СпискиДизайнеры о том, почему ребрендинг метро стоит своих денег
И могут ли непрофессионалы адекватно оценить проделанную работу
Текст
Артём Лучко
Недавно состоялась презентация нового логотипа московского метро, который стал частью мер по улучшению имиджа общественного транспорта — в общей сложности они обошлись правительству Москвы в 232 миллиона рублей. Как выяснилось позже, сам лого стоил символический рубль. Широкий резонанс вокруг работы Лебедева уже было не остановить. Непрофессионалы, которые не увидели почти никаких отличий между существующим и новым логотипом, начали сомневаться, что какая-то работа вообще была проделана. После возмущений в Генеральную прокуратуру поступил запрос о проверке заказа, инициатором которого выступил представитель «Справедливой России» Михаил Сердюк, член думского комитета по бюджету. По его мнению, за эти деньги «можно создать целый институт и выдумать новый язык». Мы решили связаться с видными представителями дизайн-индустрии, чтобы выяснить, почему за дизайн приходится дорого платить и могут ли непрофессионалы адекватно оценить проделанную работу.
«Средняя стоимость разработки платформы бренда и позиционирования — от 500 тысяч до 2 000 000 рублей, дизайна — около миллиона, всевозможных его расширений и адаптаций — еще миллиона полтора-два. Итого средний проект по ребрендингу стоит около трех с половиной — четырех миллионов. Проекты с большим количеством подзадач могут «потянуть» и на все шесть миллионов рублей. Больше, как правило, не бывает! Точка. Рынок «устаканился». Ассоциация Брендинговых компаний России (в нее входят около 50 агентств) проводила большое ценовое исследование, все цифры опубликованы. И все клиенты это знают.
Сверхнизкие цены на брендинговые услуги – первый признак шарлатанства и тяжелого наследия 90-х годов
Сверхнизкие цены на брендинговые услуги — первый признак шарлатанства и тяжелого наследия 90-х годов. Их выставляют фрилансеры или небольшие студии, часто не имеющие представления о существовании налогов, белых зарплат, а иногда и специалистов необходимой квалификации. В расчет их брать не следует, тем более что живут они, как ночные мотыльки, — мало и трагично. Сверхвысокие цены могут быть следствием коррупционных схем, но в последнее время в реальности почти не встречаются. Иностранные агентства, пугавшие своим «авторитетом» неоперившийся российский бизнес в лихие 90-е, проиграли конкурентную борьбу российским профессионалам.
В ситуации с метро не имеет смысла оценивать стоимость или качество ребрендинга: о ребрендинге здесь вообще говорить неуместно. Ситуация с Московским метрополитеном, как и шум вокруг логотипа Москвы, — пиар студии Лебедева в чистом виде, за которым вопрос о реальной работе не стоит. Это их способ продвижения. Лебедев всегда был провокатором, а слабохарактерное комьюнити и СМИ на его провокации исторически „велись“».
Стас Жицкий
«Я не очень люблю заглядывать в чужие карманы и считать, сколько туда денег положено, поэтому мне не очень интересно, получила ли студия Лебедева те самые сумасшедшие миллионы или один символический рубль. Насколько я понимаю ситуацию с буквой «М», тут речь не идет о создании принципиально нового знака/лого, а мы имеем всего лишь унификацию, причесывание всех разнопородных буковок под одну гребенку. Прическа выбрана усредненная, вполне себе привычная, сделана она профессионально; и важно не количество человеко-часов, затраченных на ее рисование, а польза, которая от нее произойдет.
Вероятность обретения хорошего результата напрямую не зависит от стоимости работ
Мне кажется, нам как потребителям этой самой буквы лучше стоит думать о том, что она какое-никакое удобство привносит в нашу городскую среду, а не о том, насколько страшно обогатился Артемий Лебедев. Тем более что студия сделала помимо этой скандальной буковки еще и вполне трудоемкую схему и, кажется, навигацию — вот там работы действительно до фига. Что же касается общего вопроса о том, сколько может (или должен) стоить логотип, то на него ответа не будет. Он может стоить столько, сколько вы в состоянии за него заплатить (ну, и насколько наглым будет запрос производителя); иногда за большие деньги можно получить качественную работу, а иногда можно очень даже не получить.
Вероятность обретения хорошего результата напрямую не зависит от стоимости работ, хотя, нанимая студента-первокурсника за сто баксов, трудно ожидать, что он соорудит нечто даже не революционное, а хотя бы просто адекватное. А вот начиная со средней по рынку цены (5–10 тыс. нерублей) шансы приобрести что-то приличное вырастают. И остаются неизменными, то есть совершенно не повышаются от роста цены. А потолка у цен нету, но и за безумные деньги вы запросто можете получить яйцо МТС или полосатый шарик «Билайн». Кстати, логотип Google Сергей Брин нарисовал себе сам и, естественно, бесплатно, а значок Nike обошелся заказчику в 35 баксов».
Никита Трепцов
Арт-директор
Look At Me
«Весь сюрреализм нынешней ситуации заключается в том, что конфликт возник со столь крупной студией, фактически имеющей монополию на крупные проекты, которую, как казалось, уже ничто не сможет подорвать. Очень сложно, не участвуя в процессе проекта, оценить его реальную стоимость, но, пожалуй, многие не представляют, насколько большой коллектив работал над новым стилем для московского метро. Я не оцениваю визуальные качества логотипа, а пытаюсь, скорее, разобраться в том, сколько усилий затрачено на проект.
Очень сложно, не участвуя в процессе проекта, оценить его реальную стоимость
Студия Лебедева всегда наглядно даёт выдержки из рабочего процесса, что даёт и общее понимание масштабов работы. В данном случае можно увидеть, что здесь была задействована немаленькая команда, которая провела большую разноплановую работу (здесь или здесь). Больнее всего смотреть на комментарии депутата Государственной думы РФ Михаила Сердюка, так как, по сути, они ничем не подтверждены и во многом ошибочны. Можно разобрать даже по пунктам некоторые выдержки из его речи, которые можно найти в СМИ:
«Поскольку „шрифты устаревают каждые шесть-семь лет“, — дополняет Сердюк, — через некоторое время администрации метрополитена придётся проводить новый дорогостоящий редизайн логотипа».
Очевидно, что человек не компетентен в вопросе дизайна и не может здраво оценивать долговечность того или иного шрифта. Простым примером может служить DIN 1451 — шрифт, созданный в 1931 году и использующийся по сей день для навигации транспорта. Естественно, что этот шрифт подвергался изменениям, но его структура, созданная единожды, не изменялась более. По сей день он остается актуальным и является примером качественного административного дизайна.
Странно, что таких вопросов не возникало с логотипом SOCHI2014.RU или новой туристической навигацией, разработкой которой занималось министерство культуры. Look At Me ранее поднимал этот вопрос, но, к сожалению, культурный подход не всегда так действенен, как вывешивание баннеров напротив мэрии Москвы. Единственной позитивной нотой можно назвать только возросший вкус у Инициативной группы московских студентов».
Роман Любимов
«Стоимость логотипа полностью зависит от его автора. Стоимость можно рассчитать из совокупности разных факторов. Это и личная заинтересованность автора в работе над проектом, и количество затраченного времени, количество людей, работающих над проектом, объем работ, именитость студии и т. д.
У Лебедева качественный и основательный подход к таким задачам
У Лебедева качественный и основательный подход к таким задачам. Другой вопрос — стиль исполнения, вкусовщина в общем. Как у нас обычно? Зимой — холодно, а летом, видите ли, жарко».
Алексей Быстров
Арт-директор Look At Media, CEO Cirqle
«По правде говоря, я не слишком напряженно следил за тем, кто, что именно и за какую сумму делал, поэтому наблюдения достаточно общие. Логотип был переделан бесплатно, и здорово, — спасибо студии. 232 миллиона были выделены мэрией на обновление всей навигации, визуального языка и системы контроля качества сервиса в метро, не на логотип. Если здесь всё верно, депутат ищет проблему там, где ее нет.
«Дорогим удовольствием» и «бутафорией» в этой истории является лишь Государственная дума Российской Федерации
В любом случае заявление Сердюка про «устаревание шрифтов за 6–7 лет» — нонсенс и глупость, а «дорогим удовольствием» и «бутафорией» в этой истории является лишь Государственная дума Российской Федерации в полном составе, вместе с депутатом Сердюком. Конкретная стоимость дизайн-работ определяется свободным рынком и объемом работ. Задача муниципальных органов — сформулировать проблему и найти эффективное решение за минимальную стоимость. Является ли задача сформулированной, решение эффективным, а цена минимальной при прочих равных, мне неизвестно, но для того чтобы не забивать себе голову муниципальным микроменеджментом, я и плачу налоги».
Даниил Сергеев
Куратор FIRMA
«Если в целом, я считаю разработка брендов, как и возведение мостов, строительство кораблей или дойка коров — вещь сугубо профессиональная. Обсуждение в народе из серии «я бы использовал другие сваи» или «я бы нарисовал в 200 раз дешевле» не имеют никакого веса. Это просто рассуждения дилетантов. С таким же смыслом я могу говорить о бозоне Хиггса — это никак науке не поможет.
Это просто рассуждения дилетантов. С таким же смыслом я могу говорить о бозоне Хиггса
Плюс ко всему этому добавляется наша ментальная особенность засрать всё, что бы ни делалось, начиная с реконструкции Покровки, заканчивая мостом на остров Русский. Если про стоимость логотипа, то работа профессионала не может стоить, как работа дилетанта, вот и всё».
Комментарии
Подписаться