ИнтернетКак краудсорсинг помогает провести честные выборы
Параллельный подсчёт голосов защищает молодую индонезийскую демократию
Текст
Антон Мухатаев
9 июля в Индонезии прошли президентские выборы. По их итогам власть в стране впервые должна перейти от одного демократически избранного главы государства к другому. Оба претендента объявили о своей победе и заявили о возможных фальсификациях. По данным большинства экзит-поллов, с небольшим перевесом лидирует Джоко Видодо, губернатор столицы Джакарты, но окончательные итоги подведут только 22 июля. Обстановка в стране за время предвыборной кампании заметно накалилась, а явка избирателей в итоге превысила 70 %, что считается высоким показателем. Политологи не исключают, что если кто-то из кандидатов не признает результаты выборов, то события могут развиваться по насильственному сценарию. Чтобы граждане могли узнать, кого действительно выбрало большинство, молодой индонезиец Реза Лесмана создал краудсорсинг-платформу Kawal Suara («Защити голос»), на которой ведётся параллельный подсчёт голосов.
Цель Kawal Suara — обработать силами волонтёров протоколы с 486 тыс. участков для голосования, взятые на сайте центральной избирательной комиссии Индонезии. «Меня очень беспокоило то, что избирательная комиссия не стала выкладывать цифры по округам, а ограничилась сканами. Я не думаю, что здесь обязательно есть злой умысел: просто подсчёт голосов у нас в стране до сих пор не автоматизировали», — рассказывает Лесмана. Сложности могут быть связаны и с географией Индонезии, представляющей собой архипелаг из 13,5 тысяч островов.
Сайт Kawal Suara выдаёт волонтёрам случайные протоколы, данные из которых надо вбивать в базу данных сайта. Каждый документ проходит через несколько человек, чтобы избежать ошибок и жульничества, а спорные случаи модерируются отдельно. Лесмана запустил проект через три дня после выборов и за выходные привлёк около 1,2 тыс. участников. В последние дни их число как минимум утроилось. Для государства с населением около 250 млн человек (больше живут только в Китае, Индии и США) это не так много, но гораздо больше, чем ожидал Лесмана, тем более что для привлечения людей он пользовался только социальными сетями и мессенджерами.
Информационные технологии и интернет в Индонезии развиваются стремительно: так, она находится в пятёрке стран с самой большой базой пользователей в Twitter. Социальная сеть даже составила небольшой отчёт, из которого следует, что с начала 2014 года появилось 95 млн твитов, так или иначе связанных с выборами. Больше всего обсуждали состояние экономики, коррупцию и образование. На официальные аккаунты кандидатов подписаны более 1 млн человек. Дебаты перешли даже в игры для мобильных телефонов: на Android появились тематические клоны Plants vs. Zombies, Doodle Jump и Flappy Bird.
При демократии Индонезия живёт последние полтора десятка лет: до этого президенты страны, получившей независимость по итогам Второй мировой войны, находились на своём посту десятки лет. Понятное дело, что на выборах по-прежнему не всё гладко, и без фальсификаций не обходится. Местные СМИ и наблюдатели сходятся на том, что подкуп избирателей не работает, поэтому фальсификации в основном устраивают во время подсчёта голосов. «У меня нет информации из первых рук. Как и вам, мне приходится основываться на том, что пишет пресса, — говорит Лесмана. — Партии обеих кандидатов потратили много ресурсов на наблюдение за подсчётом голосов. Надеюсь, это позволит избежать крупных фальсификаций». Примеру создателя Kawal Suara последовали и другие индонезийцы, основавшие схожие проекты. «Я не думаю, что наши результаты смогут переубедить самых ярых сторонников кандидатов, но большинству они помогут определиться, кто победил», — считает Лесмана.
Так получилось, что в Индонезии сейчас нет силы, авторитетной для обеих сторон. По сообщениям наблюдателей, центральная избирательная комиссия не может эффективно контролировать всех сотрудников и сотни тысяч людей, занимающихся выборами. Конституционному суду не доверяют после того, как предыдущего председателя осудили за коррупцию. Уходящий президент Сусило Бамбанг Юдойоно, хотя и остаётся популярной фигурой, может быть предвзят: всё его окружение поддерживает второго кандидата Прабово Субианто. За рубежом же недооценили, насколько близко Субианто подобрался к своему сопернику: ещё за несколько месяцев до выборов разрыв между кандидатами достигал 30 %. Да и власти страны захотели доказать, что могут поддерживать демократический процесс без внешней помощи — поэтому независимых наблюдателей не хватило.
В такой обстановке роль Kawal Suara растёт, но Лесмана не склонен драматизировать важность своего проекта и рассматривает его, скорее, как социальный эксперимент. «Вряд ли после выборов ситуация выйдет из-под контроля. Кто бы ни стал президентом, ему будет непросто, потому что сильного большинства в парламенте нет». На момент публикации заметки в Kawal Suara обработали более 53% протоколов, — прогнозируемый победитель Джоко Видодо опережает Прабово Субианто почти на 4 млн голосов. Волонтёры наращивают темп и почти наверняка закончат подсчёт одновременно с избирательной комиссией. В таком случае выйдет, что инициатива одного человека и труд нескольких тысяч волонтёров окажется не менее эффективными, чем работа целого государственного ведомства.
Комментарии
Подписаться