СпискиКак создаются бактериальный джаз и солнечное техно
10 удачных примеров перевода математических данных в музыку
Текст
Артем Лучко
Где найти вдохновение современному музыканту? Везде: в математических данных, в ландшафтах, в архитектурной сетке городов и даже в финансовом отчёте. Остаётся только один вопрос — как? Перевод массива данных в звуковой сигнал называется сонификацией. Её классический пример демонстрирует счётчик Гейгера, при работе которого частота треска соответствует интенсивности излучения. Эту идею давно взяли на вооружение музыканты и медиа-художники, интересующиеся наукой, а к ним в свою очередь присоединились исследователи, тяготеющие к музыке. Мы неоднократно писали об этом ранее: например, о музыканте, сыгравшем мелодию глобального потепления последних 130 лет; о художнике, зафиксировавшем на виниле свои перемещения за год; о превращении колебаний фондового рынка в музыку.
Сонификация, при которой научные и математические данные используются в качестве формул для создания отдельных звуков и композиций, вылилась в отдельное творческое явление. И пусть эти композиции вряд ли могут претендовать на то, что их кто-то захочет слушать на своём iPhone, сам подход, которым пользуются их создатели, заслуживает внимания. Рассмотрим же другие примеры необычных способов написания музыки, которые, вероятно, могут вдохновить и вас.
Фрактальный нойз
Испанский пианист и композитор Густаво Диаc-Херез использует фрактальное уравнение Мандельброта для создания музыки — ту самую формулу, которая явила миру геометрическую фигуру фрактал, обладающую свойством самоподобия. В результате его экспериментов получилась довольно интересная нойзовая композиция из странных внеземных звуков. На своём сайте Диас-Херес представил авторскую программу FractMus — алгоритмический музыкальный генератор — с ним вы сможете попробовать писать музыку при помощи математических формул.
Эмбиент, создаваемый с помощью камеры iPhone
Приложение для iPhone Sonified, созданное Перри Холлом, помогает создавать оригинальные музыкальные композиции при помощи камеры смартфона. Программа использует визуальные данные — освещённость и насыщенность цветом, преобразовывая их в музыкальную композицию в режиме реального времени. Так, более светлое изображение даёт светлую окраску тембра; тёмные объекты, попадающие в объектив, делают гармонии более мрачными. В ходе процесса сонификации мобильное устройство превращает смартфон в интерактивный аудиовизуальный инструмент. Записанные с помощью приложения звуковые дорожки можно сохранять в формате QuickTime.
Музыка Солнца
Мультимедийный художник Роберт Александер всегда был очарован небесной механикой. Исследователь, имеющий за своей спиной композиторский бэкграунд, работал над диссертацией, когда решил попробовать «озвучить» то, что происходит в небе, другими словами — отобразить космические данные в аудиоформате. Роберт использовал данные, собранные с помощью спутников НАСА, и записал несколько треков. Один из них — Solar Heartbeat представляет собой сырой поток аудиоданных солнечного ветра или солнечной турбулентности, пропущенных через фильтр.
В другой композиции используются аудиосэмплы солнечного ветра из данных, которые помогают учёным измерять и предсказывать вспышки. Они дополнены неземным хоралом и ударными, которые частично основаны на ускоренном 26-дневном солнечном цикле.
Космический рок
Микки Харт, барабанщик группы Grateful Dead, в рамках своего сольного проекта создаёт музыку, используя различные данные НАСА, полученные из космоса. Работая над композициями, он преобразует свет, электромагнитные волны, исходящие от далёких галактик, пульсаров, сверхновых и других астрономических объектов.
Свои музыкальные эксперименты, пограничные с астрофизикой, он проводит совместно с нобелевским лауреатом по физике — Джорджем Смутом, работы которого подтвердили теорию Большого взрыва. Он и вдохновил Харта на запись альбома Mysterium Tremendum. Космические звуки в нём переплетаются с электронными ударными и традиционными рок-инструментами.
Этюд бозона Хиггса и дуэт «Вояджеров»
Образовательный проект GÉANT использовал данные, собранные ЦЕРНом для создания музыки. Те самые аномалии, зафиксированные в Большом адронном коллайдере, благодаря которым был обнаружен бозон Хиггса, были превращены в музыкальную композицию. Оптимистичная мелодия, напоминающая Хабанеру, была получена командой исследователей во главе с Доменико Викинанса, который является и музыкантом, и инженером одновременно. Учёные также представили нотную запись, каждый интервал в которой отображает значениями в исходных данных.
