Views Comments Previous Next Search
Наука селфи: в чём секрет их популярности? — Интернет на Look At Me

ИнтернетНаука селфи: в чём секрет их популярности?

Экспертный взгляд на социальный феномен

Этим увлечением заняты, как может показаться, не только самовлюблённые знаменитости, но и вполне заурядные люди. Опрос блога PicMonkey предполагает, что почти половина всех взрослых жителей США хотя бы раз делали селфи. Из общего числа фотографий, например, в Instagram 3–5% можно классифицировать как селфшот. Так в чём секрет роста популярности селфи?

Наука селфи: в чём секрет их популярности?. Изображение № 2.

Наука селфи: в чём секрет их популярности?. Изображение № 3.

Наука селфи: в чём секрет их популярности?. Изображение № 4.

 

Разумеется, рост популярности селфи связан с бумом социальных медиа и мобильных технологий. Большинство смартфонов имеют фронтальные камеры, которые сделали процесс съёмки селфи простым и приятным. Но в чём глубинная причина всеобщей одержимости селфи? Во-первых, с помощью таких фотографий человек может утолить свой психологический голод в поисках самоидентификации, как в реальной жизни, так и в виртуальном пространстве. Как и многие другие усилия, прилагаемые для этого, селфшоты помогают человеку утверждать, что он есть личность, и эта привычка является частью человеческого бытия. Другими словами, если переиначить утверждение Декарта: «Я делаю селфи, следовательно, я существую». Селфи пользователя несёт месседж о том, что он живёт насыщенной, красивой социальной жизнью; редко, когда селфи делаются в несчастные моменты.

Наука селфи: в чём секрет их популярности?. Изображение № 5.

Исследователь Дженнифер Оуллетт, автор книги Me, Myself and Why: Searching for the Science of Self говорит: «Ваша страница в „Фейсбуке“, например, является одним гигантским заявлением о самоидентичности. Это именно то, как вы хотите, чтобы вас воспринимали. Если выражаться более вычурно, это одна из форм вашего личного перформанса... Я думаю, что селфи — это, безусловно, способ сказать „Вот он я“. Также это своего рода зеркало, к которому люди обращаются для тех же целей».

 

  

 

Чересчур активный обмен селфи может привести к уменьшению близости среди друзей и романтических партнёров

 

  

 

 

Как объясняет Оуллетт, у всех нас есть необходимость в документальном подтверждении того, что мы есть те, кто есть, в контексте окружающего нас мира. По тем же причинам мы окружаем себя различными «тотемами» — фотографиями на прикроватном столике, сувенирами из поездок или постерами любимого фильма. Все эти вещи соединяют наш внутренний мир с внешним.

Кроме того, селфи стали новой формой общения. В этом смысле фотографии могут развивать возможности социального диалога, выступая своеобразным приглашением к дискуссии. С помощью своих фото люди зачастую делятся, чем они заняты в данный момент: будь то селфи с похода в театр, пробежки или первой велопрогулки после зимы — все они, по сути, взывают к общению и к одобрению этих действий.

Недавнее исследование показало, что чересчур активный обмен селфи может привести к уменьшению близости среди друзей и романтических партнёров. И хотя селфи давно стали нормой сегодняшнего дня, некоторые социологи обеспокоены, что эта тенденция отражает растущий в обществе нарциссизм, который может иметь негативные последствия. Другие специалисты утверждают, что если всё больше людей любят себя такими, какие они есть, и признают своё тело, тем лучше для общества.

Почему никто не снимет вас лучше,
чем вы сами?

  

В 1977 году три психолога провели исследование, раскрыв причину, по которой мы порой не выносим свои определённые фотографии. Действительно, многие кадры совсем не соответствуют ожиданиям того, что мы обычно видим в зеркале — а именно на этом образе основывается наше восприятие себя. Исследователи Теодор Мита, Маршалл Дермер и Джеффри Найт пришли к выводу, что «люди предпочитают именно те фотопортреты, которые соответствуют их зеркальному отражению, а не их настоящему облику». Другими словами, мы хотим выглядеть на фото так же, как мы видим себя в зеркале своей спальни или ванной комнаты. Мы знаем свои сильные и слабые стороны, мы представляем, с какого ракурса смотримся выигрышнее, и именно такими мы кажемся себе привычнее. Когда мы смотрим на себя в зеркало, мы полностью контролируем свою мимику и, даже если кривляемся, делаем дакфейс и прочие глупые выражения лица, то полностью отдаём себе в этом отчёт. Все мы умеем выглядеть в зеркальном отражении более-менее привлекательно, именно поэтому все так любят делать селфи в зеркале, не только потому что тыловая камера имеет больше мегапикселей.

Известно также, что наши лица не идеально симметричны. Какими нас видят другие люди и какими мы видим сами себя в зеркале — это два немного разных образа. В этом кроется ещё одна причина, почему пользователи Instagram так любят делать селфи с помощью зеркала.

В чём секрет «лайкоёмкости» селфи?

  

Селфи обычно набирают большое количество «лайков» в социальных сетях, и, оказывается, этот факт имеет научное объяснение. Исследование учёных Технологического института штата Джорджия привело к довольно простому выводу: дело в том, что мы очень любим лица. Именно эта любовь лежит в основе так называемого явления парейдолии, о котором мы писали ранее.

Исследователи выяснили, что из более 1,1 млн фотографий в Instagram, фотографии с человеческими лицами имеют на 38 % больше шансов получить симпатию пользователей, чем картинки без лиц вообще. Кроме того, эти фотографии на 32 % чаще привлекают комментарии. «Взрослые люди, как и младенцы, любят смотреть на лица, — сказал Саиде Бакши, возглавляющий исследование. — Лица — это мощные каналы невербальной коммуникации. Мы постоянно следим за ними в самых различных контекстах; они привлекают нас, так как передают эмоции и человеческую идентичность». По мнению специалистов, исследование даёт возможность улучшить маркетинговую стратегию компаний в социальных сетях, а также может помочь дизайнерам подбирать те визуальные образы, которые получат наибольший отклик пользователей. Эксперты также доказали довольно очевидную вещь: популярность фотографии также зависит от количества фолловеров и того, как часто пользователь постит подобные сообщения.

Статистический анализ селфи

Селфи делаются в таком большом количестве, что стало возможно сделать статистический анализ этих снимков. Группа разработчиков и учёных при участии Городского университета Нью-Йорка и Калифорнийского института телекоммуникаций и информатики создала подробную интерактивную инфографику о различиях и особенностях селфи Москвы, Нью-Йорка, Берлина, Сан-Паулу и Бангкока. Интерактивный проект предлагает изучить зависимости между полом, возрастом, местом проживания, а также позой авторов селфи, их настроением, наклоном головы и ещё несколькими параметрами.

Особенно примечательны несколько тенденций: например, то, что, независимо от места проживания, женщины публикуют селфи чаще, чем мужчины. И если в Берлине число «женских» фотографий превышает число «мужских» в 1,9 раза, то в Москве женщины размещают селфи в 4,6 раза чаще, чем мужчины. Москва, по данным разработчиков, также является наименее «улыбчивым» городом: если в Бангкоке количество селфшотов с улыбкой составляет 68 % от общего числа, то в Москве этот показатель достигает только 53 %. Также исследователями была отмечена тенденция наклонять голову при съёмке селфи. По их мнению, женщины делают это в полтора раза чаще, чем мужчины. Тенденция особенно актуальна для Сан-Паулу, где средний наклон головы на селфшоте достигает 16,9 градуса.

К чему приведёт увлечение селфи?

Наука селфи: в чём секрет их популярности?. Изображение № 6.

Первый в мире селфи. Чуть подробнее о нём можно узнать тут

Тяга документировать жизнь, оставлять следы своего существования для потомков была всегда, и селфи — это лишь очередной виток её развития. «Существует первичная человеческая тяга посмотреть на себя со стороны, сказал писатель Клайв Томпсон, автор книги Smarter Than You Think: How Technology Is Changing Our Minds for the Better. Вместо того чтобы отвергать селфиманию как унылый вид эксгибиционизма или очередное глупое развлечение для поколения миллениалов, постараемся увидеть в этих автопортретах что-то хорошее. Этот визуальный дневник — какой-никакой, но способ отметить наше короткое существование. Пока мы можем только фантазировать, но очень похоже, что через несколько лет селфшоты могут вылиться в нечто совсем другое. Например, в интерактивные виртуальные послания, которые могут храниться сколь угодно долго даже после вашей смерти.

Исследователь Жаклин Мори предлагает свою картину будущего: «Мои праправнуки смогут запросто взять и пообщаться со мной. И, может быть, я буду выглядеть для них как 8-битная видеоигра, но всё равно это будет так же очаровательно, как глядеть на чёрно-белые фотографии». Эти прогнозы сегодня уже не кажутся чем-то фантастическим. Неделю назад Facebook купил Oculus VR, пообещав явить миру революционную социальную платформу, которая перевернёт прежнее понимание виртуального общения.

Вероятно, всеобщая одержимость селфи также может скорректировать стандарты идеала красоты, сделать его более приближенным к реальности. И, пожалуй, самое важное, что это явление в очередной раз даёт нам понять, что самое главное в этом мире — это прежде всего мы сами, люди.

  

Рассказать друзьям
2 комментарияпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются