Views Comments Previous Next Search
Как Госдума «закрывает» интернет — Интернет на Look At Me

ИнтернетКак Госдума «закрывает» интернет

Депутаты готовят законы против торговли, платежей и анонимности в Сети

В середине первой полноценной рабочей недели Госдума разродилась пакетом антитеррористических законопроектов, сравнимых с Патриотическим актом, принятым в США после событий 11 сентября. Кроме впечатляющего расширения полномочий ФСБ в офлайне, депутаты решили взять под жёсткий контроль российский интернет.

Если поправки примут, то интернет-ресурсы будут обязаны полгода хранить информацию «о приёме, передаче, доставке и обработке голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков или любого рода действиях, совершённых пользователями при распространении информации и/или обмене данными» каждым отдельным пользователем.

Кроме этого, все владельцы сайтов, собирающихся распространять информацию (то есть вообще все), будут обязаны уведомить Роскомнадзор о начале осуществления своей деятельности. Депутаты также не забыли добавить строчку в законе «О связи» про «порядок идентификации пользователей услуги по передаче данных и предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети „Интернет“», что даёт основания полагать, что в скором времени речь зайдёт о законодательной отмене анонимности в Сети.

В рамках усиленной борьбы с терроризмом перед Олимпиадой народные избранники предлагают ограничить возможности анонимных платежей суммой в 1000 рублей в день и 15 тысячами в месяц. Анонимные переводы из-за границы запретят фактически полностью. Как отмечают эксперты, подобные поправки ударят, скорее, не по террористическим группам, а по краудфандинговым проектам, активистам и независимым медиа, которые живут за счёт пожертвований.

 

Депутаты с прошлого года серьёзно взялись за интернет. Прошлым летом Госдума приняла законопроект, позволяющий заблокировать сайт, на котором найден пиратский контент, без суда. Всё, что нужно сделать правообладателю, — передать судебный акт в Роскомнадзор; дальше ведомство должно сообщить о жалобе провайдеру и владельцу сайта, который должен удалить спорные материалы в течение суток.

Против закона выступили не только обычные пользователи, но целые компании. К примеру, «Яндекс» даже подготовил свою версию закона, в которой учтены технические и юридические особенности регулирования интернета. Депутаты петицию отклонили, но решили внести собственные поправки. Правда, в конце декабря 2013 года Госдума ужесточила закон, добавив возможность блокировать страницы «за призывы к массовым беспорядкам…, ...участию в публичных массовых мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка». Тогда же стало известно, что чиновники собираются снизить уровень стоимости необлагаемых таможенной пошлиной интернет-покупок до 150 евро.

 

Самые масштабные краудфандинг-проекты последних лет — «Роспил», «РосЯма» и «РосЖКХ» инициированы Алексеем Навальным. Look At Me поговорил с директором Фонда борьбы с коррупцией, в состав которого входят проекты, Романом Рубановым о том, как законодательные инициативы изменят краудфандинг в России.

Как Госдума «закрывает» интернет. Изображение № 5.

Как Госдума «закрывает» интернет. Изображение № 6.

РОМАН
РУБАНОВ

Директор Фонда борьбы с коррупцией

Как данный законопроект может коснуться краудфандинг-проектов, которыми занимаетесь вы?

Если говорить глобально, цель этого проекта — помешать тем людям, которые делают что-то, что депутатам не нравится. Не столько оппозиции, а вообще всем, кто делает что-то неугодное. На нас этот закон практически никакого влияния не окажет, потому что те средства, которые мы сейчас собираем, равно как на избирательную кампанию [прошлой осенью], так и на Фонд борьбы с коррупцией, персонифицированы. Деньги, которые мы собирали на мэрскую кампанию, собирались даже по более жёстким условиям, чем то, что предлагают депутаты. Нужно было правильно заполнить назначение платежа, дату рождения и так далее. Мы собрали 103 миллиона. Сейчас депутаты пытаются бороться с нами двухлетней давности, когда мы собирали деньги на «Роспил» через «Яндекс.Деньги». Мы этот этап прошли давно.

Вы этот этап прошли, но новым независимым маленьким медиа или проектам активистов придётся с этим столкнуться.

Да, это, безусловно, всем сузит возможности для краудфандинга. Проекты, которые не публичны, смогут собирать деньги на зарубежные кошельки, типа Paypal, остальные, которые привязаны к России и имеют юридическое лицо здесь, будут сильно ограничены. 1000 рублей — сильное ограничение и мощно скажется на возможности фандрайзинга. Спонтанным проектам такой вид платежа очень помогает: возьмите наводнение в Крымске или первый митинг на проспекте Сахарова.

И опять же, если вы знаете номер «Яндекс.кошелька», вы можете через любой терминал в «Евросети» или «Связном» пополнить его несколько раз подряд на тысячу рублей. Это не четыре минуты — вставил подряд 4 купюры по 1000 рублей, — а десять минут, — вставил по купюре, нажал «Отправить».

Верите ли вы, что закон действительно направлен против террористов, или у депутатов есть какая-то другая цель?

Любому разумному человеку, на мой взгляд, должно быть понятно, что террористам как было проще перевозить чемоданами деньги, так и будет дальше. У них есть способы гораздо проще, чем переводить средства через «Яндекс.Деньги», которые все зарегистрированы на номер мобильного телефона (при заключении контракта нужно показывать паспорт), ведут различные логи и записывают все операции.

Давайте поговорим о других инициативах, о которых стало известно на днях, и об ужесточении таможенного закона, о котором стало известно ещё в прошлом году.

В начале года было внесено три законопроекта: о национальной платежной системе, об оперативно-розыскной деятельности и о регулировании интернета. По законопроекту «о связи и информации» Facebook и «ВКонтакте» должны будут отдавать информацию обо всех действиях пользователей за шесть месяцев без суда, просто по запросу спецслужб. Это, конечно, гораздо хуже закона о блокировке сайтов, который приняли летом.

Закон о таможенной стоимости идет в общей повестке, но к трем законопроектам выше он отношения не имеет. Депутаты заметили поток, который идет через интернет-торговлю, и хотят нам сказать: «Кстати, вы не забыли, что вы все обязаны страдать?». Они видят возможность пополнить бюджет таким образом, хотя на самом деле это явно не бюджет, а еще одна возможность для распила.

Вот еще на днях таможня послала DHL требование о том, чтобы адрес доставки был таким же, как адрес регистрации.

Как я понимаю, борьба за интернет идёт не только в России.

Тут есть две грани: китайский фаерволл и скандал с NSA. Система, подобная NSA, есть у нас. NSA берёт функцию разведки и сбора данных на себя, ФСБ собирается переложить это на провайдеров, при этом вкладывая большие деньги в развитие своей инфраструктуры. Если мы говорим про китайский фаерволл — у нас подобный элемент тоже есть — это закон о блокировке сайтов. В США история с NSA вызвала масштабное возмущение общества, у нас большинство пользователей рунета пока не связывают происходящее с властью. Наша задача, как Фонда борьбы с коррупцией, заключается именно в том, чтобы показать и разъяснить связь между тем, что вы идете на выборы, и тем, что происходит с интернетом.

Все ваши шесть проектов связаны с офлайновыми инициативами, с реальной жизнью. Власти плотно взялись за интернет. У вас есть идея проекта, связанного именно с интернетом?

Мы активно думаем по поводу интернет-торговли. У властей есть идея об ограничении стоимости в 150 евро, как в этих «благополучных» странах Таможенного союза, и сверху обложить покупку 30-процентной пошлиной. Мы сейчас рассматриваем, что мы можем сделать в этой области.

Я не понимаю, когда большая часть российских инвестиций уходит на Кипр — это ок, а то, что я покупаю себе галстук в британском магазине — это не ок, угроза экономике, ущерб национальным ритейлерам, запретить, ограничить, обложить 30% пошлиной, боль, тлен и пустота.

  

Рассказать друзьям
8 комментариевпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются