Списки6 российских курсов
по обучению рекламе
Главные игроки на рынке дополнительного рекламного образования
ТЕКСТ
Альберт Шарафутдинов
Всемирно известная Miami Ad School открыла свои двери в далёком 1993 году и начала системно обучать рекламным дисциплинам: арт-дирекшену, копирайтингу, графическому дизайну. А годом ранее в России прошёл первый семинар для рекламщиков, где звучали такие вопросы: что такое реклама, стоит ли ею заниматься, какое у неё будущее. С этим разрывом мы живём до сих пор — пока зарубежные школы выпускают профессионалов, наши учатся on work, а в лучшем случае на рекламных курсах. Мы попросили диджитал-стратега издательского дома Look At Media Альберта Шарафутдинова рассказать о российских рекламных курсах и школах.
«Ферма», или Как узнать
об ATL-рекламе за два месяца
Официальная страница в Facebook
Strategic Director McCann Moscow
Оля Наймушина
«На „Ферме“ есть этот важный симбиоз: учёба по сути проходит в постоянной работе на реальных задачах, когда инструментарий из лекций немедленно применяется для решения реальных рабочих задач».
«Ферма» даёт структурированные знания, стратегические модели и инструменты, которые, с одной стороны, помогли упорядочить какой-никакой опыт, с другой — дали возможность поработать над рабочими ситуациями.
Первый, осенний, модуль посвящён маркетинговым коммуникациям. Второй — сугубо прикладной и по сути он является определяющим; там обучают стратегии, креативному лидерству и интегрированным коммуникациям. Как говорят преподаватели, в «Ферме» за два месяца передаётся двухлетний агентский опыт. Я не очень-то верю в это, но верю в преподавателей: нас обучали «отцы» отечественной рекламы Антон Молодцов, Кирилл Смирнов, Петя Михайловский (который учил студентов стратегии на курсах ИКРа). У многих за спиной десятилетний опыт. Обучение состоит из интерактивных занятий, постоянной практики и круглосуточной обратной связи. После каждого занятия нам давали домашнее задание, а в конце обучения мы проходили двухнедельную практику на базе агентства.
На втором курсе мы плотно работали с креативом. Каждые выходные к нам приходил гуру, чтобы поделиться своей практикой и вдохновить. Мы слушали главного креативного директора АДВ Юджина Радевича, Марко Кремона из Young & Rubicam, СЕО Ehrmann Джеймса Двайера, креативного лидера Goggle Russia Андрэаса Тоскано. Максим Дашкин рассказывал про свой опыт в Bartle Bogle Hegarty в Нью-Йорке и про переезд в Goodby Silverstein and Partners. В конце мы защищали свои курсовые проекты перед реальным клиентом.
School of Thoughts
или Хогвартс по-русски
Junior Strategic Planner Leo Burnett
Иван Чернопятко
«Всегда хотел попасть в школу, где элитное образование является бесплатным, а не платить сумму с четырьмя нулями, которую требует большинство рекламных школ. Мне хотелось проявить себя, показать, на что я способен, а не просто платить за уникальный шанс послушать мэтров».
Чтобы попасть в School of Thoughts, нужно решить экзаменационную задачку — три креативных брифа. Школа ориентирована на новичков — талантливых студентов последних курсов университета или интернов в рекламных агентствах. В первый год тьюторами были лучшие люди российской индустрии (генералы Leo Burnett, BBDO, Saatchi & Saatchi, Восхода). Свои видеолекции, записанные специально для School Of Thoughts, подготовили десяток креативных директоров и специалистов со всего мира из VCCP Australia, Saatchi & Saatchi, Rapp Melbourne и многих других. В этом году SoT делает ставку на российских лекторов из больших сетевых агентств России.
Обучение построено так: новая неделя — новый бриф. Два раза в неделю проводится лекция и бриф, семинар с тьютором и разбор идей. После 12 недель студентам даётся месяц на оформление кейсов и консультации со своими тьюторами. Заканчивается всё это торжественным выпускным с лекторами и друзьями школы, выставкой лучших работ и предложениями о работе. Чувствуется, что школа мало связана с реалиями рекламного бизнеса — тебя учат делать фестивальные кейсы, а по реальным брифам работается с трудом. Но для интерна, который в конце выходит со связями и папкой кейсов, это не так существенно.
ИКРА — там, где диджитал
студентка ВШЭ
Катя Линник
«Я училась на ИКРе 2 раза. Для меня эти курсы стали точкой входа на рекламный рынок, когда я поняла, что российское государственное образование в сфере рекламы не имеет ничего общего с тем, что происходит в реальности».
ИКРа — школа интерактивных коммуникаций, которая последние несколько лет занимается подготовкой специалистов в сфере digital-рекламы — от стратегии до моды и английского языка. Студенты учатся под руководством профессионалов digital-рынка и работают над брифами таких клиентов, как Nestle, L’oreal, Unilever, «Тинькофф».
Можно выбрать двухдневный интенсив, трёхмесячный левел-ап или пятимесячный основной курс. В ИКРе одинаково полезно поучиться и студентам, и новичкам, и уже сформировавшимся специалистам, которые мало что знают об интерактивных коммуникациях. Можно начать с азов и развивать навыки на основном курсе или углубленно заниматься только стратегией или арт-дирекшеном. ИКРа постоянно экспериментирует с курсами: то готовит новые актуальные программы, то дорабатывают текущие.
Последние три года ИКРа организовывает кампусы в других городах мира: школа уже побывала в Барселоне, Амстердаме и Нью-Йорке. Кампус предполагает крайне интенсивный формат работы: за 10 дней надо создать проект с нуля, при этом успевая ходить на экскурсии в местные агентства и пытаясь познакомиться с городом. В ближайшее время ИКРа вновь повезёт своих студентов в Амстердам, а также в Техас на фестиваль SXSW. Но главное — формирование целого сообщества рекламистов, которое объединяет в себе студентов и преподавателей ИКРы из Москвы, Санкт-Петербурга, Киева, Минска и других городов России и СНГ.
MADS — как придумываются идеи
соавтор курса MADS и креативный директор
агентства Friends Moscow
Арина Авдеева
«Человек, который способен мыслить, — не может мыслить только в одном направлении, в рамках одной сферы, одного медиаканала или одного инструмента. MADS учит думать шире, чтобы быть точнее».
Курсы MADS учат думать и придумывать проработанные идеи и решения. Они позволяют освоить технологию генерации идей, добиться понимания творческих процессов и постичь логику структурного мышления. Большой плюс в том, что все эти навыки необходимы не только в рекламе, но и в индустрии моды, дизайне, искусстве или в любом другом бизнесе, который строится на принятии креативных решений.
Есть большой двухмесячный интенсив Hard Working Summer (летний курс теоретических и практических занятий), компактные курсы выходного дня, которые помогают освежить мозги, и громкие воркшопы с международными практиками и экспертами. Например, в декабре двухдневный воркшоп провели «боги вирусной рекламы» из бельгийского агентства Duval Guillaume — авторы видеоролика Push the Drama. В апреле 2014 года должны приехать digital-продюсер BBDO NYC Клеменс Брандт и VC of creative technology Сермад Буни, которые расскажут про мастерство реализации и продюсирование креативных идей. Ребята проводят и выездные кампусы — в ноябре, например, креативный десант MADS высадился в Нью-Йорке, где побывали в Sapient Nitro, JWT, Firstborn и вдохновлялись воркшопами профи из R/GA, Ogilvy, Razorfish, Publicis, BBDO.
Скоро MADS собираются запустить online-ресурс с записями мастер-классов, интервью и лекций и вступить в коллаборацию с Moscow Coding School. Выпускники MADS — это сотрудники таких столичных агентств, как Instinct, Slava, Firma, Ogilvy Russia, Adwatch Isobar и многих других, а также победители фестивалей (например, в прошлом году Сергей Яновский взял премию Cannes Young Liones в категории Cyber).
Sense — экспериментальный рекламный инкубатор
Создатель курса
Сергей Яновский
«Когда мы создавали акселератор, мы сами относились скептически и к своим знаниям, и к своему опыту, и к тому, будет ли это востребованным. Но когда студенты разных факультетов Wordshop сами начали приходить к нам и тратить каждую среду по 5 часов на лекции, а потом оставшуюся неделю делали домашние задания, забывая про сон и другие предметы, – мы поняли, что движемся в верном направлении».
Sense — это трёхмесячный курс по разработке инновационных и концептуальных решений, основанный Сергеем Яновским и Егором Фоминым в октябре 2013-го. Программа Sense позволяет придумывать решения не столько для рекламы, сколько для бизнеса в целом. Программа состоит из 10 воркшопов. Сначала даются базовые знания о значимости фестивалей, креативных техниках, полезности идей, а затем начинается знакомство с трендвотчингом, технологиями и инновациями на практике. Важнее всего, по словам Сергея, было убедить ребят, что они могут работать не только в рекламе, но и в других творческих индустриях — медиа, продакшене и технологических компаниях, а также создавать собственные креативные бизнесы.
Ребята отошли от идеи привычных курсов и сделали ставку на формате акселератора: быстрая работа по большому количеству брифов. Сначала студенты разбирают известные мировые кейсы, а потом в течение недели работают над реальным брифом, полученным от креативных директоров из AKQA, R/GA, Leo Burnett, Droga5. Через неделю малое жюри отбирало лучшие решения и давало обратную связь для доработки к финалу. А финал оценивало большое жюри, в которое, например, вошли основатель Hyper Island Дэвид Эриксон и CCO агентства AKQA Джеймс Хилтон, а также Екатерина Базилевская (Look At Media), которая ранее оценивала работы на «Каннских львах».
В планах у ребят выйти за рамки Wordshop и создать полноценный курс для всех желающих, который позволит переосмыслить подход к маркетинговым коммуникациям, перейти к технологической разработке решений конкретных проблем, новаторских продуктов и полезных сервисов для людей.
Wordshop — Гарвард рекламного образования
основатель wordshop
Света Майбородская
«Академия коммуникаций Wordshop, в отличие от многих существующих курсов и образовательных проектов, даёт системное дополнительное профессиональное образование в трёх сферах: реклама, film-making и продюсирование. Главный принцип обучения — „портфолио-скул“ и 100 % трудоустройство. Второй принцип — проектное обучение на реальных кейсах и брифах».
Академия Коммуникаций Wordshop была создана 5 лет назад при поддержке рекламного агентства BBDO и брендинговой компании Direct Design как «замена советскому образованию». Для студентов это было точкой входа в рекламный мир. Wordshop специализируется на фундаментальных знаниях классической рекламы. Академия готовит специалистов к работе в больших рекламных и брендинговых агентствах. Вся школа держится на её генеральном директоре — Свете Майбородской. Она, как мама, заботится о каждом студенте и всех трудоустраивает.
Обучение происходит по 10 направлениям в течение года или двух лет, по окончании выдаётся диплом о профессиональной подготовке. Многие во время обучения находят работу и бросают школу. Обучение проходит в группах: копирайтер + арт-директор, стратег + дизайнер, режиссёр + сценарист, креатив + стратег + продюсер — всё, как в жизни. Заплатив за обучение, можно посещать только курсы по выбранной специальности, а можно ходить на все занятия сразу. Многие днями и ночами проводят в стенах Wordshop.
Рынок рекламного образования сегодня совсем не тот, что прежде, 5 лет назад. Тогда джуниоры учились на проектах, у старших коллег или выбирали болезненный вариант — на клиенте; повезло тем, кто работал в сетевом рекламном агентстве, где знания в любом случае передаются, даже если ты не очень-то к ним и готов. Сейчас всё стало доступнее, а вход в рекламу стал проще, образование стало системным, компактным, по запросу и на любой вкус. Обучение по digital-рекламе «застолбила» за собой ИКРа. Ищешь курсы по стратегии и есть время — Wordshop, стратегия, но нет времени — «Ферма». Если хочешь работать в больших рекламных агентствах, таких, как McCann или Leo Burnett, — иди в Wordshop, «Ферму» или School of Thoughts. Если хочешь работать в интерактивных агентствах или бутиках, то Mads, Sense и ИКРа — для тебя.
Несмотря на обилие игроков, я не могу сказать, что школы конкурируют между собой. У всех одна миссия — качественно повысить уровень образования и заполнить пробел в программе государственного образования. Ты легко можешь перемещаться из одной школы в другую и накапливать опыт, учиться у ролевых моделей — «отцов рекламного рынка».
Комментарии
Подписаться