Views Comments Previous Next Search
Manifesta 10: Всё, что нужно знать о главном арт-событии года — Списки на Look At Me

СпискиManifesta 10: Всё, что нужно знать о главном арт-событии года

Все, что нужно знать о «Манифесте»

28 июня в Санкт-Петербурге открывается биеннале Manifesta 10 — самое масштабное и самое противоречивое арт-событие года, которому предшествовали бойкоты со стороны художников, петиции и другие протесты. Объясняем, почему выставка вызвала столько споров и почему её всё-таки стоит посетить.

 

 Что такое Manifesta?

Manifesta 10: Всё, что нужно знать о главном арт-событии года. Изображение № 3.

Manifesta 10: Всё, что нужно знать о главном арт-событии года. Изображение № 4.

читайте также: 

manifesta.org

Самое главное, что нужно знать о Manifesta, — это то, что биеннале имеет репутацию смелого и экспериментального события, на котором не просто показывают современное искусство, но и вовлекают зрителей во взаимодействие с художниками и активистами. Ещё одно важное отличие Manifesta от всех остальных подобных событий — это постоянная смена места проведения. Биеннале придумали в Голландии в начале 1990-х — после падения Берлинской стены они хотели создать форум для современного искусства, который бы отражал изменения, произошедшие в Европе, лучше, чем это делали консервативная documenta и Венецианская биеннале. Организаторы посчитали, что молодая биеннале для новой Европы не должна быть привязана к определённому месту, так что каждые два года она «захватывает» новый город.

 

Какие проекты в рамках
Manifesta вошли в историю современного искусства?

Manifesta 10: Всё, что нужно знать о главном арт-событии года. Изображение № 5.

 

Несмотря на то что создатели Manifesta противопоставляли новую панъевропейскую биеннале Венецианской, к которой в 1990-е годы у арт-сообщества накопилось множество претензий, в её основу легла модель Aperto из той же Венеции — так называлась секция для молодых художников. Важной установкой было и то, что у «Манифесты» не один куратор, а целая кураторская группа, и, желательно, чтобы все они были приглашены не из крупных центров. Ещё одной ключевой составляющей «Манифесты» всегда являлась образовательная программа — так называемые встречи Open House.

Так как акцент делался именно на молодых, малоизвестных художников, для многих из них участие в «Манифесте» становилось переломным моментом в карьере и часто первым международным проектом в их жизни. Для таких художников, как Фабрис Ибер (Франция), Маурицио Кателлан (Италия), Карстен Хёллер (Швеция), участие в Manifesta было важным моментом карьеры, после которого они удостоились чести представлять свои страны на Венецианской биеннале. Многие участники первых биеннале «Манифеста» стали лауреатами престижных международных премий в области современного искусства, — например, Сэм Тейлор-Вуд, Вольфганг Тильманс и Саймон Старлинг по прошествии нескольких лет получили премию Тернера. Многие молодые кураторы «Манифесты» (Ханс Ульрих Обрист, Массимилиано Джони) впоследствии стали «самыми влиятельными людьми в искусстве» по мнению профессионального арт-сообщества.

 

Почему биеннале проходит
в Петербурге?

Manifesta 10: Всё, что нужно знать о главном арт-событии года. Изображение № 6.

 

Формальная причина выбора Санкт-Петербурга в качестве места проведения биеннале — это его особое положение в России и статус «окна в Европу». Кроме того, важную роль сыграло и то, что в этом году отмечается 250-летие Эрмитажа, который не только хранит огромную коллекцию европейского искусства прошлого, но и показывает произведения современных авторов: этим занимается проект «Эрмитаж 20/21», благодаря которому в музее показали выставку братьев Чепмен «Конец веселья» и другие экспозиции современного искусства. Немаловажную роль в выборе города сыграло и то, что на проведение события городское правительство выделило рекордные 142 млн рублей — это в три раза больше, чем сумма, которую правительство потратило на проведение Московской биеннале современного искусства.

 

 

Кто протестовал против
проведения биеннале?

1. Петиция против проведения «Манифесты 10» в Санкт-Петербурге в связи с антидемократическим законом о пропаганде гомосексуализма.


2. Обращение к Касперу Кёнигу — требование отложить биеннале «до тех пор, пока российские войска не будут выведены с территории Украины» (художники из Амстердама и Дюссельдорфа).

3. Петиция директора «Манифесты» Хедвига Фейена в поддержку биеннале.




4. Предложение (10.03.2014) Марии Алёхиной провести «Манифесту» на Украине.


5. Предложение (12.03.2014) петербургской художницы Ольги Тобрелутс изменить тему биеннале и пригласить к участию в ней украинских художников.

6. Предложение (3.03.2014) художника Юрия Лейдермана бойкотировать «Манифесту».


7. Заявление творческой платформы «Что делать?» — в знак поддержки российских антивоенных протестов они снимаются с европейской биеннале современного искусства «Манифеста 10» (15.03.2014).

8. Отказ от участия в биеннале Марии Куликовской.





9. Отказ куратора двух киевских галерей Марины Щербенко от участия в параллельной программе «Манифесты».



 

Как на протесты отреагировал
куратор Manifesta?

Manifesta 10: Всё, что нужно знать о главном арт-событии года. Изображение № 7.

11 марта, в разгар конфликта между Россией и Украиной, представители Manifesta опубликовали официальный ответ на призывы к бойкоту. Работа по подготовке биеннале «Манифеста 10» в Санкт-Петербурге продолжается.

Manifesta 10: Всё, что нужно знать о главном арт-событии года. Изображение № 8.

Дмитрий Озерков

комиссар Manifesta 10

«Я не могу избавиться от мысли о том, что главная проблема всех „наездов“ состоит в том, что люди просто хотят сделать себе имя на Эрмитаже. Они думают, что если они „засудят Эрмитаж“, их все будут узнавать».










Интервью для The Village

Manifesta 10: Всё, что нужно знать о главном арт-событии года. Изображение № 9.

Каспер Кёниг

куратор Manifesta 10

«Честно говоря, у меня аллергия на ситуации, в которых я должен выступать посредником между двумя системами: с одной стороны это «Манифеста» с её позитивизмом и уверенностью в собственной миссии, которые похожи на религиозные убеждения, и с другой — это российская сторона, которая затягивает всё, не выполняет обязательства и т. д. В результате за месяц до открытия биеннале мы зашли в тупик: ничего не происходит».



Интервью для Deutsche Welle

Manifesta 10: Всё, что нужно знать о главном арт-событии года. Изображение № 10.

Михаил Пиотровский

директор Государственного Эрмитажа

«Мы должны бороться с неправильной идеологией и неверным восприятием людей. Нужно учить зрителей так, чтобы они не тратили своё время на борьбу с политиками. Искусство в основном очень политично, и оно объясняет всем, почему политика — это ничто и искусство намного важнее. Отношения между людьми намного важнее, чем все эти политические события… У культуры есть свои права, которые отличаются от прав нации и прав человека. Вы можете запретить что-то вне музея — например, обнажённые фигуры в городе, но они всё равно могут находиться в музее».

Интервью The Wall Street Journal

 

Что в результате получилось
у кураторов?

Manifesta 10: Всё, что нужно знать о главном арт-событии года. Изображение № 11.

 

Каспер Кёниг выбрал темой своего кураторского исследования сам Эрмитаж — его интересовало, какую роль музей с такой длинной историей играет в современном обществе и какое будущее его ждёт. По словам Кёнига, выставка покажет его эволюцию как куратора и как музейщика (он 12 лет руководил Музеем Людвига в Кёльне). В основной проект включены работы знаменитых петербуржцев Тимура Новикова и Владислава Мамышева-Монро, а также множества известных зарубежных художников: Марлен Дюма, Луизы Буржуа, Томаса Хиршхорна, Йозефа Бойса, Марии Лассниг, Брюса Наумана, Герзарда Рихтера, Вольфганга Тильманса и других. Всего в основном проекте биеннале примут участие 55 художников — и хотя среди них почти нет совсем молодых и экспериментальных авторов, которыми славилась Manifesta, работы участников, собранные вместе, — это самая масштабная выставка современного искусства, которая когда-либо проходила в России. Кроме того, в Кадетском корпусе в рамках параллельной программы Manifesta пройдёт выставка Generation START. В ней примут участие молодые художники, которые раньше выставлялись на площадке «СТАРТ» на «Винзаводе»: Евгений Антуфьев, Аслан Гайсумов, Устина Яковлева, Таня Пёникер и др. Перед открытием биеннале все проекты-участники были проверены на соответствие нормам российского законодательства: «Мы провели консультации с юристами. Всё, что представлено на «Манифесте», не нарушает законов Российской Федерации», — сказал Пиотровский на пресс-конференции, посвящённой открытию биеннале.

 

Правда ли, что после Manifesta
в России «закроют» современное искусство?

Manifesta 10: Всё, что нужно знать о главном арт-событии года. Изображение № 12.

 

Manifesta 10 проводится в сложное время: полгода назад министр культуры Владимир Мединский раскритиковал 5-ю Московскую биеннале современного искусства, а в апреле этого года министерство подготовило программу «Основы государственной культурной политики», которая предполагает поддержку патриотического искусства и отвергает многие европейские ценности. Если этот документ будет принят, то проекты, подобные Manifesta, больше не получат государственной поддержки. С другой стороны, директор Эрмитажа Михаил Пиотровский и другие профессионалы, работающие в сфере культуры, не намерены сдаваться: несмотря на то что директор Эрмитажа поддерживает сегодняшнюю политику, он уверен, что в пространстве музея должны действовать особые правила.

Рассказать друзьям
0 комментариевпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются