Списки5 режиссёров, которые стали писателями
Как образы из кино поселились в литературе
Текст
Сергей Бабкин
Недавно в издательстве Corpus вышел перевод первого романа канадского режиссёра Дэвида Кроненберга «Употреблено». Look At Me вспоминает пятерых режиссёров, которые попробовали себя в литературе, и сравнивает сюжеты их книг и ключевых фильмов, полностью раскрывающих интересы автора.
Дэвид Кроненберг
Канадец Дэвид Кроненберг начал снимать фильмы в 1970-х. Тогда он делал боди-хорроры, часто нелепые в своём искреннем желании шокировать. Затем он перешёл к более серьёзному изучению отношений тела, массмедиа и технологии: например, в «Видеодроме», «Связанных насмерть» и «Автокатастрофе». В 2000-х он обратился к критике позднего капитализма в «Космополисе» и «Звёздной карте», а в 2014 году выпустил свой первый роман «Употреблено».
Темы: болезни, мутация тела, безумные врачи, радикальные мыслители, сексуальные девиации.
Единственная аутентичная современной
эпохе литература — это инструкция
по применению
«Употреблено»
Роман, 2014 год
Главные герои книги — журналисты-фрилансеры Натан и Наоми. Оба одержимы своими фотокамерами и вечно желают новых гаджетов. Оба отправляются на странные задания. Наоми едет в Токио, чтобы встретиться с известным французским философом, который вместе со своей женой (тоже философом) соблазнял студентов и писал неомарксистские тексты, критикующие культуру потребления. В Японию он отправился, потому что его обвинили в убийстве и поедании тела собственной жены. Натан встречается с венгерским хирургом, который фотографирует своих пациентов под анестезией. Одна из его пациенток даёт ему образец венерического вируса, который считался вымершим.
«Связанные насмерть»
Фильм, 1988 год
В конце 1980-х Кроненберг покончил с хоррорами и снял боди-триллер о двух близнецах (их сыграл Джереми Айронс), которые работали гинекологами в одной клинике и помогали женщинам решать проблему бесплодия. Оба влюбляются в одну из пациенток, обладательницу трёх маток. Один из братьев начинает употреблять прописанные ей лекарства, из-за чего у него начинаются галлюцинации о женщинах с мутировавшими половыми органами. Он находит художника, который создаёт для него странные механические инструменты для операций над мутантами.
Педро Альмодовар
Педро Альмодовар — самый известный режиссёр Испании после падения режима Франко, который в своих фильмах отразил переживания своего народа после обретения свободы от тоталитарного режима. В его фильмах всегда запутанные сюжеты, а его герои — обычно представители богемы или социального низа, запутавшиеся в собственных желаниях. Несмотря на то что его сценарии сами по себе достаточно драматичны, чтобы считаться литературными произведениями, Альмодовар в начале 1990-х выпустил сборник автобиографических рассказов.
Темы: сексуальность, желание, мадридская богема, роль женщин, странные семьи, одержимость.
Целый день я подписываю воззвания против НАТО — и в поддержку НАТО, поскольку
в таких сложных вопросах я стремлюсь
к полному равновесию
«Патти Дифуса и другие тексты»
Сборник рассказов, 1992 год
Патти Дифуса — это литературное альтер эго самого Альмодовара, порноактриса, которая живёт в Мадриде и постоянно попадает в приключения. Всё её окружение состоит из людей с разнообразными сексуальными извращениями. В своих мемуарах она описывает поиски славы и удовольствия, наполненные встречами с пугающими и одновременно комичными персонажами: наркоманами, проститутками, преступниками и местной богемой.
«За что мне это?!»
Фильм, 1984
Малоизвестный фильм Альмодовара, снятый ещё до того, как он стал международной звездой, раскрывает те же темы, какие режиссёр разрабатывал и в текстах о Дифусе. Главная героиня фильма — мать девиантного семейства Глория: один её сын торгует наркотиками, другого она продаёт стоматологу, а сама подсаживается на амфетамин. Основной сюжетный ход фильма — убийство Глорией своего мужа с помощью свиной ноги (так называемого хамона), но вокруг главной линии происходит ещё много нелепых историй.
Хармони Корин
Каждый фильм американца Хармони Корина считается культовым, и понятно почему: он легко и весело препарирует влияние современных массмедиа на молодые умы. Герои его фильмов всегда в поиске собственной идентичности, и обычно они ищут её в образах, транслируемых поп-культурой. Как известно, главный медиум постмодернизма — это текст, так что неудивительно, что сразу после своего первого фильма, «Гуммо», Корин взялся за литературу и написал роман «Катастрофа во время расовых беспорядков».
Темы: идентичность, отчуждённость, поп-культура, информационный шум, симуляция, насилие.
