Списки13 советов стартаперам
из сериала Silicon Valley
Важная информация из 1–4 серий главного сериала о творческих индустриях
Текст
Сериал «Силиконовая долина» Майка Джаджа не только завоевал сердца бывших фанатов «Теории большого взрыва», но и привлек внимание профессионалов индустрии. Рассказываем о том, чему стоит учиться каждому начинающему стартаперу по первым сериям комедийного ТВ-шоу.
1. Бегите из больших корпораций
В компании Hooli (пародия на Google) маркетологи устраивают байк-встречи на велосипеде с кучей сидений, повсюду развешены мотиваторы, а рабочие места выглядят, как детские площадки. Не верите, что в Google так же? Посмотрите провальную комедию «Кадры» об интернах, попавших в корпорацию на старости лет, или... погуглите. Цитата главы Hooli вроде «Мы станем великими только тогда, когда станем хорошими» рифмуется с «Don't be evil» компании Google. Да и сам Гэвин Белсон — собирательный образ Сергея Брина, Ларри Пейджа и Эрика Шмидта. К примеру, Белсон одолжил ужасные пятипалые ботинки Vibram FiveFingers у Брина.
Кстати, Эрика Шмидта упоминают в начале пилотной серии. Он присутствует на вечеринке, которой открывается эпизод. Как выяснилось, Эрик не снимался в эпизоде, но дал своё согласие каналу HBO, сказав: «На этой вечеринке я был».
2. Эксцентричные миллионеры
— хороший источник инвестиций
В пилотной серии Питер Грегори (пародия на Питера Тиля из PayPal) выступает на конференции TED: «Колледж — это грубая и дорогая насмешка над бедными и средним классом».
Эксцентричный создатель PayPal действительно платит стартаперам, бросившим колледж. И да, как и Питер Грегори, Питер Тиль — либертарианец, собирается создать собственное государство. Маленькая экологичная машинка меньше автомобиля Smart — уже фантазия, но идеологически Тилю подходит.
3. Возьмите на работу пятерых программистов.
Опасайтесь брограммистов
За программистами закрепился образ гениев-соципатов, но Кремниевая долина и это исправляет. Когда у тебя есть карта в фитнес-зал, большая зарплата, психоаналитик раз в неделю и рабочее место, похожее на детскую площадку, поневоле изменишься. Сегодняшние брограммисты ломают стереотип, в жизни и сериале они ведут себя часто не лучше хулиганистых одноклассников в средней школе. Брограммисты носят футболки типа «I Know H.T.M.L. I Know How To Meet Ladies». Реальное сообщество брограммистов есть, например, в Facebook, на его официальную страницу подписано больше 20 тысяч человек.
Гэвин Белсон обсуждает со своим духовным наставником, что программисты всегда ходят группами по пять человек: высокий, худющий белый парень; коротышка-азиат; толстяк с волосами, собранными в пучок; странный бородач и индус. Это не просто забавное наблюдение. Пять программистов — это действительно самая эффективная группа, по крайней мере, так утверждает учёный Фредерик Брукс, написавший книгу «Мифический человеко-месяц, или Как создаются программные системы» в 1975 году, основываясь на опыте работы в IBM. Книгу называют (сам автор тоже) «библией для программной инженерии», при этом «все её читали, но никто ей не следует».
4. Не забывайте, что Большой брат следит за вами
Ассистент Питера Грегори Моника быстро находит главного героя у клиники, так как является инвестором компании-производителя приложения, отслеживающего людей по GPS. Напоминает историю с непубличной функцией iPhone, которая отправляла координаты передвижения пользователей на серверы Apple. Как говорит Моника о приложении: «Власти ещё об этом не знают». Но, судя по другой громкой истории — мировом скандале, в котором замешены лидеры индустрии и Агентство национальной безопасности США, — властям такие разработки не менее интересны.
5. Не продавайте свою компанию корпорации,
попробуйте стать «новой Apple»
Главная дилемма любого стартапера (а значит, и главного героя Ричарда Хендрикса) — продать свою компанию за большие деньги корпорации или получить инвестиции и пытаться захватить мир. Два примера из реальной жизни: весной прошлого года Дэвид Карп продал свою соцсеть Tumblr компании Yahoo за 1,1 миллиардов долларов и долго оправдывался в интервью, а осенью создатели главного молодёжного мессенджера Snapchat отказались от трёх миллиардов долларов, предложенных Марком Цукербергом. Как объясняет Ричарду доктор, панические атаки и прочие расстройства под гнётом выбора случаются у стартаперов в Кремниевой долине постоянно.
6. Не «делайте мир лучше»
В Кремниевой долине каждый второй — стартапер. Продавец в супермаркете придумал совершенно идиотское мобильное приложение для поиска автомобиля на парковке. Врач в клинике ищет инвестиции под свой высокотехнологичный стартап диагностики болезней. В четвёртой серии Silicon Valley мы знакомимся с успешным стартапом: это актёрское агентство с девушками, которые приходят на вечеринки с нердами и притворяются, что им интересно слушать истории об алгоритмах и обратном прототипировании. Все (и хорошие, и плохие) идеи здесь оправдываются лозунгом «Сделать мир лучше».
7. Не становитесь шлюхой, будьте козлом
Эрлих, продавший свой стартап Aviato, учит главного героя мудростям стартаперов: «Всю свою жизнь ты был уродливой тёлкой. И вдруг стал сексуальной фифой с большими сиськами, и вокруг теперь куча парней. Не будь шлюхой». И ещё одна, очень важная: «Будь козлом», лучший совет любому начинающему бизнесмену.
8. Серьёзно задумайтесь над названием своего стартапа
Называть стартапы и приложения несуществующими именами — это не только дань дурацкой моде, но и необходимость: стартапов много, каждому нужно название. Это может быть что-то вроде Twitter или Tumblr, или Twilio, Zynga, Etsy — главное, чтобы звучало так, будто это пришло вам в голову во время психоделического трипа.
9. Не забывайте про логотип
Обойдёмся без перевода.
10. Откройте программу стажировки
Эрлих знает всё самое гадкое, что нужно делать, будучи бизнесменом. К примеру, использовать бесплатную рабочую силу. «А что, у нас есть стажировки?» — интересуется Ричард. Эрлих отвечает, что для стажёра это в любом случае будет большим опытом.
11. Попробуйте не потонуть в корпоративной культуре
«В нашей компании контракты ценятся», — говорит HR-сотрудник Бигхеду. Это значит, что если ты заключил контракт, но совершенно бесполезен, ты можешь ничего не делать, — такая вот ошибка в корпоративном мире.
Абсурд работы в корпорациях заключается не только в этом. Выше уже было сказано, что в Кремниевой долине всё делается под лозунгом «Сделать мир лучше». Корпорации не стесняются приватизировать себе целые слова и выражения. «Давайте просто сделаем это!» — чёрт, это уже придумали в Nike.
12. Научитесь продавать свои идеи
Бородач Эрлих, примеряющий водолазку Стива Джобса, умеет говорить громкие слова — важное умение в Кремниевой долине. Питчи — короткие, ёмкие презентации, которыми можно заинтересовать инвестора, ценятся в мире, где каждый придумал стартап. И вообще, у каждого Стива Возняка должен быть свой Стив Джобс. Кто-то должен украсть всю славу.
13. <Подставить профессию>
— это новые рок-звёзды
Сегодня каждую профессию хотят оживить. Скучным быть не классно. Адвокат в последней серии «Кремниевой долины» собирает гитары, ходит в шортах и объясняет длинные строчки документов так: «Я — адвокат, ты — нет». У юриста есть гитара, подписанная Ларри Пейджем и Сергеем Брином, — это уже внутренняя шутка для тех, кто следит за индустрией. В 2012 году Techcrunch опубликовал шуточную новость о том, что Брин собирается научиться играть на гитаре, а в учителя взял Эрика Клэптона и Кита Ричардса.
Комментарии
Подписаться