ИнтернетЗачем России нужен «национальный поисковик» «Спутник»?
Создатели «Спутника» объясняют, почему определение «национальный поисковик» — это миф
ТЕКСТ
Даниил Трабун
Вчера запустился «национальный поисковик» «Спутник». Словосочетание в кавычках не просто так. Новый конкурент Google и «Яндекса» не совсем тот, за кого его выдают. Мы связались с пресс-службой поисковика и расспросили о том, почему не стоит зацикливаться на таком описании и как команда сервиса относится к последним событиям в Рунете.
ЧТО ТАКОЕ «СПУТНИК»? В ИНТЕРНЕТЕ ДО СИХ ПОР ХОДЯТ СЛУХИ, словосочетание «национальный поисковик» обсуждается в комментариях к каждой заметке. Действительно ли государство руками национального монополиста собирается уничтожить «Яндекс» с Google? Открытие «Спутника» проходило в рамках Петербургского экономического форума, в зоне делового общения «Ростелекома». Из Москвы за выступающими следили разработчики поисковика. Несколько слов сказал Игорь Щёголев, помощник президента, высказался Сергей Калугин, президент «Ростелекома», и Алексей Басов, вице-президент «Ростелекома» и председатель совета директоров «Спутника» дал отмашку на начало бета-тестирования.
Первые часы на сайте «Спутника» вызвали вопросы. Те, кто в шутку искали слово «жопа» в картинках, находили фотографию президента. Многие недоумевали, зачем нужен новый сервис. Кроме того, оказалось, что «Спутник» недоступен из-за границы, что породило много неоднозначных мнений. Значит ли это, что Великий русский файервол близко, а это его первый знак? Но сначала мы задали Дмитрию Чистову из пресс-службы «Спутника» очевидный вопрос:
Так чем же «Спутник» отличается от двух поисковых лидеров Рунета — Google и «Яндекса»?
По социологическим данным, почти 37 процентов от взрослого населения России интернетом не пользуются или делают это крайне редко. Напротив, если посмотреть на европейские страны, видно, что 90-процентный охват страны интернетом — это нормальная история. Благодаря тем усилиям, которые сейчас прикладывает «Ростелеком», проводя оптическую связь по всей стране, лет через пять эти люди интернет получат. Туда придут миллионы новых пользователей, которые в своих потребностях несколько отличаются от тех, у кого интернет уже есть. Почти каждый гражданин России будет подключён к Сети.
В совокупности у этих пользователей есть потребности, которые раньше интернетом никак не поддерживались: всё, что связано с оцифровыванием и переносом в интернет социальных институтов, официальной информации и сервисов. Открылся, к примеру, в интернете портал Госуслуг, понятно, что в ближайшее время появится целый пласт таких ресурсов, которые будут покрывать ежедневные потребности, связанные со взаимодействием государства, общества. Поликлиники, ЖКХ, как получить справки, льготы, пособия — вот эта государственная инфраструктура сейчас формируется в интернете. На стыке понимания этих процессов и появилась стратегия «Ростелекома» в 2013 году создать социально ориентированную интернет-платформу, как мы её сами называем, которая бы стала точкой взаимодействия человека с государством для решения простых повседневных бытовых задач.
Поэтому говорить о том, чем отличается «Спутник» от других порталов… Вот этой идеей и поставленной задачей отличается. Плюс надо сказать, что «Спутник» как платформа имеет в основе поиск как технологию — это набор вертикальных поисков по социально значимым сферам. Это не поисковик в том смысле, что машина, которая может найти всё в интернете, а набор сервисов, которые лежат на поисковой технологии как возможности доступа к этим сервисам.
Поисковые запросы «Спутника» в первые часы работы сервиса
***
В отличие от слов Дмитрия, вырванная из контекста цитата Алексея Басова миф о «национальном поисковике» только подтверждает: «Для нас важно по запросу «школьница» найти девочек в аккуратных платьицах и белых передничках, а не что-то там ещё». На деле же видно, что «Спутник» — это в первую очередь сервис для общения с государственным механизмом. Так что «национальный» — да, поисковик — скорее нет. Всё бы так, но в августе 2013-го был обнародован проект «Тезисы концепции развития мультисервисных сетей общего пользования Российской Федерации». Вкратце идея такова: на территории страны появляется два типа операторов связи — «обычные» и «федеральные». Вторые могут покупать иностранный трафик, первые же к ним только подключаются. Стать федеральным оператором можно, выполнив ряд жёстких условий: к примеру, обеспечить своё присутствие во всех городах с населением свыше 100 тысяч человек. То есть нужно быть национальной компанией, такой как «Ростелеком», не меньше. Не исключено, что «Спутник» надеется впоследствии использовать ресурсы инвестора, чтобы конкурировать с «Яндексом», который с недавних пор в немилости у государства.
