Списки9 непредсказуемых лидеров проката со всего мира
Забытые хиты бокс-офиса
Текст
Сергей Бабкин
Иногда лидерами проката становятся фильмы, как будто для этого не предназначенные. Так, в последние недели в топ-10 французского бокс-офиса держится фильм иранца Джафара Панахи «Такси», нелегально снятый режиссёром чуть ли не на видеокамеру. Некоторые из этих фильмов в итоге быстро забываются. Look At Me разобрался, что это за фильмы.
«Клетка для чудаков»
Франция, 1978 год
Сборы в США: $20 млн
Лидер проката в 1978 году: «Бриолин», $189 млн (в США)
Французский мюзикл «Клетка для чудаков» стал хитом в США, несмотря на совершенно неловкий сценарий и бурлескную атмосферу. Сюжет музыкального фильма из 70-х, поставленного по одноимённой пьесе Жана Пуаре, кажется, актуален и для современных США: в нём сын из семьи геев хочет жениться на дочери лидера ультраконсервативной партии, и усилия героев направлены на то, чтобы последний не узнал об ориентации родителей главного героя. Американцам пришёлся по душе смелый для тех времён сценарий, и фильм несколько лет держался на первом месте среди самых кассовых неанглоязычных картин.
«Как вода для шоколада»
Мексика, 1991 год
Cборы в США: $22 млн
Лидер проката в 1991 году: «Терминатор 2: Судный день»,
$205 млн (в США)
«Как вода для шоколада» — мексиканский фильм, душераздирающая мелодрама Альфонсо Арау, которая стала одним из лидеров мирового проката в 1991 году. Это экранизация романа Лауры Эскивель «Шоколад на крутом кипятке» о полной страданий жизни молодой женщины, которая обнаруживает сверхъестественные способности, связанные с приготовлением еды. Фильм собрал больше $20 млн только в США, был относительно успешным в других странах и обозначил пик развития слезливой мексиканской драмы.
«Почтальон»
Италия, 1994 год
Мировые сборы: $77 млн
Лидер проката 1994 года: «Форрест Гамп», $678 млн
Отправленный публикой в забвение итальянский фильм «Почтальон» в 1994 году посмотрели много зрителей по всему миру. Хотя фильм был снят на итальянские и французские деньги и играют в нём актёры из этих стран, режиссёром стал британец Майкл Рэдфорд. «Почтальон» — это ремейк чилийского фильма 1983 года, и его главный герой — реальный поэт Пабло Неруда. Правда, сюжет, основанный на знакомстве поэта с почтальоном, испытывающим тягу к стихосложению, — вымышленный. Фильм номинировали на «Оскар» в 5 номинациях, в том числе — как лучший фильм.
«Давайте потанцуем»
Япония, 1995 год
Сборы в США: $9,5 млн
Лидер проката в 1995 году: «История игрушек»,
$192 млн (в США)
«Давайте потанцуем» стал большим хитом в Японии во многом благодаря тому, что он тонко и доступно затрагивал важные для местного общества проблемы: замкнутость людей на работе, распространение депрессии и несчастливые семьи. В фильме 42-летний женатый бизнесмен начинает ходить на уроки танцев и хранит это в тайне. Там он влюбляется в другую женщину. Несмотря на стандартный для ромкома сюжет, фильм почему-то понравился романтично настроенной аудитории и в США, где собрал почти $10 млн (это довольно большая сумма для картины не на английском языке). В 2004 году в США даже сняли ремейк японской ленты с Ричардом Гиром и Сьюзен Сэрандон.
«Свадьба в сезон дождей»
Индия, 2001 год
Мировые сборы: $30 млн
Лидер проката в 2001 году: «Гарри Поттер и философский камень», $974 млн
Фильм Миры Наир в принципе знаком любителям кинематографа: в 2001 году он взял главный приз Венецианского кинофестиваля. Фестивальное признание для индийского кино — редкость, а тем более — внимание широкой публики за пределами стран, где смотрят болливудскую продукцию. Режиссёр сняла фильм во вполне западной манере: получилась добрая комедия о большой индийской семье, к тому же — со счастливым концом. А стереотипы о бомбейском кино были обыграны достаточно ловко, чтобы не отпугнуть западных зрителей.
«Честь дракона»
Таиланд, 2005 год
Мировые сборы: $27 млн
Лидер проката в 2005 году: «Звёздные войны: Эпизод III — Месть ситхов», $848 млн
Студия The Weinstein Company предвидела потенциал тайского фильма о боевых искусствах «Честь дракона» после выпуска картины о тайском боксе «Онг Бак», которая пользовалась успехом у интересующейся жанром аудитории. Оба фильма снял Прачиа Пинкаю, и в обоих сыграл Тони Джаа, ставший звездой жанра. Интересно, что перед выпуском на западные экраны Вайнштейнам пришлось радикально перемонтировать фильм, чтобы приспособить его под восприятие зрителя, для которого муай-тай — скорее экзотика.
«Под одной луной»
Мексика, 2008
Мировые сборы: $23 млн
Лидер проката в 2008 году: «Тёмный рыцарь», $1 млрд
Важные для американцев социальные проблемы часто входят в мировую повестку дня, и мексикано-американская копродукция на испанском языке «Под одной луной» это доказывает. Посвящённый достаточно локальной проблеме, нелегальной миграции мексиканских мигрантов в США и их сложному пути по горам и пустыням, фильм собрал в Америке $12 млн и ещё более $10 млн добрал в международном прокате. В почти камерной форме фильм выполнил задачу, схожую с голливудским методом: транслировать понятные и глубоко моральные идеи с помощью драматических манипуляций зрителем.
«Инструкции не прилагаются»
Мексика, 2013 год
Мировые сборы: $99 млн
Лидер проката в 2013 году: «Голодные игры: И вспыхнет пламя», $865 млн
Мексиканская комедия Эухенио Дербеса, который до того снимал только комедийные сериалы, рассчитанные на местный рынок, собрала в международном прокате почти $100 млн. Удивительное событие для 2010-х, когда в топе бокс-офиса почти всегда только высокобюджетные голливудские фильмы. Чем-то напоминающая «Где-то» Софии Копполы история отца, которого оставили наедине с дочерью, особенно пришлась по духу американцам: в США она собрала около $60 млн. Кинокритики встретили фильм более чем сдержанно.
«ПиКей»
Индия, 2014 год
Мировые сборы: $100 млн
Лидер проката 2014 года: «Американский снайпер»,
$542 млн
«ПиКей» стал самым кассовым фильмом в истории индийского кино. Хотя довольно большую часть сборов ему обеспечили зрители стран, традиционно благосклонных к Болливуду, он стал успешным продуктом и на западном кинорынке. Например, в США фильм собрал около $10 млн. Сюжет фильма — это история инопланетянина, который не может выбраться с Земли из-за кражи устройства, связывавшего его с космическим кораблём. История дружбы человечества и Другого, похоже, обречённый на успех приём в коммерческом кино — стоит вспомнить хотя бы «Инопланетянина» и «Искусственный разум» Спилберга.
Комментарии
Подписаться