Views Comments Previous Next Search
Ожидания и реальность: Проекты звёздных архитекторов в России — Списки на Look At Me

СпискиОжидания и реальность: Проекты звёздных архитекторов в России

Почему громкие архитектурные проекты в России в процессе строительства меняются до неузнаваемости

В Москве заканчивается строительство Dominion Tower по проекту Захи Хадид на Шарикоподшипниковской улице. Правда, здание вряд ли станет архитектурной достопримечательностью — Хадид задумала его в первой половине 2000-х, и её идея уже устарела. Кроме того, во время кризиса 2008 года проект был изменён Николаем Лютомским, который сделал его значительно более дешёвым. LAM вспоминает другие громкие архитектурные проекты последних лет, над которыми работали знаменитые зарубежные архитекторы, и пытается понять, почему в процессе строительства они изменились до неузнаваемости.

Dominion Tower

Первоначальный проект: Zaha Hadid architects, Москва

Ожидания и реальность: Проекты звёздных архитекторов в России. Изображение № 2.

 

Офисный комплекс на Шарикоподшипниковской улице в Москве Заха Хадид спроектировала ещё в первой половине 2000-х. Российский архитектор Лютомский отвечал за адаптацию замысла к местным реалиям. Он столкнулся со множеством проблем, несмотря на то что, по сравнению с проектами того же бюро, например, в Макао, здание Dominion Tower выглядит примитивно. В одном из интервью Лютомский рассказал, что главный архитектор проекта от иностранного бюро, запроектировал, например, большие горизонтальные террасы на всех уровнях, забыв о том, что в России бывает снег. Ещё пришлось менять облицовку фасада: Zaha Hadid Architects хотели использовать бесшовные панели, меняющие цвет, которых в России просто нет. Строили здание, как говорят, обычные гастарбайтеры. Так или иначе, здание уже обрело формы, не слишком отличающиеся от рендеров, и увидеть результат можно уже сейчас.

Бизнес-центр «Зенит»

Первоначальный проект: Лучано Перини, Москва

Ожидания и реальность: Проекты звёздных архитекторов в России. Изображение № 4.

 

Формально проект нового корпуса для Академии народного хозяйства не принадлежит итальянскому архитектору Лучано Перини: его имя не упоминается в официальных данных. Однако ходят слухи, что объёмно-пластическое решение российские архитекторы Николай Лютомский и Яков Белопольский позаимствовали именно у него. Дополнительно подогреваются слухи и тем, что в строительстве итальянцы участвовали очень активно — от кредитования до производства металлического каркаса. Так или иначе, строить здание начали в неудачное для любых крупных государственных проектов время — в начале 1990-х. Здание несколько раз переходило из рук в руки, перезакладывалось, было незаконно приватизировано — всё это время стройка стояла. В 2006 году выяснилось, что на бумаге его вообще не существовало; сразу же после оформления регистрации порядком потрёпанный временем недострой, получивший название «Зенит», был объявлен федеральной собственностью.

Так только эпоха оказалась виновной в том, что первый в СССР пример современной западной архитектуры так и остался недостроенным и, вероятно, никогда не начнёт функционировать. Дальнейшие планы владельцев пока не известны: по одним данным, здание почти в полном порядке и простоит ещё 150 лет, по другим — с одного из фасадов заметен перекос здания высотой в целый этаж.

Новая сцена Мариинского театра

Победивший проект: Доминик Перро, Санкт-Петербург

Ожидания и реальность: Проекты звёздных архитекторов в России. Изображение № 5.

 

Открытие второй сцены Мариинского театра в мае 2013 года стало поводом для горячей публичной дискуссии. Наиболее сдержанно высказался Кирил Асс, отметивший, что здание представляет собой обыкновенный образец модернизма — единственного общепринятого в России языка архитектуры. Тем не менее первоначальные предложения звучали совсем иначе. Первым тендер на строительство выиграл деконструктивист Эрик Мосс, чей проект «мешков для мусора» вызвал истерику и был быстро убран на полку. За ним последовал золотой параметрический купол Доминика Перро, который заказчик принял к реализации. Через 2 года внезапно выяснилось, что купол не предусматривает ни вентиляции, ни канализации и не годится. Однако проект у Перро выкупили, как говорят, за 20 миллионов евро, и ещё 2 года пытались что-то по нему построить. В 2009 году по личному указу Путина эту безнадёжную идею бросили и провели новый конкурс, в котором и победили канадцы Diamond & Schmitt, обладающие опытом сооружения концертных залов, но не блистающие оригинальностью объёмно-пластических решений.

По наиболее распространённому мнению, вина за то, что Мариинка получилась «никакой», лежит вовсе не на властях, а на Доминике Перро собственной персоной. Его предложение было впечатляющим, но непродуманным. Перро, привыкший к статусу звезды, попросту не слишком напрягся, разрабатывая здание, и проект ушёл к специалистам, не обладающим оригинальными идеями, но зато умеющим доводить дело до конца.

Башня «Исеть»

Первоначальный проект: Valode&Pistre, Екатеринбург

Ожидания и реальность: Проекты звёздных архитекторов в России. Изображение № 8.

 

Башня «Исеть» в Екатеринбурге проектировалась французским бюро Valode&Pistre в составе комплекса Екатеринбург-сити, который планировалось сдать к саммиту стран Шанхайской организации сотрудничества в 2008 году. Из всего комплекса к 2014 году удалось полностью реализовать только два здания; ещё два (одно из которых «Исеть») сейчас достраиваются. Но это уже не первоначальная спиралевидная башня, придуманная французами. Вернер Зобек, ничуть не менее именитый архитектор, полностью переделал проект, сделав башню гораздо более лаконичной, экологичной, дешёвой (что немаловажно) и, надо признать, скучной. Строящаяся сегодня башня — это всего лишь очередной «высотный стакан», которых в Екатеринбурге и так немало.

Почему застройщик пошёл на этот шаг и заменил генпроектировщика уже заложенной постройки? Вероятно, в своих бедах он виноват сам: в 2008 году, когда начался кризис, Valode&Pistre узнали о том, что стройка замораживается. Французы были готовы подождать, но потом, как говорят, застройщик потребовал вернуть 13,5 миллиона евро гонорара, раз уж спроектированные здания не будут строиться, и деловые отношения уральцев с французами закончились. Строительство по проекту Вернера Зобека идёт успешно, если забыть, что сроки сдачи пропущены на два года.

Комплекс «Город столиц»

Первоначальный проект: Эрик ван Эгераат, Москва

Ожидания и реальность: Проекты звёздных архитекторов в России. Изображение № 10.

 

Голландец Эрик ван Эгераат был одним из первых по-настоящему известных западных архитекторов, попытавшихся зайти на российский рынок. В 2001 году его бюро начало сотрудничество с Capital group, спроектировав целый ряд построек; среди них был жилой комплекс «Русский авангард», о котором речь пойдёт дальше, и комплекс из башен «Москва» и «Петербург» в Москва-Сити.

Проект небоскрёбов был принят к реализации, но в какой-то момент застройщик решил, что проект Эгераат слишком дорогой, передал дальнейшую работу бюро NBBJ и отказался выплачивать автору остатки гонорара за его неудачный проект. Эгераат подал в суд, и экспертиза выявила, что переделке подверглись не больше 15—20 % проекта, а значит, авторство принадлежит голландцу. Деньги свои он отсудил, а башни, ставшие дешевле и конструктивно проще, достроили без его участия. После этого Эгераат заявил, что больше никаких небоскрёбов проектировать не будет — и вроде пока держится.

ЖК «Русский авангард»

Первоначальный проект: Эрик ван Эгераат, Москва

Ожидания и реальность: Проекты звёздных архитекторов в России. Изображение № 12.

 

За несколько лет до скандала с «Городом столиц» Эгераат спроектировал для Capital Group жилой комплекс в Якиманском переулке. Этот по-настоящему выдающийся проект предусматривал строительство пяти жилых зданий, каждое из которых интерпретировало творчество одного из творцов русского авангарда: Родченко, Кандинского, Поповой, Экстер и Малевича. По большому счету, на той конкретной площадке эта идея была практически воплощением средового подхода: окна зданий выходили бы прямо на Третьяковку. Проект прошел все согласовательные процедуры, Эгераат уже триумфально раздавал интервью о том, что строить в России гораздо приятнее и легче, чем в Европе, и тут рендеры увидел Лужков, которому они не понравились. Застройщик ещё несколько лет пытался «пристроить проект на другое место» в Москве, потом перенёс его в Ростов, но и там строительство так и не началось. На площадке для ЖК «Русский авангард» построили «Имперский дом», изображающий одновременно сталинские высотки и Empire State Building.

Башня «Россия»

Первоначальный проект: Норман Фостер, Москва

Ожидания и реальность: Проекты звёздных архитекторов в России. Изображение № 13.

 

Самый высокий в Европе небоскрёб, башня «Россия», должен был достигнуть высоты 612 метров и стать доминантой Сити. Решение построить в новом деловом комплексе сверхвысотное здание было принято ещё в 1992 году; с тех пор проект несколько раз принимали и отменяли. Самый интересный вариант предложил Норман Фостер: он решил построить здание, похожее на заострённый кристалл льда, чем-то напоминающий более поздний проект небоскрёба The Shard в Лондоне. Фундамент был заложен в 2007 году, через год застройщик разорился и стройплощадку переделали под автостоянку. Два года назад движение на участке возобновилось, теперь Renaissance там строят аккуратный, но безликий 300-метровый многофункциональный административно-деловой комплекс, спроектированный московским бюро Speech, совладельцем которого до недавних пор был главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов.

Стадион «Фишт»

Первоначальный проект: Populous + «Моспроект-4», Сочи

Ожидания и реальность: Проекты звёздных архитекторов в России. Изображение № 14.

 

Россия получила право проводить Олимпиаду-2014 во многом благодаря впечатляющему проекту застройки олимпийского городка в Сочи, созданному американцами Populous при поддержке нескольких российских бюро. Однако вскоре после презентации концепция начала меняться. Первый проект предусматривал оболочку стадиона, похожую на фасетчатый глаз насекомого. Второй — открытую конструкцию из двух похожих на горные вершины створок. Его начали строить, но в какой-то момент масштабный сценарий открытия и закрытия Игр потребовал, чтобы над ареной была крыша, и архитекторам пришлось срочно спроектировать навес. Потом понадобились технические помещения для декораций — пристроили и их. В итоге реализованная версия стадиона мало напоминает первоначальные стеклянные холмы, которые задумали построить архитекторы из Populous.

ЖК «Легенда Цветного»

Первоначальный проект: Behnisch architecten, Москва

Ожидания и реальность: Проекты звёздных архитекторов в России. Изображение № 16.

 

Элитный ЖК «Легенда Цветного» Гюнтер и Стефан Бениши спроектировали для Capital Group в самом начале двухтысячных, когда этот застройщик приглашал к сотрудничеству много зарубежных архитекторов. Комплекс получился лёгким, светлым и «зелёным». (http://behnisch.com/projects/236). Однако проект был слишком дорогим, и его отдали бюро NBBJ, которое упрощало «Город столиц» Эгераата. Они использовали оригинальные эскизы, потому что первоначальный проект уже был частично согласован и уже была подготовлена реклама. Увеличить постройку в полтора раза и избавиться от зелёных террас уже обнародованное объёмно-пластическое решение не помешало, как и перекрыть все сквозные пешеходные маршруты в здании. Получилась стопка стеклянных коробок, зато коммерчески гораздо более выгодная.

Зенит-Арена

Первоначальный проект: Кисё Курокава, Санкт-Петербург

Ожидания и реальность: Проекты звёздных архитекторов в России. Изображение № 18.

 

На закате карьеры, в 2006 году, японский архитектор и теоретик метаболизма Кисё Курокава cпроектировал один из самых дорогих футбольных стадионов в мире — «Зенит-Арену» на Крестовском острове в Санкт-Петербурге, где будут проходить матчи чемпионата мира по футболу в 2018 году. Изначально строительство планировалось закончить в 2009 году — такую дату называли представители первого генерального подрядчика, строительной компании «Авант». Дата открытия постоянно переносилась, генподрядчиком был назначена компания «Трансстрой». В начале июня этого года она опубликовала рендеры обновлённого проекта стадиона — он значительно отличается от того, что задумал Курокава. Открытие стадиона намечено на 2016 год.

Рассказать друзьям
7 комментариевпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются