СпискиКак 3D-сканирование превращает актёров в бессмертных супергероев
Технология, которая заставляет Человека-паука летать и оживляет Филипа Сеймура Хофмана
Текст
Анна Савина
В прокат вышел «Новый Человек-паук: Высокое напряжение» — многие спецэффекты в этом фильме были бы не возможны без 3D-сканирования, с помощью которого создаются реалистичные трёхмерные модели актёров. Разбираемся, как эта технология помогает снимать невероятные трюки, менять возраст актёров или даже возрождать их.
Что такое 3D-сканирование?
3D-сканирование — это создание модели реального объекта на основе данных о его форме и размере. Современные сканеры можно поделить на две группы: контактные и бесконтактные. Последние более перспективны — они могут отсканировать предмет, находящийся на большом расстоянии. Бесконтактные сканеры имеют не менее двух камер, которые анализируют объект и находят его координаты, а затем по ним создают трёхмерную модель предмета.
К сожалению, с помощью только двух камер невозможно создать такое чёткое изображение, которое необходимо для фильмов и видеоигр. Чтобы сделать трёхмерную модель человека (и реалистично передать мимику и текстуру кожи), нужно понять, как он выглядит при различном освещении. Пол Дебевек, один из самых известных специалистов в этой области и сотрудник Университета Южной Калифорнии, создал устройство для сканнинга Light Stage, которое представляет собой сферу, оборудованную сотнями светодиодных ламп и спортивными фотокамерами с высоким разрешением. Дебевек работал над этой технологией с конца 1990-х и создал множество версий своей «сцены» — сначала с её помощью можно было сканировать только простые предметы, но сейчас ему даже удалось преодолеть «Зловещую долину» и создать 3D-модели актёров (например, копию Эмили О'Брайэн), которые зритель не отличает от реальных людей.
Как 3D-сканирование может изменить кино?
Больше нет невозможных трюков
Одними из первых актёров, которых «отсканировали» в начале 2000-х, были Тоби Магуайр и Альфред Молина. Сотрудник Sony Pictures Imageworks Скотт Стокдик узнал о том, что в University of Southern California была создана Light Stage 2 — одна из первых версий разработки Дебевека. Стокдик решил использовать эту технологию для съёмок опасных сцен в «Человеке-пауке-2». Благодаря сканированию удалось снять зрелищную битву Человека-паука и Доктора Осьминога в воздухе и падение последнего в Гудзон. Несколько секунд зритель видит лицо злодея крупным планом — оно выглядит реалистично, но на самом деле это 3D-визуализация. В 2004 году фильм получил «Оскара» за лучшие визуальные эффекты. Во время создания всех последующих фильмов о Человеке-пауке Дебевек и его команда тоже помогали кинематографистам.
Спецэффекты в фильме «Девушка с татуировкой дракона»
Иногда 3D-сканирование используется для сцен, где актёра заменяет каскадёр. Эта технология применялась в фильме «Девушка с татуировкой дракона»: в сцене, где главная героиня едет на мотоцикле по покрытой льдом дороге, снимался каскадёр в шлеме, но потом его голову заменили головой Руни Мары — уже без шлема и с развевающимися волосами.
Можно изобразить любые эмоции, даже если актёру это не под силу
Во время съёмок фильма «Медвежатник» режиссёру Фрэнку Озу казалось, что Марлону Брандо не удаётся одна из последних сцен и он не может улыбнуться так, как нужно. Брандо издевался над режиссёром фильма «Маппеты завоёвывают Манхэттен» и говорил, что он не кукла, которую можно заставить изобразить что угодно. Однако Озу это удалось — во время постпродакшена улыбка была добавлена с помощью компьютера.
Для «Медвежатника» Брандо не сканировали, но с появлением новых технологий это стало намного проще. Сложно снять целую сцену без участия актёра (3D-модели воспроизводят реальные движения), но немного изменить те или иные эмоции по желанию режиссёра совсем не трудно.
Героев в разном возрасте играет один актёр
Когда в прокат вышел фильм «Загадочная история Бенджамина Баттона», большинство людей удивлял не столько сюжет или режиссёрская работа, сколько технологии, применявшиеся во время съёмок. Чтобы снять первый час фильма, где герой Бреда Питта — дряхлый старик, потребовались не хорошие гримёры, как в большинстве подобных случаев, а специалисты из компании Digital Domain, которая занимается визуальными эффектами. Сцены, где Баттон стар, снимались в Light Stage — сидя внутри сферы, Брэд Питт изображал эмоции своего героя и произносил его реплики, а затем полученные сканы «состаривали». После наложения текстуры лицо меняли на состарившегося цифрового Питта.
3D-сканирование помогает не только «состаривать» актёров, но и «омолаживать» их. В фильме «Трон: Наследие» есть сцены, где 64-летний Джефф Бриджес играет 35-летнего героя. Это тоже стало возможным благодаря профессионалам из Digital Domain. Они сделали 3D-скан головы актёра, а также изготовили его бюст, чтобы лучше понимать форму лица и отследить возрастные изменения. Чтобы лучше передать мимику актёра, во время съёмок сцен, в которых герой Бриджеса молод, специалисты разметили его лицо точками и надели на него оборудование с четырьмя камерами, следящими за каждым его движением. Дебевек считает, что скоро не нужно будет приглашать нескольких актёров, чтобы рассказать о герое в разные годы его жизни — омолаживать и состаривать людей будут на компьютере.
«Возрождение» умерших актёров
Умерший в начале года Филип Сеймур Хоффман не успел закончить съёмки в фильме «Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть II». Актёра, исполнявшего роль Плутарха Хевенсби, который в следующих фильмах станет главным помощником Китнисс (её играет Дженнифер Лоуренс), на семь съёмочных дней заменит его 3D-копия. Представители кинокомпании Liongate, которая занимается производством фильма, приняли решение не менять сценария и не заменять актёра. Хоффману оставалось сыграть только в одной важной сцене, в которой его лицо заменит 3D-голова, созданная на основе отснятого материала.
«Возрождение» умерших актёров для съёмок в новых фильмах тоже станет возможным. Например, в интервью New Yorker Дебевек сказал, что сделать, например, цифровую версию Брюса Ли не составит труда: форму его лица легко воссоздать по сцене из фильма «Выход дракона», где Ли проходит через комнату, наполненную зеркалами, в которых отражается в разных ракурсах.
Кино без актёров
Несмотря на то что для создания большинства цифровых персонажей нужны настоящие актёры, в некоторых фильмах уже есть герои, полностью нарисованные на компьютере, — первым из них был Джа-Джа Бинкс в «Звёздных войнах». Пока создание виртуальной копии актёра стоит очень дорого, но Дебевек не раз заявлял, что скоро эта технология подешевеет и режиссёры смогут снимать даже малобюджетные фильмы с цифровыми актёрами, а также модифицировать 3D-копии кинозвёзд, чтобы создать персонажа с идеально подходящей внешностью.
Пока зрители не совсем готовы принять виртуальных актёров: это может быть даже причиной неудачи фильма в прокате. Так, например, произошло с картиной «Последняя фантазия: Духи внутри», которая потеряла в прокате $130 миллионов. Кроме того, многие отмечают, что часть привлекательности современных фильмов — это знаменитости, за реальной жизнью которых зрители с интересом следят. Возможно, виртуальным актёрам без биографии будет труднее добиться внимания любителей кино.
Изображение via: gettyimages.com
Комментарии
Подписаться