Списки8 торговых марок, которые отрицают здравый смысл
Как корпорации крадут слова, числа и болезни
Текст
Сергей Бабкин
Торговая марка — одно из самых скандальных и неясных понятий в современном авторском праве. Часто крупные компании присваивают самые распространённые и универсальные слова и вступают в настоящие юридические битвы за право использовать их. Look At Me рассказывает о нескольких случаях, которые показывают, что понятие «торговая марка» часто оказывается абсурдным.
Торговая марка — это вид интеллектуальной собственности, который обозначает владельца того или иного понятия и даёт ему эксклюзивное право использовать это слово в какой-то сфере деятельности.
Почему вы не имеете права
на слово «Годзилла»
Первый японский фильм о Годзилле появился в 1954 году, и с тех пор образ агрессивного гигантского ящера вошёл в канон мирового кинематографа. Но права на его использование принадлежат одной компании, японской Toho, и её юристы истово защищают интеллектуальную собственность работодателя. Любое использование названия монстра или его внешности может привести к суду. Так, юристы Toho запретили производителю вина Adler Fels Winery наклеивать на бутылки изображение Годзиллы с бокалом каберне и попросили поменять название марки вина Cabzilla на что-нибудь другое. А в 2008 году предписание изменить название и адрес своего сайта получила рок-группа из Аризоны Asshole Godzilla. Многие противники такой агрессивной политики отмечали, что Годзилла — это всего лишь динозавр, образ реально существовавшего животного, которое не может никому принадлежать. Но в Toho отвечали, что мускулистые лапы, антропоморфный торс и огненное дыхание очевидно указывают на то, что Годзилла — это вымышленный герой.
Как Microsoft и Apple спорили
о магазине приложений
Два технологических гиганта конкурируют друг с другом и в сфере интеллектуальной собственности, а спор по поводу названия магазина приложений App Store превратился в настоящую битву юристов и лингвистов. Запуск App Store именно под таким названием разозлил Microsoft, которая подала протест против заявки на торговую марку. Она объяснила это тем, что app store, или «магазин приложений», — естественное и универсальное понятие, и его просто неприлично присваивать. Apple ответила, что app store — не более универсальное понятие, чем windows, которым Microsoft владеет в качестве торговой марки. Microsoft также обвинили в том, что её эксперты неверно проанализировали, как клиенты воспринимают понятие app store: в Apple заявили, что их конкурент изучал восприятие слов app и store отдельно, а не единого понятия app store, что могло изменить мнение потребителей. В ответ эксперты-лингвисты из Microsoft отметили, что в Apple не понимают, что значит «универсальность», и предложили сравнить понятия app store и grocery store (продуктовый магазин), чтобы убедиться, что они в чём-то синонимичны. В то же время если сравнить понятия windows и «операционная система», то становится понятно, что второе шире, чем первое, а значит, они не действуют как синонимы. Конфликт достиг такой степени абсурдности, что быстро сошёл на нет, но в 2014 году Apple подала в суд на Amazon, которая запустила свой Appstore.
Почему iPhone не всегда означает Apple
В декабре 2012 года бразильская компания Gradiente выпустила новый смартфон на основе операционной системы Android. Он стоил около $ 300 и назывался iPhone. Конечно, Apple поспешила подать в суд на южноамериканскую компанию, чтобы защитить право на использование торговой марки. Процесс длился пару месяцев, и Apple проиграла его: оказалось, что Gradiente подала заявку на марку iphone ещё в 2000 году, а Apple сделала то же самое только 6 лет спустя, и бразильские административные органы отказали в регистрации технологическому гиганту. Американской компании разрешили продавать свои смартфоны на бразильском рынке под привычным названием, но при этом Gradiente имеет право в любой момент потребовать эксклюзивности использования торговой марки. Иронично, что Foxxcon производит некоторые комплектующие для «настоящего» iPhone на заводах в Бразилии.
Кто владеет цветом маджента
Использование цвета маджента, который ещё иногда называют «фуксией», на самом деле ограничено европейским законодательством об интеллектуальной собственности. Дело в том, что мобильный оператор T-mobile, один из крупнейших на континенте, зарегистрировал мадженту как торговую марку. Теперь использовать этот цвет в любом информационном материале на тему телекоммуникаций имеет право только эта компания. Правда, эксперты говорят, что это действие T-mobile, по сути, ничего не означает. Оператору будет сложно защитить свою интеллектуальную собственность, потому что законы точно не определяют названия цветов и их характеристики. То есть можно всегда сказать, что вы использовали не мадженту, а какой-то другой цвет, который на неё просто очень похож.
Как присвоить себе название психологического расстройства
Использование электрических автомобилей привело к появлению нового психологического расстройства, которое в английском языке называется range anxiety (на русский его можно перевести как «беспокойство о расстоянии поездки»). Это волнение, которое испытывает водитель электромобиля из-за того, что ему не хватит батарейки, чтобы доехать до цели путешествия. В 2010 году автомобильный гигант GM решил зарегистрировать range anxiety в качестве торговой марки. В компании поняли, что распространение электромобилей будут сопровождать публикации об их недостатках, а потому безопаснее контролировать дискурс юридически — просто сделав его собственностью. Похожим образом поступила нефтедобывающая компания BP после катастрофы на платформе Deepwater Horizon в Мексиканском заливе: она зарегистрировала несколько терминов, связанных с разливом нефти, как свои торговые марки.
Как эксклюзивно распоряжаться числами
В 2003 году американская компания по производству одежды Abercrombie & Fitch подала в суд на своего конкурента American Eagle Outfitters за то, что те использовали в некоторых предметах одежды число 22. В A&F решили, что, хотя число не зарегистрировано в качестве их торговой марки, они имеют единоличное право его использовать, потому что помещали на свою одежду уже очень долго. Естественно, иск оказался безуспешным, и единственная выгода, полученная A&F, — всеобщее внимание к себе, которого ей тогда хватало: компанию обвиняли в расовой дискриминации при приёме на работу, её футболки с карикатурами на азиатов осудили правозащитники, а до этого она проиграла несколько процессов, пытаясь обвинить в плагиате всё ту же American Eagle Outfitters.
Как FKA Twigs борется за свой псевдоним
Раньше британская певица FKA Twigs называла себя просто Twigs, и впервые её заметили именно под таким псевдонимом. Но, после того как она начала набирать популярность, группа Twigs из Чикаго, которая состоит из двух сестёр, подала на неё в суд за нарушение правил использования торговой марки. Сестёр не удовлетворило предложение отозвать иск за компенсацию в $ 15 000, и Twigs стала FKA Twigs. Несмотря на то что, по словам самой певицы, FKA — ничего не значащий набор букв, его стали воспринимать как аббревиатуру formerly known as, то есть «ранее известная как». Сёстры из Twigs решили, что и этот псевдоним нарушает их права на интеллектуальную собственность, и вновь требуют от FKA Twigs поменять имя. Правда, недавно суд отказал им в удовлетворении иска, но Twigs сохранили за собой право на ещё одну попытку. Адвокат FKA Twigs в суде привёл примеры групп, которые меняли названия из-за конфликтов вокруг интеллектуальных прав: так, Dinosaur превратились в Dinosaur Jr., а Blink стали Blink-182.
Как создатель Candy Crush Saga мешает инди-разработчикам
Компания King, которая разработала игру Candy Crush Saga, решила распространить свои права на интеллектуальную собственность настолько широко, насколько это возможно. В начале 2010-х King предъявила права на исключительное использование двух слов в качестве торговой марки: candy и saga. В итоге им удалось зарегистрировать слово candy как собственность в Европе, а в США они решили присвоить себе сочетание Candy Crusher (и таким образом ограничили в праве на название инди-игру CandySwipe, чей разработчик отправил в King злобное письмо). Если конфликт вокруг слова candy ограничился несколькими резкими репликами, то из-за saga началось судебное разбирательство. В начале 2014 года King подала заявление против того, чтобы Stoic Studios, разработчик игры о викингах The Banner Saga, регистрировал свой продукт под таким названием. Несмотря на то что, казалось бы, слово, которое означает «скандинавский эпос», и правда больше подходит для игры о северных народах, чем о конфетах, разработчик Candy Crush решил, что его идеи копируют. Stoic Studios резонно ответили, что сагу о викингах без слова «сага» они делать не могут. После нескольких выпадов друг против друга стороны пришли к разумному соглашению, что слова всё же может использовать не только King.
фотографии via LanewayFestival
Комментарии
Подписаться