Views Comments Previous Next Search
Как люди строили идеальное общество, 
и что у них получилось — Списки на Look At Me

СпискиКак люди строили идеальное общество,
и что у них получилось

Чем закончились попытки создать утопию

Многие философы, политические реформаторы и художники провели годы в раздумьях над идеалом человеческой коммуны. Одни (как, например, Уэллс и Хаксли) помещали героев своих романов в утопии, другие же (Платон, Мор и Бэкон) не стеснялись в своих трудах сравнивать идеалы государственного устройства с тем, что творилось вокруг на самом деле. Но некоторые смелые идеалисты выходили за пределы теории и пробовали создать действительно новые гражданские сообщества. Look At Me собрал 10 примеров того, как люди пытались создать утопию на Земле.

 

Шейкеры

Как люди строили идеальное общество, 
и что у них получилось. Изображение № 2.

↑ Одна из коммун шейкеров в 1882 году

История появления

В английском Манчестере в 1747 году была основана религиозная секта Объединение верующих во второе пришествие Христа. Когда в 1774-м внутри сообщества произошёл раскол, одна из настоятельниц, Матерь Энн Ли, собрала верных последователей и вместе с ними отправилась искать новый дом в США, где они общими усилиями основали сельскохозяйственную коммуну.

Идея коммуны

Шейкеры исходили из христианских убеждений взаимной любви, всепрощения и безвозмездности труда, делили друг с другом абсолютно всё имущество — от урожая до крова. Члены секты практиковали безбрачие и полностью отрицали необходимость деторождения, помня о непорочном зачатии Иисуса. Поэтому потребность коммуны в людях восполнялась исключительно за счёт привлечения новых адептов из окрестностей и усыновления бездомных детей.

Шейкеры расселялись по домам в соответствии с половой принадлежностью и называли себя не иначе как братьями и сёстрами. Досуг жители общины проводили в общении, молитвах и танцах, настолько необузданных и странных на вид (все дружно тряслись и прыгали в кругу), что именно из-за них и получили своё название (to shake — трясти, с англ.). Кроме того, популярность получила и деревянная мебель ручной работы, которую шейкеры обменивали в близлежащих поселениях на необходимые товары.

Чем кончилось

Просуществовав достаточно долго, шейкеры, однако, со временем растворились в массе жителей США: молодые члены постепенно сбегали из коммун в поисках счастья в большие города, а прироста не наблюдалось. К началу ХХ века из 19 наиболее крупных общин большинство просто перестало существовать.
Но даже сейчас известно как минимум одно поселение шейкеров в штате Мэн, в котором сектанты продолжают жить согласно вековым традициям.

 

Ферма у ручья

Как люди строили идеальное общество, 
и что у них получилось. Изображение № 3.

↑ Центральный дом Фермы сегодня

История появления

В 1841 году Джордж и София Рипли, семья американских социалистов, задумали эксперимент по созданию микросообщества, для чего арендовали недалеко от Бостона 200 акров земли. Здесь вместе с другой, схожей во взглядах семьёй они построили несколько домов, ферму и возвели участки под посевы. А затем распространили молву о своём чистом деревенском уголке по округе, привлекая новых жителей в общину.

Идея коммуны

Рипли целиком и полностью поддерживали фурьеризм — зародившуюся в XVIII веке во Франции социально-политическую мысль о том, что небольшие, хорошо организованные и независимые от традиционного капиталистического общества коммуны смогут посодействовать своим гражданам в развитии личных талантов и профессиональных навыков. В Европе описанная Чарльзом Фурьером идея в своё время была принята в штыки, но в свободолюбивой Америке она многим пришлась по вкусу.

Каждый член Фермы получал социальные удобства в виде бесплатного образования в местной школе, жилья и еды, а взамен работал на благо коммуны на мануфактуре или в поле. Помимо работы, в приоритетах жителей были научные и культурные исследования, которые должны были позже принести пользу всему человечеству.

Чем кончилось

Ферма процветала всего шесть лет. Сообщество развалилось из-за внутренних распрей между молодыми и взрослыми жителями, так как именно юным членам общины поручали самые сложные и не самые интересные дела. Они, в основном, чистили конюшни, убирали за скотом и чинили дороги — и всё вместо обещанного совместного строительства светлого будущего. Люди стали покидать коммуну, а позже вспышка оспы окончательно погубила Ферму.

 

Фруктовый край

Как люди строили идеальное общество, 
и что у них получилось. Изображение № 4.

↑ Фруктовый край сегодня — национальный музей

История появления

Пока ещё Ферма у ручья пользовалась популярностью, её посетили два друга и единомышленника — Бронсон Алкот и Чарльз Лэйн, которые нашли сообщество слишком мирским и обычным для их чуть более широких (и жёстких) взглядов. В какой-то мере вдохновившись опытом соседей, они решили создать собственную коммуну и сделали это в том же штате Массачусетс в 1843-м.

Идея коммуны

В отличие от французских социалистических идеалов, воплощённых в Ферме, в основу жизни Фруктового края Алкот и Лэйн поставили реформистскую британскую модель, полностью отрицающую право частной собственности. Они подкрепили её идеей свободной любви и прогрессивного веганства. Первым поселенцам, насчитывавшим едва ли больше десятка взрослых и ещё меньше детей, пришлось существовать в условиях тотальных запретов. Нельзя было употреблять в пищу мясо животных или использовать их продукты, такие как молоко, мёд, шерсть и даже навоз. Скот запретили впрягать в телеги, а землю нельзя было распахивать, чтобы не нарушать спокойную жизнь микроорганизмов. Свечи и факелы изымались, пить разрешалось только воду.

Чем кончилось

Спустя недолгое время члены коммуны стали понимать, что условия слишком жёсткие и при этом подавляют всё то духовное, что утописты старались развить в себе и своих соседях. Не хватало еды, а питание только фруктами и некоторыми злаками довели жителей до истощения и безумия. Разногласия между основателями, один из которых, Бронсон, хотел также ввести и целибат, только усугубили трудности. В январе 1844 года Фруктовый край окончательно увял.

 

Фаланстер в Скаянах

Как люди строили идеальное общество, 
и что у них получилось. Изображение № 5.

↑ Так должен был выглядеть фаланстер по представлениям Фурьера

История появления

Идеи Фурьера вдохновляли не только американских, но и восточноевропейских идеалистов. Так, румынский князь Теодор Диаман и ещё несколько единомышленников, вернувшись из Франции в Валлахию, решили организовать социалистическую микрокоммуну в городе Скаяны. В конце 1835 года они арендовали проданную за долги усадьбу и переделали её в фаланстер — разработанный Фурьером специально для нужд утопии тип особняка-фермы.

Идея коммуны

Маленькую сельскохозяйственную коммуну утописты населили сначала освобождёнными из рабства цыганами, а позже подселили к ним ещё нескольких местных жителей. В сообществе снизили количество дневных рабочих часов, но отменили выходные. Это тем не менее не помешало людям спокойно заниматься работой и производить товары на обмен. Сколько произведённых продуктов достанется каждому из жителей коммуны, зависело от индивидуальных результатов работников, а все прочие вопросы решали на общем сходе. Жителям коммуны разрешали вступать в связи и заводить детей, но как-то иначе расширять фаланстер создатели не намеревались.

Чем кончилось

В августе 1936-го заинтересованные слухами вокруг сообщества местные власти посетили его. Увидев перед собой странно одетых и молчаливых мужчин и женщин, живущих двумя дюжинами под одной крышей, члены администрации решили, что это бордель. Позже им пояснили, что это социалистический эксперимент, что только усугубило ситуацию: люди боялись привлечь коммунистов в страну. Коммуну закрыли, а инвесторы ещё некоторое время судились друг с другом из-за потраченных средств.

 

Коммуна Пуллмана

Как люди строили идеальное общество, 
и что у них получилось. Изображение № 6.

↑ Центральная улица Пуллмана

История появления

Джордж Пуллман, невероятно богатый по меркам тех времён промышленник, строивший вагоны для железной дороги, решил провести социальный эксперимент, чтобы доказать состоятельность капитализма как идеи, позволяющей человеку объединить материальные и духовные ценности воедино. В 1880 году недалеко от Чикаго на деньги Пуллмана и ещё нескольких инвесторов заложили строительство небольшого промышленного городка, который и стал коммуной.

Идея коммуны

Идея была проста, идеалистична и в то же время тщеславна. Городок населяли только рабочие и управляющие, которые вместе производили на местных заводах Пуллмана продукцию, получали деньги и тратили их в принадлежащих основателю магазинах, развлекательных заведениях и платили ими за жильё. Все работники получали две зарплаты, одна из которых шла на уплату ренты и налогов, а вторая оставалась на нужды. По расчётам собственников, ежегодно город должен был приносить не меньше 7 % прибыли.

Хотя коммуна и называлась на бумаге утопией, она имела очень жёсткую классовую иерархию: в число менеджеров рабочие войти не могли, зато внутри своего слоя делились на квалифицированных работников, живущих в лучших условиях, и на неквалифицированных, обитающих в многоквартирных и небогатых домах.

Чем кончилось

Так как в строительство и развитие коммуны, обладавшей даже собственной канализационной системой, вложили очень большие деньги, их требовалось отбить обратно. Пуллман не терпел медлительность и проявлял в своём контроле над коммуной чрезмерную жадность. Рента росла, при этом зарплата работников не увеличивалась. Недовольство жителей росло и особенно разгорелось на фоне промышленного кризиса в 1896 году. Забастовки на фабриках вылились в столкновения со служителями правопорядка. После этих событий инвесторы и чикагские власти стали судиться с собственником, что привело его к проблемам со здоровьем и затем к кончине. Сообщество, названное когда-то «совершенным городом на Земле», признали не самым удачным экспериментом и превратили в обычный пригород.

 

Новая Австралия

Как люди строили идеальное общество, 
и что у них получилось. Изображение № 7.

↑ Поселенцы Новой Австралии в 1893 году

История появления

Ярый социалист, расист и профсоюзный деятель Уильям Лэйн организовал в 1892 году Новое австралийское движение, защищавшее интересы простых рабочих. Не всем членам партии нравились довольно жёсткие взгляды Лэйна, и, когда нарастающие распри внутри группы уже предвещали раскол, австралиец вместе с группой последователей отправились на поиски новой жизни — в Парагвай.

Идея коммуны

Новая Австралия была социалистической коммуной и держалась, соответственно, на идеях отсутствия частной собственности и равном разделении труда. Здесь Лэйну удалось претворить в жизнь именно те взгляды, которые вызывали в Австралии возмущение. Социалист позволял селиться в своей коммуне только белым англоговорящим людям, ко всем семьям применялись нормы единобрачия (один супруг на всю жизнь). Кроме того, запрещалось употреблять любые спиртные напитки: алкоголь развращает человека и мешает работе, потому путь настоящего австралийца — трезвенность.

Чем кончилось

Хотя жители и приняли с радостью идеи Лэйна, но управленцем, пускай и номинальным, они считали его довольно негодным. Внутри коммуны вспыхивали конфликты, а в 1894 году основатель не выдержал и вновь вместе с семьёй и сторонниками сбежал создавать новое поселение. Постепенно обе коммуны влились в нарастающую жизнь всего Парагвая и перестали восприниматься людьми как утопический эксперимент.

 

Общий дом

Как люди строили идеальное общество, 
и что у них получилось. Изображение № 8.

↑ Архивная фотография гавани Общего дома

История появления

В 1896-м в США бушевал экономический кризис, люди разочаровывались в капитализме и искали выход в духовной и материальной свободе. Трое друзей, Джордж Аллен, Би Одилл и Оливер Верити, отправились в штат Вашингтон, где арендовали землю на берегу океана. Вместе с семьями они построили дома и занялись хозяйством, а позже к ним присоединились знакомые, которые сообща выкупили часть земель и создали Ассоциацию общего дома.

Идея коммуны

Купить участок земли в коммуне и стать её полноправным членом было довольно просто, если ты соглашался с главным правилом — «никаких правил». Анархическая коммуна исключала какое-либо управление и такие властные институты, как церковь, полиция или мэрия. Люди совместно работали, любили и развлекались и своим образом жизни напоминали эпоху рок-н-ролльных 60-х. Идея свободы, однако, привлекла не только жаждущих покоя, но и нудистов, избегающих общественного влияния вольнодумцев, коммунистов, фуд-фетишистов и первых феминисток.

Чем кончилось

Общий Дом славился полной вседозволенностью на всю округу, поэтому даже некоторые радикальные анархисты искали тут убежище и тем самым привлекали внимание властей, особенно пристальное после убийства президента МакКинли. Но не это погубило общину. Разлом произошёл, когда Ассоциация разделилась на два лагеря: противников и защитников нудистских купаний. Доходило до крупных ссор, часть нудистов какой-то момент подверглась арестам, а после был заточен в тюрьму защищавший нудизм редактор местной газеты. Ассоциация окончательно пришла в упадок, и идея Дома как места полного безвластия к 1919 году выдохлась.

 

Деревня Арден

Как люди строили идеальное общество, 
и что у них получилось. Изображение № 9.

↑ Центральный торговый дом Ардена

История появления

Известная коммуна ремёсел и искусств, деревня Арден, была задумана как уникальный арт-проект скульптором Фрэнком Стивенсом и архитектором Уиллом Прайсом. В попытке уйти от навязываемых творческим людям правил капитализма они арендовали земли в Делавэре в самом начале ХХ века и попробовали развить здесь экономические принципы джорджизма.

