СпискиДом для Супермена: комиксы Ле Корбюзье, Рема Колхаса и других знаменитых архитекторов
Зачем знаменитые архитекторы пытаются рисовать комиксы
Текст
Мария Рявина
Зачем Ле Корбюзье, Норман Фостер и Рем Колхас рисовали комиксы? Мы уже разобрались, как связана архитектура и сай-фай, а теперь изучаем взаимодействия архитектуры и комиксов. В первом выпуске рассказываем об архитекторах, которые пробовали себя в этом жанре.
Почему архитектура обращается
к жанру комикса
Комиксы изображают не только пространство, но и коммуникацию и движение — именно это и нравится архитекторам, которым этот жанр даёт показать больше, чем план или чертёж. Архитектурные рисунки не способны передать восприятие реального здания, если зритель, конечно, сам не принадлежит к редкому классу людей, способному читать чертежи. Комиксы позволяют архитекторам рассказывать истории о своих проектах: рисуя их, они могут в доступной форме преподнести свои мысли не только заказчикам, но и простым людям, интересующимся архитектурой. В последние годы фанаты быстро раскупают архитектурные комиксы: интерес растёт не только благодаря громким именам создателей комиксов (например, Рема Колхаса), но и благодаря тому, что современная архитектура всё чаще обращается к поп-культуре.
Ле Корбюзье и несговорчивые клиенты
Первопроходцем стал швейцарец Ле Корбюзье. Он стремился создать «машину для жилья» — так он называл удобное и функциональное жилище. Однако многие современники не разделяли вкусы великого архитектора. Чтобы объяснить клиентам, что его «коробки на ножках» — самые лучшие дома из всех, что заказчики могут себе позволить, он придумал делать виртуальные экскурсии по ещё не построенным зданиям. Первый свой комикс Ле Корбюзье нарисовал для мадам Майер — для неё он проектировал дом в пригороде Парижа в 1925 году. К одному из писем к ней он приложил серию рисунков с изображением нескольких видов дома.
Archigram и критика модернизма
В мае 1964 года номер британского архитектурного журнала для профессионалов Archigram, посвящённый научной фантастике, внезапно стал мегапопулярным. Было продано несколько тысяч копий по всему миру. Причиной ажиотажа было то, что весь номер был оформлен как комикс: от обложки до теоретических текстов. В то время журнал делали Питер Кук, Рон Хэррон, Майкл Вебб и другие, и вокруг редакции сложилась группа архитекторов, которые считали модернизм очень скучным и стремились сделать архитектуру более живой и свободной. Их работы во многом предвосхитили постмодернизм и футуризм. Ключевой концепцией для Archigram была игра, и, естественно, что за вдохновением они частенько обращались к массовой культуре. Архитекторы обращались к графическому нарративу и раньше, но Archigram сделал это по-настоящему массовым, положив начало долгой дружбе между двумя видами искусств.
Норман Фостер
и офисные работники
После выхода номера Archigram обращение к жанру комикса стало если не обычным явлением, то вполне принятым способом подать себя. При этом, признавая превосходство профессиональных художников, архитекторы стали нанимать их для иллюстрирования своих проектов. Так, знаменитый Норман Фостер, на стиль которого повлияли футуристические комиксы Eagle, в 1983 году пригласил одного из авторов журнала, Джона Бачелора, проиллюстрировать свой проект Центра дистрибуции для концерна Renault. А за несколько лет до этого он нанял Фрэнка Уиллиса, автора культовых стрипов Bristow, чтобы тот с помощью своих забавных рисунков объяснил сотрудникам Willis Faber & Dumas, как выгодно им будет перебраться из старого офиса в лондонском Сити в новую штаб-квартиру, спроектированную им в Ипсвиче.
Рем Колхас и сложные переговоры
Спустя полтора десятилетия Рем Колхас задумал издать книгу, которая рассказывала бы о последних 20 годах работы бюро OMA. В гигантский 1376-страничный том под названием S,M,L,XL вошла подборка эссе, дневников и трэвелогов, фотографий, эскизов и чертежей. Первый 30-тысячный тираж распродался практически моментально: дошло до того, что книгу нелегально переиздали в Китае. Не последнюю роль в популярности издания сыграл комикс, который нарисовал сын Колхаса, Том. История на 8 страницах называлась Byzantium и рассказывала о трудных и продолжительных переговорах, спорах и взаимных уступках, сопровождавших строительство одноимённого здания в Амстердаме. Обращались к жанру и другие сотрудники OMA, например, Виллем Ян Нойтелингс, который оформил в похожем духе своё предложение по строительству Европейского патентного бюро.
Жак Херцог,
Пьер де Мёрон и новый Базель
Ещё один комикс, созданный архитекторами, — MetroBasel, серия, выпущенная исследовательским институтом ETH Studio, который основали знаменитые швейцарские архитекторы Жак Херцог и Пьер де Мёрон. Каждый комикс из серии был посвящён одной составляющей развития города — жилью, работе, транспорту, торговле, образованию и отдыху, — а все вместе они сложились в новый мастер-план Базеля, немедленно ставший хитом как среди любителей архитектуры, так и у фанатов комиксов. Сегодня, спустя всего 5 лет после публикации, цена отдельных выпусков на аукционах доходит до 350 долларов.
Бьярке Ингельс и города будущего
Ещё дальше пошёл Бьярке Ингельс, создатель одного из самых востребованных европейских бюро BIG. В 2009 году он выпустил комикс под названием Yes is more. В этом графическом романе, напоминающем работы Фрэнка Миллера, Ингельс совмещает рендеры, планы и фотографии, чтобы рассказать, как он представляет себе развитие городов в ближайшие десятилетия. Благодаря простоте и наглядности, Yes is more стала одной из самых популярных в мире книг по урбанистике.
Комментарии
Подписаться