ИнтернетКомиксы не кино:
Как супергерои захватывают наши экраны
Как комиксы пришли в телевизор и почему они там останутся
Текст
Гриша Пророков
Эта осень должна стать началом большой экспансии сериалов по комиксам на американское телевидение. Уже на этой неделе вышли новый сезон «Агентов Щ.И.Т.» и первая серия «Готэма», в ближайшие три месяца нас ждут «Флэш», «Константин», «Стрела» и «Ходячие мертвецы» — и дальнейших планов у комиксовых компаний вроде DC, Marvel и других ещё больше. Сомнений нет: вслед за экшен-кино комиксы принялись захватывать телевизор. Look At Me рассказывает, почему это произошло и как выглядит история успеха комиксов на экранах.
Читайте также:
Комиксы всегда были привлекательны для создателей кино; две формы искусства сформировались одновременно и развивались почти параллельно, вырабатывая схожие законы и работая с одинаковыми развлекательными жанрами — от вестерна и детектива до ужасов и фантастики. На первый взгляд они вообще кажутся очень близкими: и то и другое — визуальное искусство, и там и там история чаще всего рассказывается через диалоги. Комикс и вовсе похож на раскадровку, которую используют режиссёры кино, так что велик соблазн просто взять страницу комикса и строить по ней сцены и кадры.
Фильмов по комиксам всегда было много
Первым фильмом по комиксу был вышедший в 1941 году «Приключения Капитана Марвела»
Несмотря на то что кажется, что именно сейчас фильмов по комиксам стало особенно много и каждый второй блокбастер оказывается экранизацией, это не совсем верно: их было много всегда. Как только в кино научились делать первые простые спецэффекты, стали появляться фильмы про супергероев и других героев комиксов. В XX веке вышли десятки и сотни фильмов и телесериалов про супергероев, и все основные герои — от Бэтмена и Чудо-женщины до Халка и Человека-паука — успели появиться на экранах задолго до бума 2000-х. Просто они долгое время не становились популярными.
Первые экранизации комиксов появились в 40-х годах, когда в комиксах стали популярны супергерои. Всё началось с так называемых киносериалов: это были фактически полнометражные фильмы, разбитые на несколько (скажем, 12) эпизодов, каждый из которых заканчивался клиффхэнгером. Один эпизод крутился перед фильмами в кинотеатрах на протяжении недели, за ним — следующий и так далее. Таким образом, людям хотелось раз за разом снова идти в кино, чтобы посмотреть следующий эпизод сериала и узнать, что произошло с героем. Первым супергеройским киносериалом (и, соответственно, первым появлением супергероя на киноэкране) были «Приключения Капитана Марвела», с персонажем издательства Fawcett Comics, которое потом купили DC Comics.
Киносериалы на долгое время задали довольно нелепый тон экранизациям комиксов: это были дешёвые, кустарные и глуповатые фильмы; где-то ещё лет тридцать (вплоть до конца 70-х) фильмы по комиксам отличались дурацкими костюмами, смешными драками и надписями «бам!», «пау!» и «зап!», периодически появлявшимися на экране. Проблема была ещё в том, что комиксы на самом деле были достоянием достаточно узкого круга читателей. Да, это была большая индустрия, но её масштабы были несравнимы с индустрией кино. Комиксы были интересны гикам, стеснительным подросткам и прочим «непопулярным» личностям — долгое время читать комиксы было стыдным даже в США. Так что никто не мог позволить себе снять комиксовый фильм или сериал с большим бюджетом — а без него нельзя было правдоподобно показать, как герой летает, стреляет лазерами из глаз или ползает по стенам.
Долгое время фильмы по комиксам были очень дешёвые
Производство «Супермена» Ричарда Доннера обошлось в 55 миллионов долларов
Всё изменилось в 1978 году, когда вышел «Супермен» Ричарда Доннера. «Супермен» был первым по-настоящему дорогим супергеройским фильмом. Его производство обошлось в 55 миллионов долларов — в пять раз больше, например, чем бюджет вышедшего примерно в то же время четвертого эпизода «Звёздных войн». Продюсер Илья Салкнид приобрёл права на фильм о Супермене ещё в 1974 году, а затем провёл несколько лет в поисках режиссёра, сценария и главного актёра. «Супермен» стоил потраченного времени, он оказался революцией — это был внятный, красивый и захватывающий фильм по комиксам, и, что немаловажно, с хорошими спецэффектами: Супермен в нём очень убедительно летал. То, что Салкнид не побоялся снять дорогой фильм именно про Супермена — очень логично; в конце концов, это самый известный, самый знаковый и самый популярный американский супергерой.
После этого Голливуду понадобилось 20 лет, чтобы супергеройские и комиксовые фильмы стали вездесущими и популярными. «Супермен» в итоге привёл к совсем другой волне: вместе с вышедшими в конце 1980-х «Звёздными войнами» полнометражным «Звёздным путём» и «Близкими контактами третьей степени» он запустил бум научно-фантастического кино.
От фильма про супергероев-мутантов, управляющих погодой и стреляющих лазерами из глаз, никто не ждал ничего особенного —
а он стал безумно популярным
10 лет спустя после «Супермена» Доннера режиссёр Тим Бёртон снял своего «Бэтмена» — тоже важная веха в истории кино по комиксам, до сих пор многими считающийся эталонным супергеройский фильм. Бёртон, в кино интересующийся в первую очередь всем визуальным, от костюмов и декораций до цветов, подошёл к экранизации комиксов буквально, попытавшись перенести комиксовую эстетику напрямую на экран. Бэтмен у него вышел каменной горгульей, а его противник Джокер — карикатурой. Как ни парадоксально, фильм за это одновременно и любят, и ненавидят.
Но самое главное произошло в 2000 году. Студия 20th Century Fox пригласила для съемок фильмов «Люди Икс» режиссёра Брайана Сингера, до того снимавшего камерные драмы и триллеры. От фильма про супергероев-мутантов, управляющих погодой и стреляющих лазерами из глаз, никто не ждал ничего особенного — а он стал безумно популярным и собрал 300 миллионов долларов, в четыре раза больше своего первоначального бюджета. Так родилась новая эпоха: в голове у голливудских авторов и продюсеров что-то щёлкнуло и они начали производить фильмы по комиксам по несколько штук в год, только оттачивая мастерство исполнения. Что было дальше, все знают: «Человек-паук», «Железный человек», «Мстители» и другие главные блокбастеры последних десяти лет.
Бюджеты и сборы 10 супергеройских фильмов
«Супермен»
год: 1978 бюджет: $55 млн, сборы: $300 млн
«Бэтмен»
год: 1989 бюджет: $48 млн, сборы: $411 млн
«Люди Икс»
год: 2000 бюджет: $75 млн, сборы: $296 млн
«Человек-паук»
год: 2002 бюджет: $140 млн, сборы: $821 млн
«Тёмный рыцарь»
год: 2008 бюджет: $185 млн, сборы: $1 млрд
«Железный человек»
год: 2008 бюджет: $140 млн, сборы: $585 млн
«Новый Человек-паук»
год: 2012 бюджет: $230 млн, сборы: $757 млн
«Мстители»
год: 2012 бюджет: $220 млн, сборы: $1,5 млрд
«Железный человек 3»
год: 2013 бюджет: $200 млн, сборы: $1,2 млрд
Страница комикса мешала режиссёрам
Почему именно супергеройские фильмы (а вместе с ними и вообще фильмы по комиксам) стали такими популярными — сложный вопрос; об этом Look At Me уже писал. Если вкратце: архетип героя — это вообще популярная идея в массовом искусстве последних веков; они были особенно нужны в XX веке и ещё больше нужны в XXI — сейчас у человечества толком нет мифологии, традиций, мы теряем религию, и людям не за чем следовать. Остаётся восхвалять человеческий дух: герои для этого идеально подходят, а супергерои — самое примитивное, наивное, простое и понятное воплощение героя.
Но почему деятелям культуры понадобилось почти 100 лет, чтобы научиться снимать много хороших фильмов по комиксам, и почему они стали сильно лучше за последние 10 лет? Если сравнить, скажем, тех же первых «Людей Икс» и «Мстителей» — разница колоссальная.
Несмотря на то что комиксы похожи на раскадровку и вообще на кино, от фильмов их отделяет одна ключевая особенность — ритм
Читайте также:
Дело, как мы написали в самом начале, в первоисточнике. Комиксы сбивают режиссёров с толку своей визуальностью. В них как бы делается половина работы над кино: можно не придумывать мизансцены или отдельные кадры, костюмы и цвета, а просто взять их со страницы. В середине 2000-х экранизации комиксов порой доходили до абсурда в копировании: скажем, в «Городе грехов» или «Хранителях» (даже несмотря на то что вторые достаточно вольно обошлись с первоисточником) некоторые кадры из комиксов были пересняты один в один — и это сослужило фильмам недобрую службу, они становились невнятные и пустые. Иногда авторы брали не конкретные кадры страницы, а пытались скопировать комиксовую эстетику в цветах, ритме диалогов и прочем, примерно как Тим Бёртон (например, Энг Ли в «Халке»); это тоже ничем хорошим не кончалось — отсюда появилось ужасное слово «кинокомикс», обозначающее что-то глянцевое и примитивное.
Трейлер «Тёмного рыцаря» Кристофера Нолана
Несмотря на то что комиксы похожи на раскадровку и вообще на кино, от фильмов их отделяет одна ключевая особенность — ритм. И ровно поэтому экранизировать их напрямую — плохая идея. Комикс — в каком-то смысле интерактивный вид искусства; человек сам решает, с какой скоростью ему скользить по странице, на каких кадрах останавливаться и так далее. Это даёт комиксам гибкий ритм, кино же берёт зрителя за руку и ведёт его по истории в равномерном темпе, не оставляя никакого выбора. Это на самом деле очень важная разница: именно из-за этого при попытке перенести комикс на экран без изменений ничего не работает. В первую очередь голливудским режиссёрам понадобилось 10 лет именно на это: чтобы понять, что из комикса стоит брать персонажей, истории, мир, но снимать всё по законам кино. Если брать все лучшие примеры фильмов по комиксам из конца 2000-х, то очевидно, что они сняты в собственном ритме: вспомните «Тёмного рыцаря» или «Мстителей». Как только фильмы по комиксам перестали стараться быть «комиксовыми», они стали хорошим кино.
За фильмами пришли сериалы
Поэтому нет никаких сомнений, что на сериалах комиксовые сюжеты скажутся только положительно. Комиксовые сериалы (которые, напомним, появились ещё в 40-х годах) долгое время страдали той же самой проблемой, что и большое кино по комиксам: они слишком усердно старались соответствовать первоисточникам; можно вспомнить «Смолвиль» или даже «Героев», сериал, полный супергеройских клише. Теперь, как показывают уже появившиеся «Стрела», «Ходячие мертвецы» и «Агенты Щ.И.Т.», режиссёры сериалов пришли к тому же, что и кино: надо концентрироваться на киноприёмах и киноисториях, а от комиксов лишь отталкиваться.
Трейлер переиздания сериала про Бэтмена 60-х годов
Но зачем вообще нужны сериалы по комиксам? Что они дают, разве не лучше придумывать оригинальные идеи? Две простые вещи (первая из которых относится и к большому кино). Во-первых, новые идеи придумывать не так уж и просто, а библиотека комиксов — это огромный запас уже проверенных и местами блестящих историй, сюжетных ходов и персонажей: «Ходячие мертвецы» так хороши не в последнюю очередь из-за того, что всё самое главное в сериале уже придумал сценарист Роберт Кёркман, на протяжении десяти лет придумывая свой комикс. Во-вторых, в комиксах раньше самих сериалов научились делать сериалы. Современные сериалы начались в середине 2000-х с приходом «Лоста», а в комиксах все основные сериальные приёмы использовались десятки лет. Длинные сюжетные арки, клиффхэнгеры, введение новых персонажей и убийство старых, даже преждевременная, но достойная концовка — со всем этим сценаристы комиксов много раз сталкивались. Так что экранизировать комиксы на телевидении очень логично — особенно если не смотреть на страницы как на раскадровки.
Комментарии
Подписаться