ИнтернетКак Facebook меняет общество и медиа — и что с этим делать
Как алгоритм Facebook влияет на наш мир
Текст
Гриша Пророков
На прошлой неделе вышло исследование Facebook об алгоритме выдачи. Команда Facebook рассказала, почему пользователи редко встречаются с новостями, противоречащими их взглядам. Look At Me объясняет, как Facebook меняет нашу жизнь — и что с этим можно сделать.
Что произошло?
Facebook опубликовала исследование, как алгоритм Facebook влияет на то, какие новости видят люди — и как часто содержание этих новостей противоречит или совпадает с их взглядами. Исследование было не очень точное: несмотря на то, что сотрудники Facebook выбрали для него около 10 млн пользователей, это нерепрезентативная выборка: например, это были люди, которые указывают в своём профиле политические взгляды, — таких в Facebook меньшинство.
Исследователи пришли к выводу, что алгоритм Facebook показывает искажённую картину, но команда Facebook в этом не виновата — а виноваты сами пользователи, которые отдают предпочтение новостям, совпадающим с их мнением. Исследование встревожило западную прессу: Facebook перекладывает вину на пользователей, делая вид, что социальная сеть не может повлиять на работу алгоритма. Фильтр поляризует мнения в обществе, не показывает людям широкую картину и не даёт увидеть разные точки зрения — то, что это плохо, надеемся, доказывать не надо.
Подождите, Facebook
что-то фильтрует?
Да. Многие пользователи этого не знают, но лента новостей в Facebook отбирается хитрым алгоритмом. Facebook не раскрывает, как именно он работает, но, по словам представителей компании, он исходит из того, сколько лайков, комментариев и расшаров получил отдельный пост; как вы реагировали на такие посты в прошлом; скрывают ли его другие пользователи. Так или иначе, вы видите лишь малый процент тех постов, которые публикуют ваши друзья, и страницы, на которые вы подписаны. В Facebook аргументируют это тем, что иначе поток был бы слишком большой, и каждый день на пользователя вываливались бы тысячи постов. Поэтому вы не узнаете о существовании более половины статей СМИ и постов друзей. Facebook, впрочем, регулярно обновляет и поправляет алгоритм: в последний раз, скажем, они сделали так, чтобы вы видели больше постов друзей.
Почему меня это должно волновать?
Это важно, даже если вы не пользуетесь Facebook. Аудитория Facebook в России — больше 20 млн, и для многих Facebook — это почти первая страница интернета, люди читают через сайт новости, переходят по ссылкам (а не открывают их главные страницы) и вообще составляют своё мнение об окружающем мире. В итоге Facebook влияет на общество и на работу медиа (которым важно, чтобы на их сайты заходили, а Facebook отдаёт предпочтение сайтам вроде AdMe, показывая их материалы выше и чаще других: многим приходится подстраиваться).
Facebook влияет на весь интернет: сомнительное состояние журналистики, полная нетерпимость и неспособность людей принимать другие точки зрения, невероятная импульсивность в спорах и моментальная реакция на всё — это в том числе заслуга социальной сети. Западные СМИ называют ситуацию с алгоритмом Facebook «эхо-камерой» — это понятие в теории медиа, когда идеи и убеждения усиливаются и подкрепляются через повторения сообщения внутри закрытой системы. Проще говоря, вы слышите только людей, чьё мнение совпадает с вашим, — и укрепляете его. Но проблема не только в этом. Алгоритм Facebook разрушает журналистику и медиа.
Facebook убивает журналистику? Как?
Медиа и журналистика в XXI веке находятся в тяжёлом положении: в интернете всё труднее привлекать внимание читателя и всё труднее зарабатывать деньги. Социальные сети — важная платформа для многих сайтов, потому что люди всё чаще не заходят на сайты напрямую, а переходят по ссылкам из социальных сетей. Догадываетесь, как тут работает алгоритм Facebook? Он отдаёт предпочтение определённому типу материалов — и больше показывает их пользователям и выдвигает наверх в ленте новостей (это важно, у ссылок наверху больше шансов, что на них обратят внимание). Да, алгоритм основывается на предпочтениях пользователей, но зачастую это приводит к тому, что выигрывает очень определённый контент, ровно то, за что принято ругать современные медиа — кликбейт-заголовки, списки, видео с милыми животными и так далее. Facebook, по их словам, пытаются бороться с кликбейтом — но получается не слишком удачно. В итоге под это приходится подстраиваться всем: поэтому вы видите меньше больших текстов и расследований и больше, скажем, списков. Можно спорить, насколько это хорошо или плохо, но разнообразия становится меньше — и Facebook, кажется, делает это абсолютно намеренно.
