Списки
Чекпойнт:
Еженедельная рубрика
о видеоиграх
Венгерская озвучка и отважные модники — в новом выпуске «Чекпойнта»
Каждую неделю в рубрике «Чекпойнт» наши эксперты, любители видеоигр, рассказывают о том, во что они играли на этой неделе: о лучших старых играх и недавних релизах, о шутерах и квестах, о подземельях и гоночных трассах.
Старые
|
Новые
Far Cry 3: Blood Dragon Microsoft Windows, PlayStation 3, Microsoft Windows, OS X, iOS Mars: War Logs Microsoft Windows, Xbox Live Arcade, PlayStation Network PlayStation 3, Xbox 360, Xbox 360, PlayStation Vita, PlayStation 3, Microsoft Windows 3DS |
Far Cry 3: Blood Dragon
Разработчик: Ubisoft Montreal, жанр: First-person shooter, action-adventure
Платформы: Microsoft Windows, PlayStation 3, Xbox 360
МИХАИЛ ИВАНОВ главный редактор журнала «Альфа-Навигатор» |
Blood Dragon — это футуристическая надстройка к игре Far Cry 3, о которой речь шла еще в самом первом выпуске «Чекпойнта». Та игра была практически идеальной песочницей, где можно было провести много времени, исследуя огромный тропический остров и истребляя бандитов самыми изощренными способами. Так вот, в Blood Dragon делать так категорически не рекомендуется. Унылый пейзаж, скучные задания, туповатые враги и полное отсутствие смысла во всем происходящем заставят выключить игру уже через час и заняться чем-нибудь полезным.
Как надо делать, я сейчас научу. Надо забыть часа на четыре слова «сэндбокс», «опен-ворлд», «свобода выбора» и сразу же после завершения вступительной миссии бежать к месту на карте, где начинается следующая. Ну ок, можно сначала купить патронов и аптечек — и вперед, строго по прямой, по пересеченной местности, игнорируя врагов и местную фауну. Всю прелесть Blood Dragon можно прочувствовать только во время сюжетных миссий. Это линейный шутер, по исторической случайности упакованный в оболочку сэндбокса. И это отличный заскриптованный аттракцион. Особенно если ты рос в конце 80-х — начале 90-х и испытываешь привязанность к голливудским боевикам, синтезаторному диско и мутной картинке, которую может дать только VHS (копия с копии). Сюжет, сеттинг, диалоги напичканы отсылками ко всем любимым фильмам, саундтрек — к музыке Брэда Фиделя и Винса Ди Колы, а главный герой Рекс Кольт примерное каждое третье убийство венчает oneliner’ом — глупой шуткой типа «сгорел на работе». Озвучивает его, кстати, Майкл Бьен, тот самый чувак из «Терминатора» и «Чужих», которого убивают к концу фильма.
По сути Blood Dragon — видеоигровой аналог эксплуатационных фильмов, ориентированный на вполне конкретную аудиторию, ностальгирующую по эстетике 80-х. Вся ностальгическая часть выполнена на пять, а игровая сведена к необходимому минимуму. Попутно авторы игры еще поиздевались над штампами современных игр: длинными туториалами, подсказками на загрузочном экране, сборами всякой фигни, разброcанной по карте, и т. д. Трейлер Blood Dragon вышел 1 апреля, и многие думали, что это первоапрельская шутка. Надо сказать, что шутка удалась. |
Football Manager 2013
Разработчик: Sports Interactive, жанр: Sports game, Business simulation
Платформы: Microsoft Windows, OS X, iOS
НИКОЛАЙ ПРОРОКОВ библиотекарь института «Стрелка» |
Многие разработчики искали философский камень — мечтали создать настоящий симулятор реальности. Игру без конца (вы перестаете играть, только когда вам надоест), каждое прохождение которой неповторимо. При этом в ней есть сюжет, драматургия, уникальный набор созданных персонажей и бесконечное множество новых, которые генерируются по ходу.
Серия футбольных симуляторов Football Manager (ранее — Championship Manager) — именно такая игра. Вы управляете любым футбольным клубом в мире (от «Барселоны» до полупрофессиональной команды чемпионата Норвегии): покупаете и продаете игроков, придумываете тактику, набираете тренерский штаб, развиваете инфраструктуру, выстраиваете отношения с владельцами и прессой. Football Manager — это огромное количество метаинформации и статистики, у каждого игрока или тренера есть свои показатели (не только открытые — типа скорости или точности паса, но и скрытые — типа профессионализма или способности к адаптации в чужой стране), плюс генератор, который симулирует результаты всех игр во всех чемпионатах, следит за тем, как показатели футболистов меняются в зависимости от травм и тренировок, и создает новых молодых игроков.
Главная (и немного пугающая) особенность FM в том, что игровой процесс не привязан к включенному девайсу — при желании вы играете постоянно. Стоя в очереди, даете пресс-конференцию или большое интервью мужскому журналу. Засыпая — думаете, с кем продлевать контракт, кого перевести в дубль, а кого пора выставлять на трансфер. На затянувшейся рабочей встрече — чертите новую схему 3-5-2 взамен переставшей работать 4-3-3. А главное, нет никаких сомнений в том, что, когда вы приведете «Текстильщик» из города Камышин к победе в Лиге чемпионов, около их стадиона действительно будет воздвигнута ваша статуя. |
Mars: War Logs
Разработчик: Spiders, жанр: Action role-playing
Платформы: Microsoft Windows, Xbox Live Arcade, PlayStation Network
ИЧИК УМЕР дизайнер |
Mars: War Logs начинается со сцены, в которой кучка заключенных во главе с неприятным лысым мужиком собирается изнасиловать в душевой трогательного лопоухого юношу. Кроме обозначения нужного градуса цинизма и ближайших культурных ориентиров («Хроники Риддика», «Дюна», «Вспомнить все» и очевидный Red Faction), вступление служит еще и отличной демонстрацией того, как, активно эксплуатируя штампы фантастики и видеоигр, сценаристы не прочь подставить игроку подножку в тот самый момент, когда ему все стало ясно и захотелось зевнуть от скуки. Невинность (именно так зовут жертву незадачливых насильников), будучи рассказчиком, не является главным героем. Это, может, и не самый убедительный пример, но вполне показательный.
И, кстати, в отличие от предыдущего проекта, в котором студия Spiders сотрудничала с Cyanide — Of Orcs and Men, кроме интересного сценария тут есть и другие достойные внимания детали. Боевая система, построенная вокруг парирований, уворотов и контратак с редким использованием огнестрельного оружия и гранат, приятно удивляет своей яростностью и быстротой, оставаясь при этом вполне зрелищной, не слишком однообразной и умеренно сложной. Еще больших похвал должен удостоиться труд дизайнеров, художников, программистов — в общем, всех тех, кто ответственен за потрясающе красивую картинку на экране. Пользуясь исключительно оттенками красного цвета, используя в качестве основного строительного материала ржавое железо, оказывается, можно достичь впечатляющих результатов, которым могли бы позавидовать многие, гораздо более титулованные и известные собратья по жанру.
Самый главный недостаток Mars: War Logs при этом — то, как многое в игру войти не успело. Амбиции плохо сочетаются с мизерными бюджетами, ограниченными сроками и нежеланием падать в объятия крупного издателя. Отсюда и кошмарная озвучка, и крайне малая длительность, и откровенно халтурная постановка некоторых сцен. Тем не менее на недостатки получается закрыть глаза — достаточно посмотреть на то, как прекрасен закат на Марсе. |
Max Payne 3
Разработчик: Rockstar Vancouver, жанр: Third-person shooter
Платформы: PlayStation 3, Xbox 360, Microsoft Windows
ВАСИЛИЙ СОНЬКИН редактор проекта «Йополис» |
Первый Макс Пейн — это была одна из любимых игр моего детства (все, кроме дурацких уровней-кошмаров, где был идиотский платформинг и дорожки из крови). И это одна из первых сюжетных игр, которую я прошел от начала до конца. По сей день я не могу спокойно смотреть интервью с Сэмом Лейком, ведь на основе его фотографии сделали модель Макса. Поэтому мне кажется, что интервью дает Макс Пейн с финским акцентом.
Во вторую часть мне поиграть было тяжело. Домашний компьютер ее не тянул, поэтому я брал эту игру с собой в гости к родственникам. Поиграл у дяди, потом еще у дедушки, каждый раз с начала. Потом я провел выходные у бабушки и прошел игру целиком. Грустная история Макса и Моны (понятия «нуар» я тогда не знал) была восхитительна. Комикс-стрипы, смерть, сложный и неоднозначный герой. Несмотря на то что многое из этого было и в первой части, мне было 11 лет, когда я в нее играл, и поэтому я просто-напросто многого не понял. Ко второй части мне было уже лет 15, и я понял сюжет, понял боль героя (наверное). И вот год назад вышла третья часть. Пока игра разрабатывалась, интернет ныл: «Ну вот, там дело происходит не только ночью, какой это Макс Пейн», «Ну вот, место действия не Нью-Йорк, а Бразилия», «Да какой это нуар, фу». Но игра оказалось прекрасной. Отличная механика стрельбы. Очень жестокий нуар-сюжет. Игра не потеряла свои корни, которые находятся в фильмах 1940-х, но обрела ту жестокость, которая привычна игроку «нулевых». Прекрасная графика.
Третья часть разрабатывалась совершенно другой командой, у руля были братья Хаузеры, которые придумали серию GTA. И это чувствуется. Специфический GTA-юмор. Модель стрельбы, доработанная из той, которая была в GTA IV. Жесткость сюжета, совмещенная с какой-то особой эмоциональностью убийцы (Нико и Макс сильно похожи, иногда очевидно, иногда неуловимо). Надо признать, временами это не совсем игра. Между уровнями иногда 20 минут кат-сцен (на самом деле нет, но так кажется). Можно опустить джойстик и смотреть. В этом смысле это неидеальная с точки зрения повествования игра. Но при этом сюжет заманивает, оторваться невозможно, особенно когда понимаешь, в чем на самом деле суть. Мне кажется, это одна из лучших игр этого поколения. Она понравится не всем — многие от нее быстро устанут. Но если она вам понравится, это будет игра, к которой вы будете возвращаться еще много лет. И каждый раз будет ощущение гармонии. |
Sine Mora
Разработчик: Digital Reality, Grasshopper Manufacture, жанр: Shoot 'em up
Платформы: Xbox 360, PlayStation Vita, PlayStation 3, Microsoft Windows
ИВАН СОРОКИН научный сотрудник |
Дизель-панковые самолетики; босс по имени Matouschka; непроницаемый сюжет о глобальной войне в далекой-далекой галактике (с двумя параллельными линиями, каждая из которых рассказывается нелинейно); мрачные антропоморфные животные, рассуждающие о расизме и репродуктивных функциях; озвучка только и исключительно на венгерском (!) — ок, ок Suda 51, это твоя игра, мы все поняли, ха-ха, прекрати. Главный анфан террибль среди игровых режиссеров с именем Гоичи Суда известен своей эксцентричностью — и свойственное каждой его игре нагромождение идей может приводить как к возникновению современной артхаусной классики (Killer7), так и к появлению крепких шовинистических хитов вроде Lollipop Chainsaw (ну и откровенной лажи среди игр Суды тоже хватает). Куда реже ему удаются незаметные жанровые упражнения, меняющие правила слегка исподтишка, — такой была ролевая игра Contact; таким, кажется, стал shoot-em-up (он же «шмап») Sine Mora. Вообще говоря, в последние годы дела у шмапов идут, с одной стороны, прекрасно (переиздается аркадная классика, новые каналы цифрового распространения снижают порог входа для инди-дизайнеров, которые и являются главными поставщиками игр внутри жанра), с другой — довольно кисло.
Как и файтинги (другой жанр, владевший аркадами), с гибелью мира игровых автоматов шмапы стали замыкаться в себе, рыть себе интересную, но очень уж глубокую нишу. Главный поджанр последних лет, bullet hell, про который все понятно уже по названию, совершенно непроницаем для новичков: даже для того, чтобы насладиться очевидными шедеврами вроде Ikaruga, нужна нехилая артиллерийская подготовка. Sine Mora представляет собой хороший компромисс: формально тоже являясь bullet hell, на «основном» (не хардкорном) уровне сложности игра не становится детским садом (этим страдают, например, порты важного разработчика Cave на iOS) и позволяет насладиться дизайном техники и главным достижением студии Grasshopper. Последнее, очевидно, должно найти применение и в играх других компаний: понятие «здоровье» здесь отсутствует как класс, а в его роли выступает оставшееся до взрыва корабля время. Додуматься связать эти две характеристики вроде не столь сложно,но здесь это сделано столь элегантно, что порой хочется похлопать простоте этого решения. |
Tokyo Crash Mobs
Разработчик: Mitchell, жанр: пазл
Платформа: 3DS
АНТОН МУХАТАЕВ автор блога plastinki |
Почти лучший клон Zuma в мире, Tokyo Crash Mobs — это игра про двух отважных спортсменок, прекрасную японку Грейс и Саванну, светловолосую девушку с умилительным оскалом. Они не выносят очередей, а потому штурмуют распродажи и открытия магазинов силой. Девушкам повезло: субтильные модники и модницы, которых игра осторожно обзывает «сценестарами» (хотя сразу понятно, о ком идет речь), разбегаются, если стоят в цепочке из трех и более человек, одетых в один цвет. Чтобы это происходило чаще, Грейс и Саванне нужна подмога: для этого подойдет бесконечный поток точно так же одетых людей, которых нужно бросать, а иногда и катать по земле, словно шар для боулинга, в нужное место в очереди. Задача — за отведенное время оказаться в первой десятке посетителей, а еще лучше — полностью расчистить дорогу.
Все это здорово, только главное в Tokyo Crash Mobs не игра, а превосходные абстрактные видео, идущие в промежутках между захватами торговых точек. В них девушки дурачатся на камеру, бросая выразительный взгляд за взглядом, принимая самые странные позы и действуя согласно удивительной логике. Иногда очередную глупую сцену с Грейс и Саванной прерывает непонятно откуда взявшийся колоритный японец в желтом костюме, как будто взятый из той самой разноцветной толпы. Все это — японский абсурд в его лучших проявлениях, невероятное умение находить юмор в повседневной рутине и главная причина, почему о проблемах с управлением в самой игре можно забыть. Хочется найти очередь как можно длиннее, забиться в ее хвост, взять в руки 3DS и показательно выбивать модника за модницей. |
Комментарии
Подписаться