Интернет8 интерактивных статей, которые меняют подход к журналистике
Эксперименты с мультимедиа и новый способ рассказывать истории
Текст
Маргарита Попова
Одно из последних достижений вечного поиска формата для длинных текстов в интернете — мультимедийные фичеры, которые не только делят текст на главы и, в некоторых случаях, выпускаются совместно с издателями электронных книг, но и активно работают с инфографикой, аудио и видео и последними достижениями веб-вёрстки. Производство некоторых таких текстов может занимать многие месяцы. Look At Me нашёл 8 интересных лонгформов в интернете и спросил у экспертов, велики ли их шансы стать будущим журналистики и стоит ли усилий их производство.
1Snow Fall
Мультимедийный проект, имя которого стало нарицательным и вызвало волну обсуждений в околожурналистских кругах — в итоге удостоившийся Пулитцеровской премии. Snow Fall — это расследование журналиста Джона Бренча, посвящённое снежной лавине в парке Tunnel Creek в Австралии. Известно, что Snow Fall готовили несколько месяцев (с привлечением некой немыслимой суммы денег), что, например, воспринял как вызов разработчик сервиса Scroll Kit, который создал точную копию Snow Fall за один час — правда, потом фичер пришлось удалить по настоянию газеты.
2Machines for Life
Pitchfork уже довольно давно разрабатывает мультимедийные фичеры для историй с обложек — например, ещё до материала о Daft Punk примерно то же, только попроще, сделали с Bat for Lashes. Фичер о Daft Punk подкупает тем, что и правда очень остроумно сделан: стоит посмотреть на превращающиеся в двоичный код буквы или вырывающиеся языки пламени, чтобы представить себе, как звучит альбом (если по какой-то причине вы его ещё не услышали).
Василий Гатов
руководитель Инновационного центра «Новые Медиатехнологии» РИА Новости
Большой формат в онлайне плохо приживается. Во-первых, объективно чтение с экрана — даже если это очень комфортный экран — не является чем-то, с чем глаза хорошо соглашаются. Во-вторых, как правило, журналистские произведения не являются полноценными, захватывающими сюжетными произведениями, которые заставляют нас читать литературу и даже нон-фикшн. Соответственно, лет 10 уже идут эксперименты в области рич-медиа, когда люди пытаются совместить несколько технологий для удобства презентации, удлинения контакта, принципиально другого качества продукта и так далее.
Такие эксперименты на моей памяти начались где-то со зрелого состояния флеша (примерно 2003 года) и продолжаются до сих пор. То, что мы видим сегодня, — это попытки освоения некого нового жанра, который как бы делает комфортным чтение большого журналистского произведения, поскольку разрезает его на несколько (иногда десятков) элементов, каждый из которых читабелен сам по себе, добавляя туда активные визуальные составные части, будь то карты, фотографии, видео или интерактивная графика, интересные интеракции и так далее.
3The Long, Strange Trip of Dock Ellis
The Long, Strange Trip of Dock Ellis — одна из историй в рамках проекта ESPN Outside the Lines, посвящённая известному игроку в бейсбол Доку Эллису. К практически обязательным для подобных фичеров видео, огромным фотографиям и интерактивной инфографике ESPN добавили и иллюстрации, и билеты на матчи, и даже коллекцию бейсбольных карточек разных лет.
4Firestorm
Недавний проект The Guardian — находящийся в смешной оппозиции со Snowfall и во многом на него похожий, только вместо снежной лавины здесь пожар в Тасмании. Один из самых скучных по исполнению (колонка текста слева пролистывается на фоне видео, фотографий или инфографики), фичер в The Guardian отличается удобной навигацией по статье — справа можно выбрать не только главу, но даже часть главы (например, только посмотреть видео).
Технологические мощности сейчас уже не сильно ограничивают вес страницы. А это значит, что у дизайнеров развязаны руки на то, чтобы делать красивые сложные вещи. Для нашего рынка все-таки еще стоит учитывать технологические ограничения, особенно если это касается массовой аудитории. Упростить это можно только условным шаблонированием таких материалов или какой-то гибкой системой конструирования. Плюс не стоит забывать про мобильные девайсы — пока у такого формата с этим есть проблемы.
По-хорошему, под такой проект журналист и дизайнер должны тесно работать в паре. В таких проектах большую часть эффекта оказывают дизайнерские решения, связанные и с типографикой, и с графическим контентом, плюс зачастую журналист должен вносить корректировки в текст. Но конечно никогда не нужно забывать, для чего это делается и какова конечная цель.
5A perfect terrorist
Фичер, демонстрирующий возможности интерактивного видео: пока Том Дженнингс рассказывает о жизни Дэвида Коулмена Хедли и его пути к терроризму, зрителю предлагают посмотреть галерею из фотографий, прочитать текст о террористических группировках или газетные вырезки о матери героя статьи.
6Into the Arctic
Into the Arctic — не совсем журналистский проект, в классическом понятии этого слова, и уж точно не просто статья, а целый сайт, созданный Greenpeace в поддержку их программы по спасению Арктики. Несмотря на пограничный характер между маркетингом и журналистикой, проект Greenpeace способен научить очень многих и умелой работе с картами, и нескучной (и фантастически красивой) подаче текста.
Василий Гатов
руководитель Инновационного центра «Новые Медиатехнологии» РИА Новости
СОЗДАНИЕ ТАКОГО РОДА ПРОДУКТОВ больше напоминает создание документального фильма, чем создание статьи или даже сложного веб-фичера, потому что здесь нужно согласовать, с одной стороны, контент, с другой стороны — процесс его программирования, оптимизация для носителей. Для этого нужен продюсер, человек с компетенциями скорее из области ТВ или кино, чем из газеты и информационного агентства.
ДАЛЬШЕ САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ — хочет ли это получать потребитель? Однозначного ответа нет, экспериментов в рамках одного издания недостаточно. Любой человек, который когда-то запускал медиапродукт, знает, что не так сложно обеспечить относительно эффектный старт. Самое сложное — второй номер. К этому моменту вкусовые предпочтения целевой аудитории определяются, но ты ещё не имеешь эффективной обратной связи на предмет того, сколько людей не согласны с твоей идеей. Соответственно, тот же Snow Fall — это история не про то, что он отдельно мог быть и быть очень успешным, а что будет со второй, третьей, четвёртой подобной историей, и с какой частотой можно себе позволить такие продукты. Здесь перед медиа стоит много больших и сложных вопросов.
7Out in the Great Alone
Ещё один проект ESPN — на этот раз в рамках Grantland. Как ни удивительно, этот фичер тоже посвящён исследованию севера и тоже тесно работает с картами — но Grantland рассказывает о собачьих бегах на край света, за которыми с воздуха наблюдал корреспондент. По мере чтения движется и условное обозначение на карте, что позволяет не только оценить маршрут участников, но и то, сколько осталось читать до конца.
Анатолий Ульянов сделал одну из первых в рунете
мультимедийных статей о перевале Дятлова
Дятлов — это долгая история. Её предваряли несколько лет исследований и написание специального движка, который позволял бы заниматься подобным форматом без привлечения дизайнеров и программистов. Мы угрохали кучу времени и бабла в технологию, которая оказалась весьма прожорливой, – ты либо продолжаешь в неё инвестировать, либо наблюдаешь, как твой звездолёт превращается в телегу. На сегодняшний день есть куча сервисов, которые позволяют тебе производить мультимедийные пространства а-ля Дятлов. Быстро и бесплатно. Быть первопроходцем, — конечно, свэг, но также – жертвоприношение.
Пространства дали Лучу важный урок, который следует усвоить всем, кто занимается нарративным контентом – либо ты создаешь истории, либо ты создаешь технологии, которые помогают рассказывать истории. Это две очень разные деятельности. И если первой можно заниматься просто будучи талантливым человеком, то вторая предполагает совершенно иные бюджеты, команды и интересы.
Сама идея пространств возникла у нас ещё в конце нулевых. Нам просто надоело переносить принципы газет и журналов в Сеть. Мы захотели делать новые медиа, используя новые возможности. Кто сказал, что «статья» должна быть просто «колбасой» текста? Кто сказал, что текст – это слова и буквы, а не, скажем, определённая последовательность фотографий, видео и вставок из Google Maps? Делая Дятлова, мы хотели не просто рассказать историю, но создать атмосферный опыт и мир, в который можно погрузиться.
Комментарии
Подписаться