СпискиКак объяснить детям современное искусство
Просто о Кандинском и Ле Корбюзье
Текст
Сергей Бабкин
Базовое гуманитарное образование в России устроено таким образом, что дети и подростки часто оказываются не готовы к встрече с современным искусством, несмотря на непосредственность восприятия. Look At Me предлагает несколько книг, игр и фильмов, которые могут помочь объяснить, чем занимается искусство нашего времени, — как ребёнку, так и взрослому.
Архитектура
Как рассказать об истории архитектуры
Ребёнку (да и вообще любому несведущему человеку) бывает сложно объяснить, в чём прелесть стеклянных и бетонных коробок, построенных великими архитекторами-модернистами, как и то, почему с первого взгляда безвкусные постмодернистские постройки — важный этап в развитии современной архитектуры. Книги преподавателя Школы изящных искусств во французском Ле-Мане Дидье Корния справляются с этой задачей с помощью немного наивных (и от этого очаровательных) иллюстраций с самыми заметными зданиями XX и XXI веков. Среди них работы Ле Корбюзье, Людвига Миса ван дер Роэ, Сигеру Бана, Рема Колхаса, в общем — хрестоматия современной архитектуры.
Как показать основы конструкции
Французский философ Ролан Барт писал, что единственная достойная детская игрушка — это конструктор. С его помощью ребёнок создаёт вещи, у которых нет образцов в реальном мире, и чем проще детали конструктора, тем лучше: только в этом случае ребёнок становится творцом, а не подражателем. Хотя архитектурная серия LEGO предлагает создавать модели-копии известных построек (среди них есть вилла «Савой» Ле Корбюзье и Дом над водопадом Фрэнка Ллойда Райта, на творчество которого, в свою очередь, повлияли деревянные конструкторы фирмы Foebel), универсальность деталей, из которых создаются модернистские здания, позволяет собирать любые конструкции. А с помощью наборов Arckit можно делать модели практически любых зданий: системы креплений в них отличаются от тех, что используют в LEGO, благодаря чему можно работать с тонкими панелями, которые подражают разным материалам.
Изобразительное искусство
Сам себе Кандинский
В России многие с трудом воспринимают не только актуальное искусство, но даже работы столетней давности, в том числе абстрактные картины. Издательство Центра Жоржа Помпиду выпустило книгу с наклейками «Сам себе Кандинский», которая поможет показать, что создать гармоничное абстрактное произведение немногим проще фигуративного. В книге есть несколько разворотов с фонами, напоминающими «задние планы» композиций Василия Кандинского, и пара страниц с наклейками, которые повторяют часто встречающиеся у великого абстракциониста фигуры. Получился полезный инструмент, который развивает чувство композиции, тектоники и гармоничного сочетания цветов.
Как объяснить модернистскую скульптуру
Классическая скульптура, подражающая реальности, — доступный вид искусства (потому что во многом не отличается от лепки из пластилина), как и постмодернистская: сложно не оценить яркие произведения Джеффа Кунса и Чарльза Рея. А вот с восприятием модернистской скульптуры возникают те же проблемы, что и в случае с абстрактной живописью. Показать, что интересного в работе с простыми формами, можно с помощью набора для создания кинетической скульптуры, напоминающей «мобили» Александра Колдера. Как и работы американского скульптора, эта модель основана на гармоническом взаимодействии масс, объёмов и окружающей среды в лице потоков воздуха, которые приводят конструкцию в движение.
Как объяснить детям поп-арт
Эстетика поп-арта — это не только уже далёкие от нашей реальности изображения банок супа «Кэмпбелл» Энди Уорхола или американских кухонь Тома Весселмана. Самый доступный современный поп-арт происходит из Азии, которая последнее время поставляет на Запад самые интересные и необычные образцы массовой культуры. Японский художник-суперзвезда Такаси Мураками решил объяснить детям, что поп-арт — это настоящее искусство, с помощью фильма «Глаза медузы». В нём главный герой — школьник, обнаруживший, что фантастические звери-помощники, которые в реальности фильма есть у каждого ребёнка, на самом деле часть глобального технологического заговора. Фильм интересен не только элегантным внедрением поп-эстетики в детское сознание, но и своей философией: технология в нём не всегда несёт с собой благо, а неудача объясняется как обычный факт повседневной жизни — редкий образ в обществе, которое уважает только успех.
Кино
Казалось бы, кино — самое доступное из искусств. Чтобы понимать его на базовом уровне, достаточно иметь немного жизненного опыта. Иначе говоря, его поймёт и ребёнок. Правда, чем взрослее он становится, тем более сложные вещи он начинает осознавать. И не только о реальности, которую изображает кино, но и о самом медиуме. Тогда почему бы ему не подготовиться к встрече со сложными фильмами с помощью доступных работ хороших режиссёров, одновременно увлекательных и необычно сделанных?!
«Бесподобный мистер Фокс»
Уэса Андерсона
Fantastic Mr. Fox
2009 год
Мы выбрали «Бесподобного мистера Фокса» не потому, что это мультфильм, а потому, что его снял Уэс Андерсон. Его фильмы — безболезненный первый шаг на территорию некоммерческого кино. Они прекрасно написаны: запутанный, но от того не менее ясный сюжет всегда увлекателен, и к тому же у Андерсона отличное чувство юмора. С помощью его фильмов можно легко понять, в чём заключается труд режиссёра, который Андерсон всегда выставляет напоказ, когда создаёт изощрённые мизансцены. В них каждый герой или объект находится на идеально подобранном месте. Стоит немного что-нибудь сдвинуть, и баланс кадра будет нарушен. И хотя Андерсон может создать уникальный мир из любой исторической эпохи и географической области, «Бесподобный мистер Фокс» самым доступным образом раскрывает его талант. Созданный на основе сказки Роальда Даля, в нужных местах весёлый, грустный или циничный, этот фильм в непринуждённой манере рассказывает об основной проблеме почти всего творчества режиссёра — семье как сообществе очень разных, но всё равно любящих друг друга людей — без травматического надрыва, как в «Семейке Тененбаум», или подозрительной амбивалентности, как в «Поезде на Дарджилинг».
«400 ударов» Франсуа Трюффо
Les Quatre Cent Coups
1959 год
Современным зрителям сложно понять значение фильмов, снятых режиссёрами французской «новой волны», потому что они так повлияли на мировое кино, что без них сейчас бы ни один фильм не выглядел так, как мы привыкли. Поэтому непонятно, что такого особенного в фильмах Трюффо, Годара или Ромера. И всё-таки это не унылые работы, смотреть которые интересно только занудам-киноведам, а вполне доступные, увлекательные фильмы, по которым видно, что их авторы были мастерами своего дела. Один из первых фильмов «новой волны», «400 ударов» Франсуа Трюффо, — хороший пример, показывающий, как вообще работает современное кино. История нерадивого школьника и его отношений с безразличными родителями спустя десятилетия разошлась на цитаты и повлияла на всевозможные направления в кинематографе. Это отличная картина, показывающая, что такое хороший вкус в кино и как сделаны фильмы, в которых нет ничего лишнего.
«Зази в метро» Луи Маля
Zazie dans le Métro
1960 год
В рамках французской «новой волны» появился ещё один идеальный «детский» фильм, который сложнее, чем кажется сначала. «Зази в метро» Луи Маля — безумная комедия о провинциальной девочке, которая приехала в Париж к родственникам, но её мечта покататься на метро не может исполниться из-за забастовки. Персонажи, как сумасшедшие, хаотично передвигаются по городу, их эмоции доведены до грани безумия, а ситуации, в которые они попадают, находятся за пределами логики. Юмор «Зази в метро» настолько абсурден, что кажется, будто даже небольшое усложнение ситуации переведёт его в клиническую плоскость. Этот фильм отлично доказывает: смешным может быть почти что угодно, не существует никаких формул юмора. Заодно из него можно многое узнать о том, как искажается реальность, когда её снимают на камеру, а потом ещё и мастерски монтируют, и что фантастический мир может легко оказаться совсем рядом.
«Звери дикого юга» Бена Зайтлина
Beasts of the Southern Wild
2012 год
«Звери дикого юга» Бена Зайтлина совсем не похоже на то, что обычно имеют в виду, говоря об американском инди-кино. Это не тихая грустная комедия, какими мы обычно привыкли видеть фильмы этого направления, а изобретательная антиутопия. Хотя формально её основная тема — то, как люди становятся изгоями на собственной планете после того, как они же вызвали глобальные проблемы, картина каждым своим кадром способна вызвать искреннее счастье. Это своего рода «Зази в метро» эпохи глобального потепления, когда главным благом считается устойчивое потребление, а его пророк — ребёнок, благодаря своей непосредственности живущий в гармонии с окружающим миром. Ребёнку важно посмотреть этот фильм не только из-за его гуманистического и экологического посыла, но и чтобы понять, как небольшими средствами можно создать на экране целый новый мир. Крупные планы делают из обычных свиней мифических существ из древнего мира, хорошо написанные ситуации превращают медработников в цепных псов тоталитарного общества, а практически незаметные фантастические детали заставляют поверить, что небольшая деревня на юге США — утопический идеал человеческого сообщества.
«Искусственный разум» Стивена Спилберга
A.I. Artificial Intelligence
2001 год
Голливудское кино — важный этап в становлении кинематографического вкуса. Клише и конвенции, которые используются в массовом кино, могут выглядеть достойно, если они попадают в руки мастера. Фильм Стивена Спилберга по сценарию Стэнли Кубрика — прекрасный пример такой работы. Он смотрится как обычная фантастика, в которой голливудские актёры играют так, как обычно играют голливудские актёры, а будущее выглядит примерно так, как оно всегда выглядит в коммерческом кино. Но его нестандартный взгляд, как на этические проблемы искусственного разума и человечности, так и на использование кинематографических конвенций, делает его одним из лучших (и в то же время доступных) образцов коммерческой кинопродукции.
Комментарии
Подписаться