СпискиКак Apple и Facebook намерены перепридумать деньги
Наличные больше не нужны
Текст
Олег Акбаров
Текст
Николай Удинцев
Презентация Apple Pay, 6-миллиардная оценка Square, денежные переводы из мессенджера Facebook говорят о том, что индустрия мобильных платежей через пару лет изменится до неузнаваемости. Look At Me разобрался, как мы будем тратить деньги, когда кошельки окончательно уйдут в онлайн.
В 2017 году пользователи мобильных устройств будут тратить с их помощью 1 трлн долларов в год. Такой прогноз объясняет желание технологических компаний занять своё место на этом рынке. Однако из-за специфики мобильных устройств просто переносить на них привычные способы оплаты — не слишком удачная идея. Ведь владельцы смартфонов ждут более быстрых и простых способов платить в «мобильную» эпоху.
Apple Pay поможет не вынимать
карту из бумажника
Тим Кук утверждает, что Apple удалось создать принципиально новый способ оплаты. Он быстрее, надёжнее и проще традиционных. Базируясь на технологии NFC, Apple Pay позволит совершать платеж в одно касание Touch ID. При этом Apple настаивает на том, что, в отличие от других сервисов, не хранит и не собирает пользовательские данные.
На данный момент уже имеются соглашения о партнёрстве с шестью основными банками США и компаниями, которые оснастят терминалами 220 тысяч розничных точек продаж. Это в том числе Macy’s, Bloomingdales, Subway, McDonald’s, Whole Foods, Staples, The Disney Store, Target, Sephora, MLB, Groupon. Разумеется, они также появятся в Apple Store. Ну и наконец, ещё одним партнером купертиновцев стал Starbucks, который ранее безуспешно пытался внедрить в своих заведениях Square.
Apple намерена избавить нас от необходимости проводить карту через POS-терминал. Apple Pay сделает карты такой же абстракцией, какой они в своё время сделали бумажные деньги. На стороне купертиновцев клиентская база из почти 800 млн пользователей. Несмотря на то что не все они сразу переключатся на последнее поколение смартфонов, большая часть в итоге окажется с ними. К тому же доля устройств с последней версией iOS значительно выше доли устройств с последней версией Android. Например, в марте 2014 года на iOS 7 работали 85 % всех мобильных устройств Apple. Для сравнения: в апреле 2014 года на последней на тот момент Android 4.4 работали только 5,3 % всех Android-устройств. Таким образом, продавцы, вероятно, начнут охотнее устанавливать терминалы для платёжеспособных клиентов, которые пользуются одной и той же системой.
Facebook Messenger «прикрепляет» деньги к сообщениям
5 октября студент Стэнфордского университета Энрю Од (Andrew Aude) взломал приложение Facebook Messenger и подтвердил, что соцсеть готовит систему для перевода денег. Слухи о таких разработках ходили уже несколько месяцев. Предполагается, что к Facebook Messenger можно добавить несколько банковских карт (Visa или MasterCard), а потом «прикреплять» деньги к сообщениям, как фотографии. Примерная дата запуска системы переводов неизвестна. Также неясно, будет ли соцсеть брать комиссию за переводы.
С новой системой Марк Цукерберг попытается выйти на рынок стран третьего мира (в числе которых, например, Кения, Индия и Перу). В них мобильные платежи — чрезвычайно популярная опция. Услуги мобильных переводов предлагают в основном местные компании или дочерние структуры иностранных операторов. Таким образом, Facebook составит конкуренцию могущественной M-Pesa (система Safaricom в Кении и Индии, на 40 % принадлежащая Vodafone), SumUp и другим операторам.
Twitter и Facebook продают товары из ленты новостей
В июне Facebook объявила, что начнёт тестировать кнопку «Купить» в лентах пользователей. С её помощью они смогут покупать товары в сообщениях корпоративных аккаунтов или из рекламных объявлений. При этом покупатель не будет покидать соцсеть. Скорее всего, опцию свяжут с банковскими картами из системы для перевода денег в Messenger. Вероятно, Facebook начнёт брать комиссию с покупок. Однако решение о полноценном запуске примут только после анализа тестирования функции. В сентябре Twitter также начал тестировать опцию для покупки товаров из твитов.
Соцсети намерены побороться с собственными интернет-магазинами брендов. Зачем заводить сайт и подключать к нему магазин, если торговать можно прямо в корпоративном аккаунте? Вероятно, функция особенно понравится художникам, микробрендам и другим представителям малого бизнеса. При этом Twitter и Facebook привлекут новых рекламодателей и удержат пользователей внутри соцсети.
Stripe добавляет платёжную систему на сайт, как видео с YouTube
Stripe придумали два брата-вундеркинда — Джон и Патрик Коллисоны, заработавшие свои первые миллионы в возрасте 19 лет. «Добавление платёжной системы на сайт должно быть таким же простым действием, как и вставка видео с YouTube», — утверждает Патрик. Основная аудитория Stripe — это независимые разработчики и небольшие компании. Именно для них придумали инфраструктуру, которая добавляет на сайт или в приложение полноценную систему оплаты с помощью нескольких строк кода.
Оборот компании составляет миллиарды долларов, а клиенты исчисляются десятками тысяч — от молодых стартапов до состоявшихся корпораций из списка Forbes. Такое количество новых бизнесов среди клиентов — показатель того, как быстро меняется ситуация в электронной коммерции. Ведь несколько лет назад их ещё просто не было. Уже сейчас компания стоит более миллиарда, а в числе инвесторов есть и Питер Тиль, и другие важнейшие люди Кремниевой долины. При этом Stripe смело экспериментирует с валютами (тестируются даже биткоины) и рынками (их более десятка).
Stripe намеревается потеснить многочисленные сервисы для создания интернет-магазинов, которые обычно берут абонентскую плату за пользование от 29 до 250 долларов в месяц (в зависимости от аккаунта). А некоторые и вовсе требуют оплаты за несколько месяцев вперёд. При этом Stripe берёт по 2,9 % от каждой транзакции и добавляет к ним 30 центов.
Square избавит от громоздких платёжных терминалов
Square — проект одного из сооснователей Twitter Джека Дорси. Его запустили в 2009 году. Тогда компания выпустила один из первых мобильных ридеров банковских карт. Он подключается к смартфону через аудиоразъём. После этого iPhone или устройство на Android становится POS-терминалом для проведения транзакций с банковских карт. Позднее Square выпустила стационарный POS-терминал для iPad. Это хорошее решение для малого бизнеса, которое предоставляет дешёвый и простой сервис. На данный момент сервис распространён в Канаде, США и Японии.
Сейчас существует множество производителей мобильных терминалов (даже российский «ПриватБанк»). Однако большинство их них выглядят нелепо, а стоят они до 300 долларов. Ридер Square бесплатный, а комиссия с одной транзакции составляет 2,75 %. Версия для iPad стоит 99 долларов (с сейфом для денег и кассовым аппаратом — 547 долларов). Альтернативы обойдутся предпринимателю в сумму от 450 до 3 880 долларов. Однако главный конкурент компании — «классические» POS-терминалы. Обычно такие системы стоят недёшево: 1200–1880 долларов — за аппаратную составляющую, 50–260 долларов в месяц — за работу с программным обеспечением.
Amazon хочет победить
Square и PayPal
В августе компания Amazon анонсировала выход собственного ридера банковских карт и программы Local Register. Инициативу создали для малого бизнеса, которому не выгодно приобретать и устанавливать у себя полноценный POS-терминал. Ридер Amazon стоит 10 долларов (их занесут на счёт в качестве бонуса). При этом первые полтора года работы Local Register комиссию за транзакцию снизят до 1,75 %. Это один из самых низких процентов за операцию по отрасли. Тем не менее после 2016 года комиссия поднимется до 2,5 %.
Компания попытается конкурировать со Square и PayPal Here. Для сравнения: комиссия Square — 2,75 % за транзакцию, у PayPal Here — 2,7 %. Вероятно, в Amazon считают, что к 2016 году компания займёт значительную долю рынка. Стоит отметить, что 2,5 и 2,7 % тоже являются достаточно низкими процентами на рынке платёжных систем.
Комментарии
Подписаться