Списки15 лучших комиксов
о Бэтмене
«Возвращение Тёмного рыцаря», «Красный дождь», «Тихо» и другие
Текст
Текст
Юрий Болотов
В этом году исполнилось 75 лет с выхода первого комикса с участием Бэтмена — двадцать седьмого выпуска серии Detective Comics. Издательство DC Comics официально объявило 23 июля Днём Бэтмена. Праздновать есть что: в конце концов, Человек-летучая мышь — один из самых важных и влиятельных супергероев за всю историю комиксов. Look At Me подобрал 15 главных историй с его участием.
«Возвращение Тёмного рыцаря»
Наверное, самый известный комикс про Бэтмена, и уж точно главный комикс про Бэтмена из 80-х: мрачная история от Фрэнка Миллера (автора «Города грехов», «300 спартанцев» и много чего ещё) про 55-летнего Брюса Уэйна, на пенсии, который надевает костюм Бэтмена в последний раз и отправляется на битву против всех своих врагов. Вместе с «Хранителями» Алана Мура «Возвращение Тёмного рыцаря» перевернуло традицию супергеройских комиксов с ног на голову — и показал, на что они способны; до серии Миллера супергерои не старели, не болели и вообще были безупречными, он же нарисовал неоднозначную киберпанковую вселенную, в которой нет явного добра и зла, и даже Бэтмен, кажется, не очень хороший психопат. Комикс остаётся вечной классикой, и любая попытка перепридумать Бэтмена неизбежно сравнивается с «Возвращением». Ну и да, это тот самый комикс, в котором Бэтмен дерётся с Суперменом, и, считай, побеждает.
«Бэтмен: Год первый»
Перепридумав Бэтмена с конца (то есть, написав о будущем героя), Фрэнк Миллер принялся за начало героя, и год спустя после «Возвращения Тёмного рыцаря» нарисовал «Год первый» — комикс, в котором рассказывается о том, как именно Брюс Уэйн решил надеть костюм летучей мыши и начать сражаться с преступностью. «Год первый» похож на «Возвращение» — такой же мрачный, на грани реализма комикс, обнаруживающий новые черты в старом герое; для того чтобы начать читать комиксы о Бэтмене, он подходит идеально — несмотря на то что за 75 лет существования героя его происхождение рассказывали множество раз, именно версию Миллера можно считать самой классической.
«Бэтмен: Убийственная шутка»
Джокер — главный персонаж в бэтменовской галерее суперзлодеев; герой, который дополняет Бэтмена и делает его историю в разы глубже и, в общем-то, страшнее. Как и человек в костюме летучей мыши, за свою историю Джокер переживал массу интерпретаций, от безобидного шутника до террориста и опасного маньяка. «Убийственная шутка», написанный Аланом Муром и нарисованный Брайаном Болландом, важнейшая книга для героя — здесь рассказывается очередная версия его происхождения (здешний Джокер — неудачливый стендап-комик) и показывается, до каких жестокостей он способен дойти. Концовка в «Убийственной шутке» очень неоднозначная: долгое время считалось, что Бэтмен, как водится, не убивает своего главного противника и отправляет его в психбольницу; но известный сценарист Грант Моррисон недавно предположил, что всё происходит ровно наоборот.
«Психиатрическая клиника Аркхэм — дом скорби на скорбной земле»
Шизофренический экспериментальный комикс, посвящённый важному зданию в бэтменовской мифологии — психбольнице Аркхэм, куда Бэтмен, никогда не убивающий, отправляет побеждённых суперзлодеев. По сюжету «Дома скорби» в Аркхэме происходит бунт, и Бэтмен отправляется туда, чтобы разобраться. После этого за сюжетом комикса становится несколько сложно следить: он крайне абстрактно нарисован, наполнен юнгианским символизмом, и даже злодеи здесь являются воплощением внутренних психологических проблем Бэтмена. Горячо рекомендуем читать издание комикса 2004 года, выпущенное к его пятнадцатилетию: там есть комментарии от автора, Гранта Моррисона, с которыми книга становится намного понятнее.
«Долгий Хэллоуин», «Тёмная победа»
The Long Halloween
DC Comics, 1997, Джеф Лоэб, Тим Сейл
Dark Victory
DC Comics, 2000, Джеф Лоэб, Тим Сейл
Дилогия сценариста Джефа Лоэба и художника Тима Сейла, которую мы объединили в один пункт, — лучшая детективная история с участием Бэтмена. В первой книге описана растянутая на целый год история маньяка, который убивает своих жертв по праздникам и за которым охотится весь Готэм — от полиции и Бэтмена до мафии. Во второй — ещё один год из жизни Бэтмена, в рамках которого авторы сворачивают все концы, оставшиеся после первого комикса. Лоэб и Сейл затрагивают в «Хэллоуине» и «Победе» все основные бэтменовские темы; тут есть и таинственные убийства, и трагичный оттенок у всей истории, и успевают появиться почти все основные суперзлодеи, и дилогия, как водится, заканчивается довольно неоднозначно и даже печально. К тому же комиксы блестяще нарисованы: так, как Тим Сейл, Бэтмена не рисовал никто.
«Бэтмен: Год сотый»
Batman: Year 100
DC Comics, 2006, Пол Поуп
Year 100 — один из самых самобытных графических романов 2000-х. Звезда независимых комиксов Пол Поуп выкинул из мифа о Бэтмене Брюса Уэйна и его вечных врагов и отправил действие в киберпанковый мир 2039 года из Heavy Liquid и «100 %», в котором полицейское государство следит за своими гражданами. Какая разница, кто там под шлемом: Бэтмен — это всегда легенда, городской партизан-нонконформист, который ведёт себя, как шифропанк, всегда пытается докопаться до истины и никогда не прогибается под власть. Скрестив приёмы манги и европейских комиксов, Поуп создал свежий взгляд на персонажа. К тому же это просто захватывающее чтение: фактически, всё повествование — это череда динамичных погонь, от которых невозможно оторваться. Отличный сплав массового и авторского комикса.
«Бэтмен: Готэм в свете газового фонаря»
Как и любой другой важный супергерой, Бэтмен пережил огромное количество странных интерпретаций и переселений в альтернативные реальности и временные периоды: от средневековья и далёкого будущего до вампиров и зомби. Gotham by Gaslight — это стимпанковый Бэтмен в конце XIX века, придуманный Брайаном Аугустином и нарисованный Майком Миньолой (автором «Хеллбоя»). Короткая, буквально на пятьдесят страниц, история, в которой молодой Брюс Уэйн возвращается в Америку из поездки по Европе и, разумеется, привозит с собой Джека-Потрошителя, с которым ему приходится сражаться. Gotham by Gaslight стал первым комиксом в серии Elseworlds (включили его туда, впрочем, уже после выхода), в которой Бэтмена как раз помещали в разные альтернативные реальности, но у Миньолы и Аугустина получилось лучше всех последующих авторов.
«Бэтмен и Дракула: Красный дождь»
Batman & Dracula: Red Rain
Red Rain, DC Comics, 1991, Даг Менх, Келли Джонс
Удивительный комикс, сталкивающий Бэтмена с главным вампиром в истории: на Готэм нападает Дракула, который начинает превращать его жителей в своих слуг-вампиров (и ему удаётся обратить многих — например, Джокера). Разумеется, единственный человек, способный его остановить — Бэтмен; но вот только Брюса Уэйна тоже заражают и превращают в вампира. Бэтмена часто называют существом ночи (это логично, учитывая, что он одевается в костюм летучей мыши), и в «Красном дожде» это трактуется буквально. Авторы комиксов увлеклись вампирами задолго до создателей фильмов и сериалов — и Red Rain это чуть ли не лучшее, что удалось с ними сделать. Комикс балансирует на грани фарса, но абсолютно гениально нарисован, что сильно помогает истории.
«Бэтмен, чёрный и белый»
Книжка, сделанная из простой идеи: собрать всех лучших сценаристов и художников в комиксах, дать им по несколько страниц и попросить написать и нарисовать короткие и захватывающие рассказы про Бэтмена — а ещё сделать их чёрно-белыми. Как можно догадаться, «Чёрный и белый» — не такой глубокий и цельный комикс, как иные истории про Бэтмена, но антология полна остроумных идей; главное, что все рассказы очень разные, от серьёзных до смешных. Тут есть, например, история от Нила Геймана и Саймона Бисли, в которой Джокер и Бэтмен представлены как актёры, играющие роли на страницах комикса. Или история про Бэтмена как легенда, которую мать рассказывает сыну в далёком будущем.
«Бэтмен: Чёрное зеркало»
Выходившая в серии Detective Comics в первой половине 2011 года сюжетная арка Black Mirror — самая новая история в этом списке, и, пожалуй, это лучшее, что случилось с Бэтменом за последние пять лет. Скотт Снайдер сконструировал серию перетекающих друг в друга страшных и таинственных новелл о жизни Готэма, — город здесь предстаёт не просто фоном, но отдельным персонажем истории, — и этим вывел себя в ранг главного автора DC Comics. В Black Mirror великолепно всё: и детективный сюжет, и рисунок (за него отвечали Джок и Франческо Франкавилла), и персонажи — в первую очередь (спойлер) это сумасшедший сын комиссара Джеймса Гордона.
«Бэтмен: Тихо»
Иногда путешествие важнее результата, и одна из самых популярных историй 2000-х, созданная дуэтом уже упомянутых Джефа Лоэба и Джима Ли, — отличный тому пример. Hush — это как летний киноблокбастер: очень эффектная история, которая на протяжении дюжины выпусков проходит по всем ключевым супергероям Готэма и удивляет неожиданными поворотами сюжета, но в конце, скорее, оставляет читателя в недоумении. Hush ввёл в мир Бэтмена одноимённого злодея и воскресил убитого Джокером бывшего Робина Джейсона Тодда, но интересен он не этим. Хотя Лоэб вновь использовал свою любимую детективную интригу с галереей персонажей, сюжет оказался слабым местом романа. Зато здесь очень красиво дерутся (и дают по лицу Супермену) — и очень сексуальная Женщина-кошка. А зачем что-то ещё?
«Бэтмен: Готика»
Кажется, что святая тройка Year One, The Long Halloween и Dark Victory — лучшая точка входа для неопытных читателей комиксов, решивших приобщиться ко вселенной Бэтмена. Но это не совсем так. В конце 1989 года на волне успеха фильма Тима Бёртона DC Comics запустили Legends of the Dark Knight — серию о похождениях Брюса Уэйна в самом начале карьеры городского мстителя. Серия должна была выходить отдельными арками-романами по пять номеров, написанными самыми лучшими авторами индустрии. Впрочем, всего через полтора года издания начальная идея отправилась в корзину, но первые двадцать номеров Legends of the Dark Knight — одни из самых крепких и ладных историй о Бэтмене. Лучшая из них — написанная Грантом Моррисоном Batman: Gothic. — отличный детективный триллер, в котором можно узнать подробности из детства Уэйна. Понравилось? Не раздумывая читайте Shaman, Prey и Venom.
«Звёздные Бэтмен и Робин, чудо-мальчик»
Ничто другое не интересует Фрэнка Миллера так сильно, как неразговорчивые мужчины, которые прямо сейчас в дрянном кабаке допьют последний стакан, а после пойдут на верную смерть. Миллер перепридумал Бэтмена и весь жанр комиксов в 1980-е, почивал на лаврах в 1990-е и очень активно убивал собственную репутацию в 2000-е, когда его любовь к гротескному и почти бессмысленному насилию превысила все пределы. Незавершённая серия All-Star Batman & Robin, The Boy Wonder — самая низкая точка падения, абсолютное безумие. Ну и ладно, это очень смешной комикс: злой и небритый The Goddamn Batman ведёт себя, как городской партизан, заставляет Робина есть крыс и вполне осознанно считает других героев придурками. И всё это прекрасное кощунство снова нарисовано суперзвёздным художником Джимом Ли. Удачный способ отдохнуть от правильного персонажа.
«Бэтмен: Зануда»
Batman: Thrillkiller
DC Comics, 1998, Говард Чайкин, Дэн Бреретон
Если вам надоел текущий ран Скотта Снайдера или постмодернистские эксперименты Гранта Мориссона середины 2000-х, можно развлечься странными историями серебряного века комиксов. В них Бэтмен мог спокойно отправиться на другие планеты или даже бороться с кайдзю. А можно перечитать выходившую в течение 1990-х серию графических романов Elseworlds, раз за разом перепридумывавших вселенную Бэтмена. Thrillkiller — один из них: в Готэме 1961 год, в главных героях здесь Робин и Бэтгел, Уэйн — бедняк и работает в полиции, а Джокер и вовсе женщина — к тому же бессердечная стерва. Созданный Говардом Чайкиным и Дэн Бреретоном роман является явным продуктом своего времени, но он и сейчас отлично выглядит.
«Бэтмен: Странные явления»
Batman: Strange Apparitions
DC Comics, 1978, Стив Энгльхарт, Маршалл Роджерс
Трогательная история из 70-х, кроме прочего, включающая в себя персонажа по имени Сильвер Сэинт Клауд — девушку Брюса Уэйна, которая сначала догадывается, что он Бэтмен, а затем разбивает ему сердце. Кроме неё здесь Джокер, убивающий кучу людей, маньяк Хьюго Стрэйндж, одевающийся, как Бэтмен и Пингвин. Strange Apparations — это сборник нескольких номеров из комикса Detective Comics 1970-х, считающихся ключевыми для становления персонажа и сделавших его более объёмным. Принято считать, что по-настоящему интересным Бэтмена сделали Фрэнк Миллер и другие авторы в середине 80-х, но на самом деле первые шаги к глубокому и сложному Бэтмену были сделаны ещё раньше.
Комментарии
Подписаться