Views Comments Previous Next Search
8 музыкальных инструментов, которые вы ещё не слышали — Списки на Look At Me

Списки8 музыкальных инструментов, которые вы ещё не слышали

Бетховен на матрёшке и Бьорк на молниях

Свобода использования материала, характерная для современного искусства, стала определять и возможности в музыке. Последнее десятилетие породило не только много странной музыки, но и несколько действительно очень странных музыкальных инструментов. Look At Me разобрался в том, как играть Рахманинова и Чайковского на матрёшке, барсуке и молнии.

 

Зевсофон

 

Где изобретен: США
Из чего сделан: металл
Чем играть: разрядами молний
Что исполнять: романтизм, исландский поп

Пока музыковеды всего мира строят гипотезы о том, какой могла быть музыка Древней Греции, американские студенты играют «Танец сахарной феи» разрядами молний на зевсофоне. Этот инструмент и правда мог бы понравиться тому, в честь кого он назван: олимпийский громовержец наверняка оценил бы по достоинству его пиротехнический потенциал. Первый подобный музыкальный трансформатор, производящий «мелодии высокого напряжения», широкой публике в 2007 году представил его создатель Стив Уорд. С тех пор зевсофон не раз использовался на фестивалях светового дизайна. Кроме того, он даже попал в диснеевский фильм «Ученик чародея» и на концерт Бьорк в аккомпанемент к песне Thunderbolt. Судя по всему, научиться играть на зевсофоне не так уж сложно, а вот купить самый простой вариант можно за 1 595 долларов.

 

Музыкальные протезы

 

Где изобретены: Канада
Из чего сделаны: пластик, ЖК-дисплеи
Чем играть: движениями тела
Что исполнять: музыкальные импульсы позвоночника

По сути, все музыкальные инструменты — продолжение человеческого тела, но приравнивать их совсем уж один к одному раньше всё-таки было не принято. Первую в мире серию «музыкальных протезов» создали в 2013 году канадские ученые Джозеф Мэллох и Ян Хэттвик из Университета Макгилла. В качестве материалов для «плоти» таких инструментов они использовали прозрачный акрил и поликарбонат, а «кости» заполнили электроникой, трансформирующей различные сигналы в звук. Исполнители могут играть на них вполне традиционным образом, то есть просто взяв инструменты в руки, а могут закрепить их на своем теле, словно запасной позвоночник или дополнительные рёбра. Если «протез» прикреплен к телу таким образом, то исполнителю приходится искать особые движения, чтобы заставить его зазвучать. «Мы хотели, чтобы музыкальные протезы выглядели как части человеческого организма, но в то же время чтобы казалось, что они изготовлены какой-то безумной машиной будущего», — говорят ученые.

 

Гидролофон

 

Где изобретен: Канада
Из чего сделан: трубы
Чем играть: струйками воды
Что исполнять: органную музыку для аквапарков

Еще один инструмент родом из Канады, создателем которого стал Стив Мэнн — известный ученый, сконструировавший также первый в мире носимый компьютер. Гидролофон по виду отдаленно напоминает фортепиано, только вместо нажатия на клавиши исполнителю здесь нужно научиться прикрывать маленькие дырочки с фонтанирующей водой — почти как на деревянных духовых. Безусловно, главное отличие этого инструмента от всех остальных в том, что звук возникает в результате блокировки водяного потока. Неудивительно, что самую простенькую модель двенадцатиступенчатого гидролофона производит сегодня как раз компания, специализирующаяся на технике для аквапарков. Бассейн или аквапарк действительно можно назвать самым подходящим местом для установки водяного органа. Хотя на сцене гидролофон тоже смотрится весьма неплохо — особенно если исполнители при этом сидят в горячей ванной.

 

Музыкальные инструменты изо льда

 

Где изобретены: Норвегия
Из чего сделаны: лёд
Как играть: как и на обычных инструментах
Что исполнять: что-нибудь саамское

Без воды было бы невозможно создать и эти северные музыкальные инструменты, правда, в силу климатических особенностей вода здесь используется уже в затвердевшем виде. В 2006 году норвежский музыкант Терье Исунгсет основал фестиваль ледяной музыки на горе Гейло. В течение трех дней он и его сподвижники изготавливают здесь инструменты изо льда, чтобы потом сыграть на них живые концерты. Каждый год у фестиваля есть сверхзадача — сделать новый аналог какого-то известного инструмента. Например, целью 2013 года была виолончель, а за год до этого — гитара (на ее создание, например, было потрачено 12 часов на морозе). Мастера говорят, что у них есть только один секрет: «Чем ниже температура воздуха, тем лучше, как правило, звучание льда». Поэтому накануне фестиваля они надеются на похолодание, но всё же не лютое: чтобы и слушатели не испугались.

