СпискиКаким должно быть доступное жильё
Чем российский подход отличается от мирового
Текст
Сергей Бабкин
У многих словосочетание «доступное жильё» вполне справедливо может ассоциироваться с программами по строительству хрущёвок и панельных домов. Но «доступное» не значит «неинтересное». Look At Me поговорил с архитектором Максимом Куренным о том, чего от доступного жилья ждут в России и мире, и собрал несколько примеров современных проектов в этой области.
Какое доступное жилье строят в мире?
«В мире есть такие тенденции в области доступного жилья, которые в добровольно-принудительном порядке внедряются в сознание девелопера и потребителя:
Энергоэффективность: Дело не в том, что стены толще и поэтому меньше энергопотери, а в использовании других технологий. Например, электричество поставляется с заводов, которые вырабатывают его альтернативными путями.
Экологичность: Это применение простых, но в то же время натуральных материалов и решений. На Западе сейчас строят много деревянных домов. Также экологичность выражается в применении возобновляемых материалов, например, переработанной макулатуры.
Небольшие жилые пространства: В качестве тенденции я бы назвал движение tiny house movement, которое распространено в Америке. Не то чтобы люди не могут себе позволить жить в больших квартирах, это сознательный выбор: чем меньше обитаемого пространства, тем меньше у тебя вещей, и тем чаще ты выходишь из дома и общаешься с другими людьми. То есть таким образом люди провоцируют себя, с одной стороны, на упрощение жизни, с другой — на более активную социальную деятельность».
7 примеров интересного доступного жилья в мире
Многоквартирный дом в Женеве
Где: Женева, Швейцария
Кто: meier + associés architectes и Burckhardt Partner
Многоэтажный дом в Женеве похож на обычные европейские многоэтажки, но у него есть некоторые особенности. Один из его фасадов как будто извивается — балконы находятся под углом по отношению друг к другу. Плоские элементы из бетона и окна создают собственный органический ритм, который вступает в диалог с деревьями, высаженными в саду около здания. Здание извлекает выгоду из своего положения относительно сторон света: лестницы освещены солнцем, а у всех квартир есть выход на систему балконов-террас, которые обычно находятся в тени. При этом планировка здания не отличается от традиционной для этой местности: ядро с коммуникациями и две квартиры по бокам.
Длинные дома в Италии
Где: Прато, Италия
Кто: studiostudio architettiurbanisti
Квартал с доступным жильем в итальянском городе Прато построили с оглядкой на местные архитектурные традиции. Проект состоит из нескольких рядов продолговатых домов, которые отгорожены от соседней промышленной зоны стеной, сооруженной методом сухой кладки. Похожие стены есть и внутри квартала: там они создают публичные пространства на первых ярусах зданий. Способ сухой кладки — традиционный для Тосканы: все материалы для строительства квартала местного производства, и весь проект отсылает к архитектуре центра Прато и его древним стенам. Обычный для региона продолговатый дом получил новую интерпретацию с собственным садиком у каждой семьи и двумя фасадами: один выходит в общую для нескольких домов галерею, другой — во внутренний двор.
Белый квартал в Тель-Авиве
Где: Тель-Авив, Израиль
Кто: Orit Muhlbauer Eyal Architects
Тель-Авив известен своим Белым городом — кварталами, полностью построенными в стиле баухаус. На протяжении всей истории города здания в нём проектировали с отсылками к этому стилю. Недалеко от центрального автовокзала города и железнодорожной станции Ха-Хагана (то есть не в самом благополучном районе) построили квартал доступного жилья Ганей Шапира, который резко контрастирует с окружающей обстановкой. Район состоит из нескольких трёхэтажных домов с ослепляюще белыми фасадами, через которые прорезаны гармоничные прямоугольники балконов. Это современная интерпретация «шикунов», районов, которые строили в Израиле во времена массовой иммиграции 50-х и 60-х годов. В центре района находится общественный сад, а концепцию проекта архитекторы обозначили как «городской кибуц».
Инновационный дом в криминальном районе
Где: Сакраменто, Калифорния, США
Кто: David Baker + Partners
Проект доступного жилья La Valentina осуществили на месте пустыря около железной дороги в неблагополучном районе столицы Калифорнии. Жилье в новом квартале предназначено для людей с доходом ниже среднего по местности. Нижний этаж обрамляет серия панно с вырезанными в них фигурами, через которые ночью освещается дорога вдоль здания. Общая лестница, на которую через полупрозрачные конструкции проникает солнечный свет, располагает к тому, чтобы жители дома общались друг с другом. Здание построено с учетом принципа энергоэффективности: на крыше установлены солнечные батареи, а окна расположены так, чтобы солнце нагревало помещения.