Идея коммуны

Джорджизм подчёркивает, что, хотя каждый полностью владеет созданным им продуктом, природные блага (земля и её ресурсы) принадлежат в равной мере всему человечеству. Поэтому вводился так называемый «единый налог на землю», который освобождал жителей от излишних налогов и восполнял казну за счёт личных инвестиций каждого.

Не менее близкими основателям Ардена были и мысли Морриса, утверждавшего мысль о благе и свободе сельской жизни и независимого ни от кого труда. Эти две оригинальные задумки быстро начали привлекать в деревню новых жителей, которые вначале проводили здесь летние отпуска. Позже ардениты, состоящие преимущественно из музыкантов, художников, самобытных философов, оценили все преимущества места и решили развить его до полноценной автономной коммуны. Появилась внутренняя экономика, основанная на продаже ремесленных изделий через местный магазин.

Чем кончилось

Деревня стала своеобразным уголком счастья, а из-за отсутствия давления со стороны основателей конфликты избегались вовсе. Арден постепенно прославился туристическим местечком из-за своей уникальной архитектуры в духе традиционного английского Средневековья, даже шекспировского. Коммуна дожила до наших дней, сейчас насчитывает около четырёхсот жителей и является национальной достопримечательностью США.

 

Джонстаун

Как люди строили идеальное общество, 
и что у них получилось. Изображение № 10.

↑ Жители Джонстауна до трагедии

История появления

Тщеславный и радикальный священнослужитель Джим Джонс проповедовал так называемый апостольский социализм, в котором признавалось равенство рас, полов и народов перед Богом. Основанная им религиозная община «Храм Народов» первоначально набрала популярность в штате Индиана в 1950-х, а позже переместилась в Калифорнию. Хотя Джонс имел большую поддержку в правительственных кругах, на него оказывали давление из-за навязываемого уравнивания в правах темнокожих и белых. В 1974-м совместно с 900 последователями пастор арендовал небольшой участок земли в Гвиане и основал Джонстаун.

Идея коммуны

Это была классическая сельскохозяйственная христианская община, объединившая людей в труде и молитвах. И прежде чем Джонс переехал сюда из Калифорнии, где улаживал свои дела, Джонстаун считался идеальным местом равенства и благополучия. Но пастор насильно менял отношение к устоям общины и стал яро проповедовать, как отмечали современники, идеи социализма и коммунизма. Ходили слухи, что в деревне непокорных принуждали к миру наркотиками и пытками. Действовал и культ Джонса, которого называли не иначе как «Отцом».

Чем кончилось

В 1978-м община привлекала внимание социально-политических организаций, защищающих частные права американцев. Один крупный скандал возник во время посещения Джонстауна американским конгрессменом Лео Райаном, а через пару дней закончился убийством делегатов в аэропорту. Тем же днём отец-основатель Джонс убедил жителей общины совершить акт массового самоубийства, мотивировав это тем, что после убийства политика их идеальную жизнь будут постоянно нарушать. Практически все жители (более 900 человек) отравились ядом.

 

Даманхур

Как люди строили идеальное общество, 
и что у них получилось. Изображение № 11.

↑ Один из подземных залов Даманхура

История появления

Уставшие от современности, два десятка паломников во главе с Оберто Ойроди основали в Северной Италии религиозную экодеревню и назвали её Даманхур в честь одноимённого древнего египетского города, где прославляли бога Гора.

Идея коммуны

Даманхурцы сформировали свои взгляды, взяв лучшее от учений нью-эйдж и современного язычества. Они начали практиковать медитацию, йогу и самопросвещение и верили в реинкарнацию каждого человека. Коммуна прославилась тем, что её жители специально для уединения в духовных практиках строили глубоко под землёй так называемые Храмы Человечества, некоторые из них находились на глубине в сто футов. Даманхур даже имел собственную валюту — кредиты — и конституцию. Её они разделили по четырём направлениям: Школа Медитации, Школа Социализации, Игра (жизнь как забава в постоянно меняющихся условиях) и Текнаркатия с практикой внутреннего самосовершенствования в основе.

Чем кончилось

Коммуна превратилась своего рода в школу с несколькими уровнями для туристов-участников, которые постигали практики и жили на территории Даманхура. Сейчас Даманхур имеет несколько схожих по функциям центров по всему миру.

изображения via: Courtesy State Library of New South Wales,  Harbor History Museum

Рассказать друзьям
9 комментариевпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются