СпискиВы так не сможете:
10 произведений
современного искусства
и инструкции к ним
Книги-инструкции по современному искусству, которые помогут разобраться в том, что всё это значит
Материал Подготовили
Анна Савина, Даниил Трабун
Можно ли считать ту или иную работу произведением искусства? Такой вопрос многие задают, не только увидев смелую акцию Петра Павленского, но и разглядывая работы известных художников последнего столетия. Даже известные деятели искусств иногда путают произведения искусства с предметами интерьера. Мы выбрали пять интересных книг, в которых доступно объяснено, что такое современное искусство, и выписали из них самые любопытные цитаты об известных произведениях XX века.
Пабло Пикассо
«Авиньонские девицы», 1907
Материал: холст, масло
Направление: кубизм
Картина «Авиньонские девицы» является первым кубистическим произведением Пикассо — он изобразил барселонских проституток не реалистично, а «разобрал» их тела и лица на множество геометрических фигур.
«Поэт Гийом Аполлинер сказал: „Пикассо исследует объект так же, как хирург препарирует труп“. В этом заключается суть кубизма: художник выбирает предмет изображения, проводит анализ и деконструирует его. Почему Пикассо решил не создавать элегантные и атмосферные фигуративные работы, которые были так популярны у коллекционеров и критиков? Он осознавал профессиональную опасность, которую представлял для него Матисс. Потому что после представленной в 1906 году картины «Счастье существования» Матисса стали считать самым интересным молодым художником того времени. Выставка Сезанна 1907 года вдохновила Пикассо, и он решил дальше развивать то, что начал известный художник. Картина «Авиньонские девицы» была основана на идеях Сезанна и стала началом нового художественного направления».
— На что вы смотрите? Удивительная, шокирующая и иногда странная история современного искусства за 150 лет
Казимир Малевич
«Чёрный квадрат»,
1915
Материалы: холст, масло
Направление: супрематизм
Одно из самых обсуждаемых произведений XX века — «Черный квадрат» Малевича, который был написан в 1915 году. Несмотря на то, что художник привел теоретическое обоснование своей картины в манифесте «От кубизма и футуризма к супрематизму», многие зрители до сих пор ставят под сомнение его ценность, замечая, что не нужно быть художником, чтобы нарисовать квадрат.
«Превращая все изобразительные элементы в геометрические фигуры и используя открытые цвета Малевич надеялся достичь вершины выразительности и освободить живопись от любых политических и социальных значений. Супрематисты не изображали окружающую реальность, и старались избежать любых символов и нарративов, и использовали элементы простой формы — так они создавали новую творческую реальность».
— 50 арт-идей, о которых вам необходимо знать
Марсель Дюшан
«Фонтан», 1917
Материал: писсуар
Направление: концептуализм,
дадаизм, сюрреализм
Ещё одно важнейшее произведение XX века — «Фонтан» Марселя Дюшана, которому первому пришла идея превратить бытовой предмет в произведение искусства — так появилось понятие реди-мейд.
«Он был уверен, что изобрёл новый вид скульптуры: теперь художник мог выбрать любой предмет, который выпускается массово и имеет известную эстетическую ценность, и, освободив его от функционального предназначения (другими словами, сделав его бесполезным), дав ему название и поместив в новый контекст, превратить его в произведение искусства».
— НА ЧТО ВЫ СМОТРИТЕ? УДИВИТЕЛЬНАЯ, ШОКИРУЮЩАЯ И ИНОГДА СТРАННАЯ ИСТОРИЯ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА ЗА 150 ЛЕТ
Барнетт Ньюмен
«Onement I», 1948
Материалы: холст, масло
Направление: абстрактный экспрессионизм
Первую абстрактную работу с вертикальной полосой сделала российская художница Ольга Розанова — в 1918 году была создана её «Зелёная полоса». Однако она была неизвестна большинству западных специалистов, поэтому подобные работы прославили американского абстракциониста Барнетта Ньюмена. Он, как и Розанова, пошёл дальше Малевича и создал работу, у которой нет границ, — картина как бы является фрагментом большого произведения, у которого нет фона и изображённого объекта.