Гёте говорил, что молодость — это нежное яблочное повидло, намазанное на хороший чёрный хлеб возможностей
«Катастрофа во время расовых беспорядков»
Роман, 1998 год
Единственная книга Корина — это заявленный как роман набор текстов, которые описывают происходящие где-то во Флориде события вымышленной войны между расами. В ней участвуют три стороны: евреи, афроамериканцы и белые американцы. Евреи живут на деревьях, предводитель афроамериканцев — рэпер MC Hammer, а белыми управляет Vanilla Ice. В романе некоторые главы посвящены книгам: или найденным в подвале у голливудской звезды середины века Монтгомери Клифта, или из библиотеки Тупака Шакура, или состоящим из предсмертных записок самоубийц. Кстати, Флорида через 14 лет стала местом действия картины Корина «Отвязные каникулы», возможно, одного из самых важных фильмов о молодости после MTV.
«Мистер одиночество»
Фильм, 2007 год
В «Мистере одиночество» Корин выбрал схожую с его романом форму повествования: в фильме есть две не связанных друг с другом сюжетных линии. В одной из них молодой подражатель Майкла Джексона встречает в Париже двойника Мэрилин Монро, и оба отправляются в коммуну двойников, обитающих в шотландском замке. Главные герои другой линии — католические монахини, которые выживают после авиакатастрофы и таким образом открывают в себе чудесную способность прыгать без страховки с большой высоты.
Вернер Херцог
Один из классиков «нового немецкого кино» Вернер Херцог известен безумными выходками, слухами о смертях на съёмочных площадках и сложным нравом. Он снимал игровые фильмы в джунглях Амазонии (например, «Агирре, гнев божий» и «Фицкарральдо») и в Африке («Кобра Верде»), а свои документалки — в сибирской тайге, в Антарктиде и на Аляске. С такой биографией неудивительно, что его самая заметная книга, «О ходьбе во льду», — это автобиографический рассказ об очередном акте преодоления.
Темы: одержимость, одиночество гения, преодоление человеческого.
Сама правда бродит по лесам
«О ходьбе во льду»
Книга, 1980 год
В ноябре 1974 года Вернер Херцог, который тогда находился в Мюнхене, узнал, что историк кино, специалист по немецкому экспрессионизму Лотта Эйснер тяжело больна и может вскоре умереть. Тогда режиссёр пешком отправился с юга Германии в Париж, где жила Эйснер. Херцог считал её своим учителем, он был одержим идеей, что этот акт самопожертвования убережёт Лотту от скорой смерти. В книге Херцог подробно описывает своё зимнее путешествие, в которое он взял только куртку, компас и пару новых ботинок.
«Агирре, гнев божий»
Фильм, 1972 год
Тема путешествия, которое подстёгивает только одержимость полуфантастической идеей, важна почти для всех произведений Херцога. В «Агирре» группа испанских конкистадоров, которых сопровождает знатная дама, отправляется через перуанские джунгли на поиски мифического города Эльдорадо. Герои погибают один за другим, в группе происходит бунт, но главный герой, безумие которого гениально исполнил Клаус Кински, продолжает путь через мистическое пространство леса.
Итан Коэн
Братья Коэн — наверное, одни из самых любимых американских режиссёров в России. Их авторский стиль давно стал важной частью мейнстримового кино. Их многослойные сценарии многие воспринимают как метафоры: то ли современных политических событий, то ли истории вообще. Одной из главных тем для них остаётся жизнь маленького человека, который сталкивается с проблемами жизни и смерти в мистическом пространстве американской провинции. Итан Коэн, который до начала 2000-х не помогал брату в режиссуре, но участвовал в написании сценариев, выпустил сборник рассказов на похожие темы.
Темы: отчуждённость, критика американской мечты, маленький человек, природная тяга к насилию, провинция.
Но в грустном цирке, которым является наш мир, может быть, только мечты заставляют нас двигаться дальше, нелепая ложь, которую мы говорим друг другу, — романтический бальзам, которым мы лечим свои душевные раны
«Врата Эдема»
Сборник рассказов, 2008 год
Итан Коэн дебютировал в прозе только в конце 2000-х, но сюжеты его рассказов, скорее, напоминают ранние фильмы вроде «Фарго» или «Перекрёстка Миллера». Действие историй происходит на Среднем Западе — в идеальной американской провинции, где человеческие драмы разыгрываются с нелепой остротой, а каждый человек — маленький. Герои Коэна — это сходящие с ума от бытовых проблем представители среднего класса, мафиози-неудачники и запутавшиеся в собственных схемах бизнесмены.
«Перекрёсток Миллера»
Фильм, 1990 год
Этот ранний фильм снял Джоэл Коэн, а Итан помогал ему с продюсированием и созданием сценария. У фильма предельно запутанный сюжет, и попытка уследить за его развитием и отношениями между героями становится сложной задачей как для самих героев, так и для зрителей картины. Главный герой — друг участника преступной группировки этнических ирландцев, и его благие намерения и желание взять собственную жизнь и окружающий мир под контроль сталкиваются с планами других людей и приводят к череде недоразумений и смертей — как всегда у Коэнов.
Комментарии
Подписаться