Зачем?
Среди журналистов есть мнение, что Facebook пытается подчинить себе — или «интегрировать» — прессу. В последнее время — и это замечают издатели (то есть страницы, которые публикуют в Facebook свой контент) и в России, и на Западе — у медиа падает охват в Facebook. Ссылки видит всё меньшее количество пользователей. Facebook регулярно комментируют, как и почему это происходит, но есть мнение, что они готовят СМИ к интеграции. На этой неделе Facebook обновили своё приложение для iOS — в нём появилась опция «моментальных статей» (то есть Instant Articles); то же самое скоро появится на Android. Партнёры Facebook (среди первых — The New York Times, The Atlantic и The Guardian) могут публиковать свои материалы прямо в приложении, без перехода на сайт: они грузятся быстрее, чем в браузере, и алгоритм отдаёт им предпочтение.
Facebook добивается того, чего хотела долгое время — берёт под контроль работу медиа внутри соцсети. Сейчас они осторожничают и идут на уступки для партнёров, работающих с Instant Articles: например, позволяют использовать сторонние сервисы для аналитики, ставить свой шрифт и вёрстку в этих статьях и даже предлагают две рекламные опции. Первый вариант — издатель продаёт рекламу сам и получает 100% прибыли, второй — отдаёт продажу рекламы в руки Facebook и получает 70%. Так или иначе, Facebook забирает у издателей дистрибуцию, продажу и выбор рекламы и вообще большую часть бизнеса. Instant Articles опасны не только поэтому; Facebook могут контролировать контент, который у них появляется. Потенциально они могут решать, что именно и как должны писать СМИ, в зависимости от того, соответствуют ли их тексты стандартам Facebook в отношении секса и насилия, соответствует ли материал их стандартам качества (ведь Facebook пытаются бороться с тем, что считают кликбейтом). В конце концов не стоит забывать, что Facebook подчиняется правительству той страны, в которой работает, — а значит, будет убирать нежелательные публикации.
Год назад один из менеджеров Facebook Майк Хьюдак написал большой пост о том, как его печалит состояние журналистики: он жаловался, что становится всё меньше серьёзных расследований и текстов и всё больше статей в духе BuzzFeed. Западные СМИ увидели в этом иронию: Facebook сами отчасти виноваты в бедах, о которых написал Хьюдак. Наконец, отвечая тем, кто хочет вспомнить о «ВКонтакте»: с ним всё ещё хуже — любой российский журналист скажет, что пользователи этой социальной сети ещё менее охотно выходят из неё по ссылкам.
Что можно сделать с этой эхо-камерой — и журналистикой?
Если вы хотите снизить влияние алгоритма Facebook на ваш образ мыслей и список чтения, первое, что стоит сделать — это понять, что алгоритм в принципе существует. Тогда вы можете взять потребление информации в свои руки.
Помните, что на любую проблему может быть несколько точек зрения — и в мире нет чёрного и белого, как в это ни хотелось бы верить.
Если вы читаете в Facebook только своих друзей, помните, что и они могут заблуждаться. Если не только — попробуйте подписаться на людей, с чьим мнением вы не согласны, и попробуйте их понять.
С новостями сложнее: но лучше попробовать подписаться на страницы с разными точками зрения, скажем, если вы читаете только либеральные СМИ, попробуйте найти устраивающее вас консервативное.
С журналистикой всё тоже достаточно просто: её судьба — в ваших руках, в руках читателей.
Вы любите большие тексты, интервью, расследования и так далее? Заходите на главные страницы любимых сайтов, а не только переходите через Facebook.
Заведите себе RSS-ридер, например, Feedly. Несмотря на то что многие предсказывали смерть RSS, этот формат всё ещё существует — и через него очень удобно быстро читать медиа.
Чаще делитесь материалами, которые вам понравились: это не засорит ленту Facebook ваших друзей (помните, её фильтрует алгоритм), но так их увидят больше людей. Facebook говорит, что делает всё для того, чтобы пользователям было удобнее пользоваться социальной сетью, — но вы сами можете решить, как вам удобнее и лучше потреблять информацию.
Фотографии via Shutterstock
Комментарии
Подписаться