ИнтернетКонспект недели:
Какую музыку мы слушаем на
самом деле
Как Spotify вычисляет наши предпочтения
МАТЕРИАЛ ПОДГОТОВИЛА
Нам кажется, что всю музыку в нашей жизни можно разделить на два типа: ту, которую мы слушаем, и ту, которую мы делаем вид, что слушаем (в тех же социальных сетях). Поэкспериментировав с возможностями Spotify, автор Five Thirty Eight пришел к выводу, что есть еще третий тип музыки: та, которую мы слушаем на самом деле. Look At Me публикует конспект его размышлений.
«В давние времена наши предки покупали пластинки в музыкальных магазинах. Тогда невозможно было представить, что кто-то будет вести статистику, сколько раз была проиграна та или иная песня. Или что кто-то, кроме самого продавца, будет давать рекомендации. Что происходит сейчас? Мы не то чтобы не покупаем пластинки, мы уже стараемся не покупать музыку в цифровом формате. Гораздо удобнее стало подключиться к музыкальному сервису и наслаждаться стримингом той музыки, что нужна нам сейчас. Но есть одна проблема: придется забыть о днях, когда вы могли без угрызений совести послушать что-то попсовое.
После того, как известный музыкальный стриминг-сервис Spotify приобрёл платформу для анализа музыки The Echo Nest за $100 млн, он решил создать алгоритмический механизм, который на основе музыкальных предпочтений пользователя предлагает список рекомендаций. Когда Spotify предложил мне протестировать эту новую функцию под названием Nestify, я с радостью согласился (тем более это был первый в истории случай, когда сервис компании до запуска тестировал журналист, а не сотрудник компании). Но тут же пожалел: оказалось, что у меня просто катастрофический музыкальный вкус.
В итоге с января 2013 года я прослушал около 1 735 песен. Убийственно то, что Spotify не просто знает то, что именно я прослушал, но и сколько раз я это прослушал, что именно я не дослушал до конца и к прослушиванию чего я в итоге перешел.
Песни
Песня
Исполнитель
Прослушиваний
Best Coast
Gloria Jones
Blue Swede
The Mountain Goats
Idina Menzel
The Bangles
Supergrass
Madonna
Lucy Schwartz
Arcade Fire
138
129
128
113
107
93
93
90
88
87
После того, как я получил свою статистику в офисе Spotify, перед моими глазами пробежали все те вечера, когда я без остановки слушал Майли Сайрус или какие-нибудь бойбэнды (конечно, всё это было нужно для написания материала). Если посмотреть на список самых популярных треков в моей истории, то под номером пять числится саундтрек из диснеевского мультфильма «Холодное сердце». Представьте, песню длиной 3 минуты 44 секунды я прослушал 107 раз. Получается, что на композицию в исполнении Идины Мензел я потратил почти 6,5 часов моей жизни, что в четыре раза больше, чем длительность самого фильма!
Авторы некоторых песен — мои любимые исполнители, такие как The Mountain Goats, Supergrass и Arcade Fire. Другие — из категории треков, к которым часто обращаешься в определенные периоды жизни. Например, моей главной песней лета была композиция I Don’t Know How. А то, что я так много слушал Hooked On a Feeling, — вина создателей трейлера к фильму «Стражи Галактики».
Исполнители
Исполнитель
Песен
Прослушиваний
Vitamin String Quartet
The Mountain Goats
Scott Bradlee & Postmodern Jukebox
London Philarmonic Orchestra
Best Coast
Florence + The Machine
Lana Del Rey
Gloria Jones
Blue Swede
The Beach Boys
103
34
25
43
23
14
16
2
1
29
1189
618
343
266
237
159
141
140
123
110
Мне помогала сотрудница Spotify Аджей Калья. Основываясь на полученных данных, в компании пришли к тому, что если вы прослушали 100 раз 1 песню исполнителя, то вы восторге только от этого сингла, если вы суммарно 100 раз прослушали 10 разных песен исполнителя, то вы для себя его «открыли», и он вам понравился; наконец, если на 100 воспроизведений приходятся 100 песен, то вы просто «для галочки» следуете плейлисту и вряд ли вернётесь к трекам снова.
100 воспроизведений одной песни исполнителя
Вы в восторге от сингла
100 воспроизведений десяти песен исполнителя
Вы открываете для себя исполнителя, и вам это нравится
100 воспроизведений на 100 песен
Вы просто «для галочки» следуете плейлисту и вряд ли вернетесь к трекам снова
В моем случае к третьей категории, согласно этой теории, можно отнести Vitamin String Quartet и London Philharmonic Orchestra — я слушаю этих исполнителей только тогда, когда работаю над большими статьями. Также из всех композиций группы Blue Swede я многократно обращался только к песни Hooked On a Feeling, что опять же объясняется не тем, что мне нравится исполнитель, а тем, что я очень подсел на их сингл. А вот группа The Mountain Goats — хороший пример большого увлечения именно самой группой. 18,2 воспроизведения на 34 песни исполнителя.
Зачем это нужно Spotify?
Когда я задумался, зачем Spotify анализировать наши модели поведения, первое предположение было таким — предоставлять данные рекламодателям. Но оказалось, что это не главное. Во-первых, большинство пользователей Spotify заходят в сервис через Facebook. А во-вторых, бизнес-модель Spotify основана не на рекламе, а на подписке. Скорее всего, такой инструмент увеличит вероятность того, что пользователи на бесплатной подписке постепенно перейдут на платную. И вообще, для создателей важно понять: есть ли разница между тем, что пользователь включает утром в будний день, и тем, что он слушает по выходным. Программа-максимум — сделать так, чтобы приложение могло предложить именно ту музыку, которую хочет пользователь именно в этот момент.
Поп против инди
Если Калья разделила то, что я слушаю, на две категории — A и B, то я назвал их Shame Cluster и Indie Cluster. К первой группе я отношу Лану Дель Рей, Мадонну, Майли Сайрус, Blue Swede, The Bangles, Kesha, Blondie, Lorde, Пэт Бенатар, Робина Тика, Andrew W.K., The Cure, Soft Cell и Билли Джоэла. В таблице вы можете увидеть, к каким жанрам причисляет этих исполнителей сам сервис (около 44 % отмечается как «популярная музыка»). Калья утешила меня, что, несмотря на то что на этих артистов я трачу больше времени, чем на Indie Cluster, они пока не определяют полностью мои музыкальные предпочтения.
Ко второй группе относятся следующие исполнители: The Mountain Goats, Arcade Fire, Supergrass, LCD Soundsystem, CHVRCHES, Generationals, Matt & Kim, The Strokes, Pulp, Blow, Neutral Milk Hotel, STRFKR, The Shins and Vampire Weekend. Так как 88 % этих ребят система определяет как инди-рок-музыкантов, эта категория, по мнению сотрудницы Spotify, гораздо больше отражает суть моей личности.
Что рекомендует Spotify?
Как смотреть Netflix из России
Таким же методом можно заставить работать в России Spotify и Beats Music
Не будем останавливаться на том, что порекомендовал Spotify из разряда популярной музыки: многое было мне и так знакомо, и я не особо слушал предложенные поп-треки. Гораздо более любопытными были рекомендации в инди-музыке. Система предлагает два плейлиста: в одном подбираются треки, очень близкие к тому, что я и так слушаю (Discovery playlist), другой предлагает более необычные варианты (Default playlist). По каждой рекомендации можно делать отметки «понравилось», «нейтрально», «не понравилось». Большая часть предложенного была уместна, и в целом функция Nestify оправдала мои ожидания.
Перед этим экспериментом у меня были определенные представления о собственных музыкальных вкусах. Но полученные данные просто выбили меня из колеи (кто мог подумать, что Shame Cluster составит такой огромный процент?!). Безусловно, алгоритмическому механизму удалось добраться до сути и предложить мне именно то, что меня заинтересует. Как бы то ни было, никогда не будьте стопроцентно уверены в своих музыкальных предпочтениях: иногда только компьютер может знать правду».
Комментарии
Подписаться