far Cry и Assasin’s Creed, и хотя она выйдет не раньше 2014 года — но трейлер можно оценить уже сейчас. Слоган Watch Dogs — «Все взаимосвязанно. Связь — это власть». Главный герой по имени Эйден Пирс попадает в современную информационную войну, где становятся возможными все способы слежки и добычи информации, а в арсенал входит любое устройство, которое имеет выход к внутреигровой системе CtOS. Как видно по трейлеру, взломом телефона или планшетников дело не ограничится: можно создавать глобальные помехи всему на свете — от светофоров до видеобиллбордов. Не менее важно то, что игровая площадка — это целый город, который является копией Чикаго в альтернативной реальности, что дает возможность гулять и наслаждаться видами, прямо как в линейке GTA. Некоторые элементы дизайна, которые видны в трейлере, как, например, фотографии, постепенно создающие реальность, напоминают о всемирно известном фотографе Дэвиде Хокни, а озвучивает главного героя актер Ноам Дженкинс. |
Zero Escape: Virtue’s Last Reward
Разработчик: Chunsoft, жанр: adventure
АНТОН автор блога plastinki |
Zero Escape продолжает историю малоизвестной 999: Nine Hours, Nine Persons, Nine Doors для DS — дальней интерактивной родственницы «Повелителя мух», жестокую игру про то, как незнакомые друг с другом люди под угрозой смерти превращаются в животных. Одному из персонажей Zero Escape это не грозит: его зовут Зеро, и он и так уже кролик, причем управляет им искусственный интеллект. Зеро наблюдает за «девятеричной игрой»: он похищает девять человек, помещает их в огромный бункер и предлагает победителям игры выбраться из него. А чтобы героям не было скучно, к их левой руке пристегивают браслет, на котором отображается число. Если оно становится меньше единицы, то человеку вкалывают смертельную инъекцию. Если же игрок набирает девять баллов, то у него появляется шанс бежать, при желании — оставив всех остальных навсегда позади.
Основная драма игры — голосование в кабинках, где каждый персонаж выбирает, доверяет он своему напарнику или нет. Это классическая дилемма заключенного: безопаснее всего сотрудничать и получать за это стабильные два балла, но в любой момент вас могут предать, отняв у вас два и забрав себе три. Тем более, что компания тут подобралась не самая приятная: две то ли танцовщицы, то ли стриптизерши, надменный блондин в цилиндре, уставший от жизни старик, бугай в доспехах — почти все они странные и с большим жизненным багажом. Не легче от того, что настоящий Зеро, который всех и похитил, скрывается под видом одного из девяти.
Zero Escape смешивает популярные в Японии жанры нелинейной визуальной новеллы и пазла «найди выход из комнаты». В нее вы скорее не играете — вы ее читаете, только прерываясь на решение головоломок. Приличные люди такого обычно избегают, и зря: в своей нише Zero Escape совершила маленькую революцию, предложив перемещаться от одной сюжетной развилки к другой в любой момент. Какой бы выбор вы ни делали, всегда можно вернуться назад и посмотреть, что было бы, поступи вы по-другому. Даже не можно, а нужно: чтобы разобраться, что происходит в игре, придется просмотреть основные девять вариантов развития сюжета. Все это время ощущаешь себя не участником событий, а наблюдателем, детективом: вы прыгаете из одного таймлайна в другой, подозреваете и заблуждаетесь, замечаете тонкости, которые сначала не улавливали, и начинаете лучше понимать мотивацию персонажей.
Это не мешает игре постоянно удивлять невероятными сюжетными поворотами: в лучшие свои моменты Zero Escape приближается к высотам шедевральных игр про адвоката Феникса Райта. Она медленно разгоняется, но стоит ей набрать ход, и вы не успокоитесь, пока не увидите последнюю, «настоящую» концовку. Хорошо и то, что знакомство с предшественницей не обязательно: игра регулярно подмигивает прошедшим 999, но далеко в этом никогда не заходит. Единственный минус — нужна либо 3DS, либо Vita. На обеих консолях выдающихся игр единицы, и Zero Escape — как раз одна из них. |
Комментарии
Подписаться