Списки10 небанальных настольных игр
Жизнь графического дизайнера, приключения путешественников и другие развлечения для компании
Текст
Look At Me собрал несколько небанальных игр для тех, кому уже надоели «Активити» и «Монополия». Среди них — игра легендарного дизайнера Кена Гарланда, игра бывшего зубного техника и другие упражнения на ловкость и на ясность ума.
Connect
cоздатель: Кен Гарланд
год: 1969
игроки: от 2 до 8 человек
Игра придумана Кеном Гарландом и Робертом Чапманом ещё в 1969 году и является скорее не настольной, а напольной — чтобы разложить все 140 карточек, из которых состоит Connect, понадобится целая комната. Играть можно и одному (максимум — восьмерым), главное — по очереди, начиная с младшего игрока, выкладывать девять видов карточек с разным рисунком так, чтобы изображённые на них линии не прерывались. Выигрывает тот, кто раньше других использовал свои карточки, пропустив наименьшее количество ходов.
В самой первой версии игры карточки выглядели очень схематично — квадраты с синими, красными и чёрными полосками. Потом Connect переименовали в Rivers, Roads & Rails и перерисовали — перемены перечеркнули жирным крестом лаконичную идею создателей и придали игре градостроительного очарования. Сейчас Connect больше всего известна в Германии, где её до сих пор и производят, если не считать огромного количества подделок по всему миру. В 2010 году классический лист, который потом разрезался на 140 карточек, перевыпустили маленькой серией вместе с интервью Кена Гарланда для Colophon.
The Settlers of Catan
cоздатель: Клаус Тойбер
год: 1995
игроки: 3–4 человека
Клауса Тойбера, обыкновенного зубного техника, однажды ушедшего с работы, чтобы проектировать настольные игры, называют убийцей «Монополии». В 1995 году он создал настольную стратегию The Settlers of Catan, в русском переводе получившую название «Колонизаторы». Игра представляет многочасовой симулятор жизни высадившихся на необитаемом острове путешественников, которым предстоит строить поселения, дороги и зарабатывать очки (игра заканчивается, когда один из игроков набирает 10 победных очков). Особенность «Колонизаторов» — в десятке расширений, то есть дополнительных наборах карточек и игровых фигурок, например, «Джунгли», «Мореходы» или даже Star Trek или «Метро», которые значительно меняют если не суть и правила, то настроение и вообще ход игры.
Игру можно купить в России, кстати, и производится она здесь же с 2002 года по лицензии оригинального немецкого издательства Kosmos. В оригинальной комплектации цена будет чуть больше 1 000 рублей, расширения можно докупить отдельно. Если же после игр с друзьями вы поймёте, что постоянно выигрываете, можно отправиться на Чемпионат мира по The Settlers of Catan, который проводится с недавних пор.
The Pitch
cоздатель: Фатима Кабба
год: 2011
игроки: от двух
Самую красивую настольную игру с самыми непонятными правилами и с самым непредсказуемым результатом придумала Фатима Кабба, графический дизайнер из Нью-Йорка. Фатиме, видимо, надоело объяснять друзьям с нетворческими профессиями, чем именно она занимается, поэтому, окончив Школу визуальных искусств, она немедленно сделала игру c говорящим названием The Pitch, где нужно быть дизайнером. Смысл в том, чтобы привлечь к процессу создания Блестящей Идеи (которая, по мнению Каббы, лежит в основе любого хорошего проекта) младенцев, пенсионеров, не пользующихся компьютером, и вообще всех людей, которые обычно занимаются более скучными вещами, чем рисование логотипов и разработка концепции предвыборной кампании.
В игре есть 50 брифов, идеальное игровое поле, блокнотик для зарисовок и записей и много чего ещё. Чтобы процесс не растягивался до бесконечности, как это часто бывает у настоящих дизайнеров, в комплект включён таймер. Единственная проблема в том, что поиграть в The Pitch вряд ли удастся — игра существует в единственном экземпляре, а проект на Kickstarter по совершенно непонятным причинам не смог собрать нужную сумму для серийного производства. Впрочем, если всё равно очень хочется, можно написать Фатиме, вдруг она сможет помочь.
Marrakech
cоздатель: Доминик Эрхард
год: 2007
игроки: 2–4
«Марракеш» — несложная игра, которую втроём можно разыграть за 20–30 минут. Главные особенности — в схеме и материалах. Во-первых, действие происходит на ковровом рынке в Марокко, главный герой — хозяин рынка Ассан. За Ассана на самом деле никто не играет, но он с самого начала стоит в центре рынка и перемещается каждым игроком в зависимости от количества арабских тапочек, выпавших на деревянном кубике. Во-вторых, игровой материал — ковры, настоящие кусочки узорчатой ткани, разного цвета у каждого игрока. Задача — к концу игры застелить большую часть рынка своими коврами (можно класть поверх ковров соперников) и собрать при этом больше всех дирхамов (дань нужно платить другому игроку за право постоять на его ковре). Ничего сложного, но красиво и необычно.
Scotland Yard
cоздатель: Манфред Бюргграф и др.
год: 1983
игроки: от двух до шести
Игра вышла 30 лет назад, до сих пор переиздаётся без изменений и среди знатоков настольных игр уже считается классикой. После того как Scotland Yard в 80-х получила самые важные награды мира настольных мир, выпущено уже четыре миллиона её экземпляров.
Название говорит само за себя — игроки оказываются в Лондоне, чтобы поймать преступника. Игровое поле — карта Лондона с маршрутами такси, автобусов и метро, а главное отличие от других настольных игр — все играют против одного, Мистера X, игрока, для которого в наборе даже предусмотрена кепка, чтобы никто не увидел, куда он решил переместиться. Для честности у Мистера Х есть ещё и блокнот, куда он должен записывать все ходы, а раз в пять ходов он выставляет свою фишку на карту, чтобы было понятно, где примерно он находится. Сценариев всего два — либо Мистера X окружают и ловят (то есть один из игроков оказывается с ним на одной клетке), либо он остаётся непойманным 24 хода подряд и, следовательно, выигрывает.
Betrayal at House on the Hill
cоздатель: Майк Селинкер и др.
год: 2004
игроки: от трёх до шести
Дизайнер настольных игр Майк Селинкер известен тем, что подходит к жанру с разных сторон и выводит настольную игру за рамки простого выкидывания чисел на кубике и монотонного передвижения по клеточкам. Один из лучших примеров его работы — «Предательство в доме на холме», ролевая игра из двух частей в лучших традициях фильмов ужасов. Игровое поле асимметрично и состоит из нескольких комнат того самого дома на холме. Действие делится на две части: в первой игроки не знают, кто из них предатель (этого не знает и сам предатель) и просто исследуют комнаты, собирая полезные предметы — этот момент реализован в виде пластиковых прищепок к карточкам игрока, по которым видно текущее состояние героя. Во второй части определяется предатель, ему в прямом смысле выдают книгу предателя, которую он отправляется читать в другую комнату. Оставшимся игрокам остаётся книга героев, которую они тоже все вместе читают, чтобы понять, что делать с предателем. Когда тот возвращается, начинается борьба: предатель использует монстров, чтобы уничтожить героев, а они идут каждый к своей цели, которая задана книгой героев.
У игры 50 вариантов развития событий, так что она точно не отправится пылиться на полку, пока все они не будут разыграны. Интересно, что не во всех сценариях для победы игроков предатель должен погибнуть, ведь после него остаются монстры, которые продолжат убивать и без него.
О том, как создаются такие игры, Селинкер в соавторстве с десятком лучших дизайнеров игр даже написал книгу.
Memory
cоздатель: Фернанд Натан
год: 1959
игроки: от двух до шести
В эту игру в браузере или на телефоне точно играли все: из перевёрнутых вверх рубашкой карточек каждый ход переворачиваются только две, одинаковые нужно убирать и делать это как можно быстрее. У настольной игры несколько плюсов: играет несколько человек, то есть ходить надо по очереди; карточек очень много, а повторяющихся — всего по паре на одну картинку; и главное, на картинках не просто бананы и клубнички, а на выбор — портреты знаменитых писателей или, скажем, достопримечательности Европы, которые за время игры можно запомнить, если не вы не знали их до того. Оригинальная игра немецкого издательства Ravensburger ещё и очень красивая — карточки яркие и лаконичные, без ненужных надписей и украшений.
Ido
cоздатель: Бернард Вебер
год: 1998
игроки: от двух до четырёх
Некоторые игравшие в Ido советуют просто выставить игру как предмет интерьера в гостиной — такая она красивая. И одного взгляда на игровое поле достаточно, чтобы понять, что создатель вдохновлялся работами Пита Мондриана. На самом деле на чёрно-белых прямоугольниках и четырёх основных цветах отсылки к голландскому художнику заканчиваются. Смысл Ido — в перемещении каждым игроком своих фишек из двух противоположных углов поля в центр раньше других. Кажется, что просто, а на самом деле нет. Даже если удалось пройти в первый раз быстро и легко, в коробке есть ещё несколько вариантов игрового поля с другой конфигурацией пустых прямоугольников.
Sequence
cоздатель: Дуглас Рейтер
год: 1982
игроки: от двух до двенадцати
Редкий случай: игра, в которой играют картами, но не карточная. Поле десять на десять карт состоит из двух стандартных 52-карточных колод, то есть на нём напечатаны все карты, кроме джокеров. Каждому игроку раздаются поровну настоящие карты и цветные фишки, которые он должен раскладывать на карты на поле, принадлежащие ему. Выигрывает тот, кто сможет собрать пять фишек по вертикали, горизонтали или диагонали. На первый взгляд, игра даже примитивная, но это не так: у многих карт есть свои способности, например, убрать карту соперника с поля.
Traumfabrik
cоздатель: Райнер Книция
год: 2000
игроки: от двух до пяти
Обычному человеку имя немца Райнера Книции вряд ли что-нибудь скажет, но в игровой индустрии его любят едва ли не больше всех. На счету Книции игры по знаменитым книгам и фильмам, в том числе по «Властелину колец» и «Беовульфу», но мы расскажем о «Фабрике грёз», игре-симуляторе голливудской жизни.
В игре нужно снимать фильмы, то есть буквально искать инвесторов, актёров, гримёров, операторов и режиссёра. Все эти действия нужно успеть проделать раньше соперников, иначе ваш фильм выйдет позже и соберёт меньше денег, чем остальные. Каждая партия длится четыре раунда. Жетоны с режиссёрами, актёрами, спецэффектами, агентами и лучшими саундтреками разыгрываются на аукционе. Вышедшие фильмы получают очки: за то, что попали в прокат первыми, за лучшую режиссуру и даже за получение премии «Золотая малина» — всё как в жизни.
Комментарии
Подписаться