«Любая закономерность научных данных может быть сопоставлена с мелодией, — сказал Викинанса в интервью Discovery News. — Так, если данные являются периодическими, то есть в них отмечается некоторый повторяющийся цикл, то в итоге музыкальная мелодия будет иметь ту же периодичность и регулярность».
При создании по похожему принципу другой композиции специалисты проекта GÉANT использовали 320 000 различных измерений, собранных аппаратами «Вояджер-1» и «Вояджер-2».
Переосмыс- ление нотной записи при помощи подручных предметов
Деннис П. Пол изобрёл весьма необычный способ создания музыки. Для этого он приспособил нехитрое устройство, напоминающее вращающиеся тиски, и лазер высокой точности. Любой подходящий по размеру объект вставляется в тиски, включается мотор, а лазер, направленный снизу на крутящийся предмет, сканирует его и отсчитывает изменяющееся расстояние до его поверхности, превращая данные в аудиосигнал. Чем дальше расстояние от лазера до объекта, тем ниже тон.
Таким образом, любая повседневная вещь, будь то картонная коробка, игрушечный конструктор или скомканная бумага, может стать музыкальным инструментом, а форма и силуэт определяет мелодику и ритмический рисунок. Своим опытом Деннис попытался переосмыслить нотную запись.
Мелодии, исполняемые растениями
Итальянский музыкант и художник Симон Виталь в рамках своего проекта The Sound of Golden Light записывает музыку растений. Серия расслабляющих композиций, представленных на его канале в YouTube, на самом деле исполнены комнатным растением — Антуриум Андрэ (Anthurium Andreanum). Растение подаёт сигналы в ответ на различные внешние раздражители, которые представляют собой электрические поля. Собранные данные Симон конвертирует в MIDI-сигнал, который посылается синтезатору с мягким и успокаивающим звуком. Как говорит музыкант, через некоторое время после подключения к устройству, растения даже начинают «понимать», что музыка исходит от них самих.
Музыка
числа Пи
Том Дьюкич использовал бесконечное число Пи (3,14…) с тысячей знаков после запятой и превратил его в композицию. Каждой цифре из длинной вереницы он назначил определённую ноту и получил уникальную мелодию, пусть и не очень благозвучную. Другой музыкант и математик-любитель Дэвид Макдоналд пошёл дальше. Он также взял за основу своей композиции число Пи, и каждое последующее число после запятой он сопоставил с нотой в ля минор (то есть ля стала обозначать 0; ля-диез — 1, си — 2 и т. д.) «Численную» мелодию он исполнил правой рукой, а левой подыграл аккомпанемент, добавляющий гармоничности его творению. По словам Дэвида, эта песня помогает ему запомнить около 150 цифр после запятой.
Климатичес- кие сонаты
Исследовательская группа Design Rhythmics Sonification Research Lab фокусируется на превращении исторических и естественно-научных данных в музыку. Марти Куинн, композитор и программист, разработал свой метод сонификации данных. Например, одна из его композиций основана на цикле приливов в Венеции, где мелодия флейты представляет собой данные о направлении ветра, валторны обозначают температуру ветра, а струнная секция — уровень воды.
У Куинна есть и другие интересные произведения: Climate Symphony, основанная на 110 000-летней истории климата на Земле; Seismic Sonata, озвучившая данные землетрясения в Нортридже (Лос-Анджелес).
Джаз, вдохновлён- ный микробами
Питер Ларсен, биолог Аргоннской национальной лаборатории, уже около восьми лет изучает микробов в проливе Ла-Манш. Терабайты данных, полученных за все эти годы, требовалось отсортировать и проанализировать. «Моя работа заключается в представлении огромного массива данных таким образом, чтобы можно было выявить в нём паттерны, доступные для исследований, — объясняет Ларсен журналу Wired. — Невозможно понять, что происходит, лишь взглянув на 10 000 строк и сотни столбцов». Таким образом, Ларсен обратился к музыке: в 2012 году он представил четыре джазовые композиции в стиле «микробиологический бибоп» (как он сам его назвал). Так, например, в одном из треков Blues for Elle аккомпанемент привязан к данным о сезонных изменениях в интенсивности радиоактивного излучения, в то время как основная мелодия, ограниченная полутора октавами, связана с химическими измерениями среды.
Комментарии
Подписаться