***
Люди всю жизнь пользовались «Яндексом». Как их привлечь к тому, что есть «Спутник»? Будет ли «Ростелеком» использовать какие-то рычаги? Ну, к примеру, насильно ставить свой поиск на проведённые интернет-точки на карте России?
В моём представлении, у многих людей есть набор различных сервисов на разные случаи. Информацию, касающуюся России, к примеру, пользователи ищут в одном поисковике, а если касается Запада — в другом. У нас понятная задача — стать поисковиком для решения конкретных задач. И выработать привычку пользователя: если он хочет найти что-то, связанное с его бытовыми задачами, взаимодействием с социальной сферой, он идёт к нам. Есть «Ростелеком» с большим числом абонентов по всей стране. Естественно, это наш ресурс, в том числе не финансовый, и для развития проекта мы будем его использовать. Но сейчас нужно запустить продукт и дорабатывать его уже в процессе работы. Это предварительная версия, а мы работаем в атмосфере стартапа.
Сейчас для пользователей Рунета «Спутник» является «национальным поисковиком». То, что вы рассказали, это интересно, но продвигается он и люди о нём говорят, как о некоем поисковике вообще. Общественное мнение о том, что «Спутник» — государственный поисковик, никто не пытается разрушить. Это сделано намеренно?
Это одна из причин, почему мы сегодня запустили его в бета-режиме. Действительно, видно, что такой ажиотаж не всегда основывается на реальности.
Это социальный сервис, и, если государство захочет нам помочь с решением социальных задач, мы, конечно, будем рады
Есть слухи, что его всем чиновникам поставят.
Есть коммерческая компания «Ростелеком». Есть у неё стартап «Спутник», от которого компания ожидает выхода на окупаемость, какой-то прибыльности, может быть, и в несколько дальней перспективе, понимая его социальную направленность. Это рыночная компания с рыночными задачами и рыночными способами решения. С другой стороны, понятно, что это социальный сервис, и, если государство захочет нам помочь с решением социальных задач, мы, конечно, будем рады. Но речь не может идти, в принципе, о каком-то навязывании проекта.
Давайте ещё раз уточним, «Спутник» — это не национальный поисковик, а…
Сервисно-поисковая платформа.
То есть не было никакого тендера на национальный поисковик?
Действительно, никакого тендера не было, как я уже рассказал, был подрядчик с определённым набором технологий, в которого «Ростелеком» впоследствии инвестировал.
Государство активно национализирует интернет сегодня. Каким образом оно помогало в реализации «Спутника»?
Мы с государством связаны через «Ростелеком». Какого-то другого влияния нет, поэтому это стартап с определёнными социальными особенностями, никаких генералов в погонах в углу не сидит. Много слухов и домыслов можно было прочитать в интернете до открытия.
С другой стороны, например, «Яндекс» сейчас активно критикуется чиновниками. Говорят, что он был создан на деньги западных инвесторов. Как вы относитесь к этому?
Все эти истории я считаю чистой воды политикой, а нам в «Спутнике» с этой политикой не хочется быть никак связанными. Понятное дело, что нас туда хотят как-то приплести. Но проект никак с политическими брожениями не связан. Есть утилитарные задачи давать сервис, который будет востребован массами. Действительно, кто-то что-то говорит про иностранных агентов… Я считаю, что это чистая политика.
Вы открываетесь в момент, когда вокруг ходят разговоры о контроле интернета, закрываются сайты с нелегальным контентом, поэтому такие попытки приплести вас ко всему, что сейчас происходит, естественны.
Повторюсь, проект никак с политикой и контролем интернета не связан. Другое дело, что вопрос контролирования интернета — вообще философский и политический. Где пролегает грань между, скажем, разумной гигиеной и цензурой, остаётся открытым вопросом. Интернет из глобального превращается в разделённый на страны, такое лоскутное одеяло. Недавно это обсуждалось на конференции ICANN в Бразилии.
***
почему же «Спутник» нельзя использовать из-за границы? Как заявляет команда, они решили не портить себе первый день стабильной работы и таким образом обезопасили себя от ботнетов и DDOS-атак. Через несколько дней они собираются открыть сайт для Запада, а пока шутят, что это эксклюзивный запуск для России. Бета-версия, которую каждый сегодня может попробовать, даёт понять, что главная проблема стартапа не в его предназначении, а в некорректном продвижении. «Национального поисковика» пока не предвидится. Но это, наверное, и слава богу.
Комментарии
Подписаться