СпискиКлише в оформлении книг,
которые мы не замечаем
Почему дизайнеры обложек мыслят стереотипами
Текст
Гриша Пророков
Обложки книг — одна из самых противоречивых сфер дизайна. С одной стороны, они бывают по-настоящему красивыми и оригинальными, с другой — скучными и похожими друг на друга. Всё ради того, чтобы книги лучше продавались. Look At Me собрал примеры, какими ленивыми бывают дизайнеры книжных обложек.
Символ Африки на обложках — дерево акации
Год назад в блоге Africa Is a Country, посвящённом Африке, показали, что на очень многих книгах об этом континенте размещают похожие изображения: дерево акации на фоне заходящего солнца. Чтобы продать книгу, издатели используют стереотипы: многие люди до сих пор думают об Африке как о дикой саванне из «Короля льва», континенте без современных городов и небоскрёбов. После этого в интернете начался настоящий бум: сайты от BuzzFeed до The Guardian стали искать, какие ещё клише используют в обложках книг.
Обложки с клише лучше продаются
Клише в книжных обложках в первую очередь объясняются бизнесом. Многие люди решают, какую книгу купить, прямо в магазине: поэтому обложка должна сразу показывать, в каком жанре книга и нередко — какого пола главный герой. Скажем, если на вашей обложке силуэт мужчины среди снега или тумана — всем понятно, что это какой-то детектив или остросюжетная шпионская история.
Покупатели тоже виноваты
в однообразных обложках
Непонятно, кто больше виноват в таком положении дел. Шведская писательница Марика Коббольд, например, замечает, что в однообразности книжных обложек виноваты в равной степени и издательства, и покупатели, которые раз за разом доказывают маркетологам, что обложки продают книги. Как пишет The Guardian, обложка зачастую — это инструмент продажи, а не поле для дизайнерского творчества. Иногда это приводит к специфическим клише: как в случае одного из романов Коббольд — на обложках существует образ «женщина, повернувшаяся спиной к читателям, смотрит на воду». Под обложкой, видимо, скрывается меланхоличная история любви, утраты и тоски.
Иногда дизайнеры просто
воруют идеи
Клише и стереотипы — не единственные причины повторяющихся обложек. Иногда дизайнеры обложек воруют друг у друга идеи или пытаются сбить читателей с толку. Вот три примера: обложка «The Art of Fielding» Чеда Харбаха уже стала знаковой среди книжных дизайнеров, так что сложно поверить, что обложка книги с похожим названием «The Fields» не имеет её в виду. Книга «King of Thorns», на которой даже в цитате стоит имя Джорджа Мартина, явно пытается обмануть читателя. Наконец, со «Spiderwork» произошла целая история: издательству HarperCollins так понравилась обложка книги Л. К. Райджела (он издал её самостоятельно), что они обратились к художнику, чтобы её купить. Тот отказался. Тогда они опубликовали очень похожую обложку своей книги «Bewitching»; но в итоге изменили её, чтобы избежать суда.
Даже крупные издательства пользуются фотостоками
Иногда обложки разных книг не просто похожи, а абсолютно одинаковы. Дело в том, что все издательства, даже самые крупные, используют стоковые фотографии. Так что дубли обложек неизбежны, но на самом деле это не так важно, как может показаться. Такие дубли в первую очередь находят внимательные читатели в интернете: в магазине же вряд ли кто-то заметит, что существует книга с абсолютно такой же фотографией на обложке.
Издательства любят классическую живопись
Кроме того, издатели очень любят использовать на обложках классическую живопись, чаще всего для классических же романов. Скажем, картину «Странник над морем тумана» немецкого художника-романтика XIX века Каспара Давида Фридриха часто ставят на обложки классической романтической литературы.
Бестселлеры задают моду
Время от времени тон обложкам задаёт какой-нибудь большой бестселлер. У популярной книги появляется много клонов, и обложки делают похожими, чтобы люди, которым хочется почитать что-нибудь в этом духе, купили их тоже. Например, на всех подражателях «50 оттенков серого» изображены неодушевлённые предметы — и все в одинаковом расфокусе.
Для обложек женских романов снимался один мужчина
Наконец, вспомним безвкусные обложки женских романов 80-х и 90-х годов, на которых обычно изображены мужчина и женщина в страстных объятиях. Они все так похожи по забавной причине: для многих позировал один и тот же мужчина, легендарная модель Фабио Ланцони.
фотография via Marina Porte
Комментарии
Подписаться