«Ньюмен разделял интерес других абстрактных экспрессионистов к древним мифам и примитивному искусству. Разделяющая линия на картине, которую потом называли «молнией», стала «визитной карточкой» художника. Несмотря на скромный размер картины «Onement I» (69х41 см.), Ньюмен считал её своим творческим достижением, так как изобрёл новый метод, который удивлял зрителя и трогал его эмоционально, потому что художнику удалось преодолеть ограничения внутри картины».
— Почему ваш пятилетний ребёнок так не смог бы
Ричард Гамильтон
«Так что же делает наши сегодняшние дома такими разными, такими привлекательными?», 1956
Материалы: вырезки из журналов
Направление: поп-арт
Cчитается первой картиной, которую относят к поп-арту. Она была показана на известной выставке This Is Tomorrow в лондонской галерее Whitechapel в 1956 году. Кроме Гамильтона, в ней принимали участие молодые художники, работы которых относят к оп-арту (оптическому искусству) и поп-арту.
«Картина, на которой изображён огромный леденец с надписью POP, быстро приобрела статус иконы, так как она много говорила об обществе и культуре того времени. Однако термин «поп-арт» был введён только два года спустя, в 1958-м — его впервые употребил Лоуренс Эллоуэй в журнале Architectural Digest, чтобы описать то, как художники используют образы популярной культуры и рекламы».
— 50 арт-идей, о которых вам необходимо знать
Дэн Флавин
«Монумент для В. Татлина», 1964
Материалы: флуоресцентные лампы
на металлических основаниях
Направление: минимализм
Дэн Флавин посвятил свою работу нереализованному «Монументу третьего интернационала». Как пишет Сюзи Ходж, это ироничная работа, которая, с одной стороны, сделана из обычных элементов (в отличие от уникальных разработок Татлина для «Монумента»), а с другой — является временной (лампы перегорают), что противоречит природе монументальной архитектуры.
«Дети могли бы прикрепить флуоресцентные лампы к стене, но они бы не стали просить зрителей переосмыслить [таким образом] несколько вещей разом: функциональность объектов, философские идеи, впервые появившиеся в России в 1915 году, и само пространство галереи».
— Почему ваш пятилетний ребёнок так не смог бы
Джефф Кунс
«Кролик», 1987
Материалы: нержавеющая сталь
Направление: нео-поп
Один из самых дорогих современных художников, известный своим пристрастием к китчу, во многом продолжает линию Уорхола. Его работы создаются руками 135 сотрудников, а «Фабрика» художника — это целая корпорация Jeff Koons LLC.
«”Кролик” Кунса так холоден, что кажется, создан отнюдь не человеком. Это не просто идеальный индустриальный продукт, но прежде всего образ воплощённого желания. Художник предпочитает называть свой объект хамелеоном: отражающий материал делает «Кролика» этаким постмодернистским Бранкузи, он постоянно меняет свою кожу и регенерируется. Он впускает пространство со зрителями внутрь себя». — Определяя современное искусство. 25 лет в 200 базисных произведениях
Майк Келли
«Больше часов любви,
чем можно возместить,
и расплата за грехи», 1987
Материалы: набитые фабричные игрушки на холсте, высушенная кукуруза, восковые свечи на дереве и металлической базе
Направление: концептуализм
Современный художник Майк Келли использовал различную технику для того, чтобы передавать свои идеи: занимался видео, придумывал перформансы и инсталляции. Келли часто использовал образ детства в своих работах. Художник начал делать работы из изношенных игрушек и вязаных платков в конце 1980-х.
«Первая работа Келли, в которой он использовал мягкие игрушки, имеет большое значение по ряду причин, но главная — то, как много ассоциаций и эмоций возникает у зрителя. Куклы, которых кусали и рвали малыши, заменяют собой образ ребёнка. То, что делают дети со своими неодушевлёнными друзьями, — это насилие без злого умысла».
— Определяя современное искусство.
25 лет в 200 базисных произведениях
Трэйси Эмин
«Моя кровать», 1998
Материалы: матрас, постельное бельё, различные объекты
Направление: Молодые британские художники (Young British Artists)
Своими работами Трэйси Эмин буквально выворачивает душу перед зрителем. Самая известная её работа — «Моя кровать» — это документ долгой депрессии художницы. Бутылки водки, сигаретные пачки, фотокарточки и мягкая игрушка: все осталось нетронутым, именно таким, каким было в самые грустные дни Эмин.
«Многие дети оставляют свои кровати неубранными и разбрасывают вещи по комнате, но если внимательно посмотреть на эту инсталляцию Трэйси Эмин, становится ясно, что кровать принадлежит взрослому человеку. Когда эта работа впервые была показана, записи, аппликации, видео и фотографии были повешены на стенах вокруг работы — все они показывали, что автор переживает персональную травму, а также страхи и беспомощность».
— Почему ваш пятилетний ребёнок так не смог бы
Олафур Элиассон
«Серии цветного спектра», 2005
Материалы: 48 цветных фотопринтов, каждое изображение 37.3х48.3 см.
Направление: инсталляция
Работы Олафура Элиассона так или иначе вдохновлены «природой» — будь то туман (Yellow Fog, 1998/2008), солнце (The Weather Project, 2003), вода (Green River. 1998/1999/2000/2001) или просто цвет. Художник воспроизводит природные процессы в первую очередь ради того, чтобы расшевелить зрителя. Собственно, именно то, что происходит с наблюдателем, интересует Элиассона в первую очередь.
«Олафур Элиассон использует максимально широкий диапазон цветов в своих работах. Как-то он поставил в галерее огромное оранжевое солнце, в другой раз — настоящую радугу, в третий — покрасил настоящую реку в ярко-зелёный цвет. В работе выше показаны все цвета, которые может увидеть человеческий глаз: от ультрафиолетового в верхнем левом углу до инфракрасного в нижнем правом. Элиассон хочет, чтобы мы задумались о том, как по-разному каждый видит цвета. Понимание и ощущение цвета зависит от наших воспоминаний, эмоций, семейных традиций и родной страны. Когда вы смотрите на этот спектр, какой зелёный кажется вам больше «яблочным»? А какой «брокколи»? А ваши друзья выберут такие же цвета?»
— Что такое современное искусство?
Путеводитель для детей
5 путеводителей по современному искусству
«Определяя современное искусство. 25 лет в 200 базисных произведениях»
Авторы: известные на весь мир кураторы и деятели современного искусства Дэниэль Бирнбаум, Корнелия Батлер, Сюзанна Коттер, Байс Карджер, Оквуи Энзвезор, Массимилиано Джиони, Ханс Ульрих Обрист, Боб Никас
Издательство: Phaidon, 2011
«На что вы смотрите? Удивительная, шокирующая
и иногда странная история современного искусства
за 150 лет»
Автор: Уилл Гомперц, бывший директор лондонской галереи Тейт
Издательство: Plume, 2013
«50 арт-идей, о которых вам необходимо знать»
Автор: Сюзи Ходж, работала в Saatchi & Saatchi, магистр истории искусств Лондонского университета
Издательство: Quercus, 2011
«Почему ваш пятилетний ребёнок так не смог бы»
Автор: Сюзи Ходж
Издательство: Thames and Hudson, 2012
«Что такое современное искусство? Путеводитель
для детей»
Авторы: Джеки Кляйн и Сюзи Кляйн. Джеки Кляйн — историк современного искусства, бывший куратор галерей «Тейт», «Бэрбикан», «Куртолд» и «Хэйворд» в Лондоне. Сюзи Кляйн ведёт радиопередачи
об искусстве на BBC.
Издательство: The Museum
of Modern Art, 2012
Комментарии
Подписаться