Дом с розами в Гарлеме
Где: Нью-Йорк, США
Кто: Adjaye Associates
Дом с доступным жильем в Гарлеме (район Манхэттена) построили с учетом архитектурных особенностей района. Здание построено из бетонных плит с ярко выраженной текстурой, на которых заметен орнамент из неровных кругов разного размера. Это напоминание, что здание находится в «Районе роз», области Нью-Йорка, в которой сохраняют старые виды этих цветов. Верхнюю часть дома сдвинули по отношению к нижней, чтобы обеспечить место для террасы. В здании находятся не только квартиры, но и школа, и детский музей искусства Sugar Hill — все эти проекты призваны сделать вклад в борьбу с бедностью и криминализацией района.
Мегаломанский проект в Квинсе
Где: Нью-Йорк, США
Кто: Office for Design & Architecture (ODA)
По-настоящему грандиозный проект по строительству доступного жилья будут реализовывать в Нью-Йорке. На берегу острова Лонг-Айленд в районе Квинс построят комплекс из двух башен и зданий между ними. В нем будет около 2 тысяч квартир, а также пространства для учебных и медицинских заведений, ресторанов и галерей. Башни будут уступами возноситься к небу, а на их крышах разместятся террасы с садами.
Фабричные дома от магазина канцелярских товаров
Где: Япония
Кто: MUJI
Японская фирма MUJI, известная магазинами с приятными минималистичными вещами для работы и дома (которые никак не откроются в России), озаботилась проблемой плотности населения в Японии. Дизайнеры спроектировали серию собираемых домов Vertical House. Недорогие трехэтажные постройки занимают небольшую площадь за счет этажности. В центре дома находится лестница, соединяющая открытые пространства этажей, которые можно распланировать соответственно семи заранее установленным схемам. Минималистичные интерьеры соответствуют настроению продукции MUJI: белые стены сочетаются со светлым паркетом и высокими окнами.
Что «доступное жильё» означает в России?
Максим Куренной
«К идее доступного жилья российские заказчики пришли не от хорошей жизни. На московском рынке я столкнулся с тем, что люди думают, что доступность — это то, что можно дешево построить, но продать всё равно дороже. В их представлении это смещение на сегмент ниже стоимости самого дома при сохранении своей маржи. Хотя идея доступного жилья состоит в том, что существуют какие-то виды субсидий или льгот, чтобы маленькую маржу каким-то образом зафиксировать, у нас всё равно хотят получить свои деньги за счет маркетинга, продавая дороже дешевые объекты.
Я бы сказал, что никаких социальных или экологически ответственных мыслей пока нет.
На загородном рынке всё работает по-другому: людям необходимо продать свою землю, а участок без подряда мало кто покупает. Ввязываться в строительство девелоперы не хотят, и им нужна какая-то привязка к земле, чтобы ее сбыть. Они ищут самые простые домики, как наш, и продают пакет «дом + участок». Я бы сказал, что никаких социальных или экологически ответственных мыслей пока нет.
Бывают и другие причины, по которым в России занимаются доступным жильем. В регионах есть много местных и федеральных программ помощи, например, молодым семьям. В Тольятти есть большая программа строительства целого коттеджного города для сотрудников автомобильного завода. У них есть финансирование и от государства, и от автозавода, и они искренне стараются сделать всё хорошо. Завод сам строит и кредитует покупку жилья и таким образом привязывает к себе своих сотрудников. Это прагматичный подход, но, на мой взгляд, очень правильный.
«Доступное» не значит «дешевое». «Доступное» — это что-то привлекательное настолько, что ты мог бы взять доступный кредит, чтобы его купить. К сожалению, цена сейчас настолько важный критерий при покупке, что она просто несопоставима с остальными. Грубо говоря, если на одну чашу весов положить цену, а на другую — все остальные критерии при покупке жилья, то цена всё равно перевесит. Никто не думает об экологичности, может быть, только о транспортной доступности. Но при этом я вижу, что идея уменьшения размеров площадей квартир и домов — это тенденция для России, что правильно.
Почему заказчики требуют от доступного жилья не только функциональности?
Вещь функциональная сама по себе, безусловно, красива, но, чтобы оценить эту красоту, нужно быть достаточно подготовленным. Это может сделать и рядовой потребитель, как в Голландии и Германии. Это вопрос некой общей культуры. Туполев говорил: «Некрасивый самолет не полетит». Красота продукта является, с одной стороны, побочным эффектом работы над ним, а с другой — критерием его правильности. Но иногда заказчику кажется, что или он сам этого не понимает, или его потенциальные клиенты могут не понять, и пытается добавить каких-то фишек: более разнообразные фасады или какие-то яркие элементы. Но это просто маркетинг. Заказчик боится, что сама по себе функциональная вещь недостаточно привлекательна в силу особенностей потребителя».
изображения via ArchDaily, Natalie Behring/Flickr
Комментарии
Подписаться