 

Матремин

 

Где изобретен: Япония
Из чего сделан: терменвокс и матрешка
Чем играть: легкими движениями кисти
Что исполнять: Бетховена

Матремин был придуман в 2000 году — это несколько упрощенная версия терменвокса, упакованная в русскую национальную матрешку. Отличие этого инструмента от обычного терменвокса состоит в том, что для изменения звуковысотности здесь используется только одна антенна. Впрочем, из-за этого как раз уменьшается его амплитудно-высотная характеристика. Правда, подобное ограничение значительно упрощает ансамблевую игру — во всяком случае, именно такую идею активно отстаивает создатель матремина, Масами Такэути. Сам он возглавляет один из известнейших на сегодня ансамблей матреминистов под названием Mable. В репертуаре этого коллектива в основном современная музыка (главный ютьюбовский хит — как раз Song of Mable), а вот другой популярный ансамбль матреминистов «Da», чье видео можно посмотреть выше, специализируется на музыке двухсотлетней давности. В 2003 году Такэути открыл фирму-монополиста по производству звучащих матрешек: самую простую модель в онлайн-магазине можно заказать за 320 евро.

 

Беджермин

 

Где изобретен: Великобритания
Из чего сделан: терменвокс и мёртвый барсук
Как играть: анонимно
Что исполнять: Рахманинова, фрик-фолк

А вот и еще один гибрид терменвокса, на сей раз совмещенного с чучелом барсука. Пару лет назад мемом стало видео с вокализом Рахманинова, исполненным на этом инструменте. Неудивительно, что исполнитель через некоторое время попросил удалить ролик из Сети, чтобы не прослыть совсем уж отчаянным таксидермистом в мире классической музыки. Позднее видео снова появилось на YouTube, но вот фамилию терменвоксиста из названия ролика решили все-таки убрать. Зато имя создателя самого беджермина хорошо известно — это мастер электронных музыкальных инструментов из Лондона Дэвид Крэнмер. По вопросам приобретения беджермина нужно писать лично ему.

 

Гитара с 12 грифами

 

Где изобретена: Япония
Из чего сделана: гитара (x12)
Как играть: с трудом
Что исполнять: оды Шиве

Если раньше кого-то еще могла удивить гитара с двумя грифами, то японский дизайнер и музыкант Йосихико Сато явно задал в этой области новую планку: в его гитаре их целых двенадцать. Из-за такого большого количества грифов на концертах практически не видно самого гитариста. Но борьба таинственного человека с гигантской многорукой гитарой всё равно производит довольно интересное эстетическое впечатление. Многие ругают Сато за то, что он мало использует потенциал своего инструмента — во всей дюжине его грифов едва ли улавливается хоть какая-то тембровая разница. Видимо, акустическая сторона дела действительно интересует Сато в последнюю очередь. Для него гораздо важнее собственное чудачество и красота его объектов. Что же еще могло заставить человека в 2003 году сделать первую двенадцатигрифовую гитару в форме солнечного круга?

 

Механический оркестр
из конфискованного оружия

 

Где изобретен: Мексика
Из чего сделан: оружие
Как играть: как на обычных инструментах
Что исполнять: пацифистские марши

Если почти любой объект можно превратить в оружие, то во что тогда можно превратить само оружие? Этот пацифистский вопрос стал отправной точкой для проекта Disarm скульптора Педро Рейеса. В качестве исходных материалов для восьми механических музыкальных инструментов он использовал оружие, конфискованное мексиканской полицией за нелегальное хранение. В некоторых из частей новых ударных еще хорошо проглядываются стволы винтовок: «Пусть лучше они будут звучать так», — говорит скульптор. Несколько лет назад Рейес уже делал серию музыкальных инструментов из того же сырья — тогда вышли, например, различные версии струнных и духовых. В новой серии, созданной в 2013 году, Рейес добавил технологичности: этот небольшой механический оркестр можно запрограммировать так, чтобы управлять им при помощи одного компьютера.

изображение via Pedro Reyes

Рассказать друзьям
1 комментарийпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются