ИнтернетЧто значит право
на забвение
К чему может привести введение нового закона в России
Текст
Николай Удинцев
16 июня Государственная дума в первом чтении приняла поправки к закону «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», которые называют «законом о „праве на забвение“». Этот закон может изменить русскоязычный интернет. Look At Me поясняет, что он значит, как его будут применять и к чему это может привести.
Что такое «право на забвение»?
Это возможность удалить из выдачи любой поисковой системы информацию о себе, которая устарела, портит репутацию или не соответствует действительности. Например, это может быть сообщение о мелком преступлении, которое совершено много лет назад, ссылки на домашнее порно, выложенное из мести (revenge porn), клевета, издевательские фотографии и данные с грубыми ошибками. Идея «права на забвение» (right to be forgotten) состоит в том, чтобы дать людям возможность избавить своё имя от ассоциаций с неприятными эпизодами из их прошлого. Но удаление ссылки не значит, что её не будет в интернете или что её нельзя найти другими путями.
Как его хотят реализовать в России
В российской версии поправок человек может потребовать от поисковика удалить неверную информацию о событиях, которые происходили больше трёх лет назад, «порочащую честь, достоинство или деловую репутацию» и «распространяемую с нарушением законодательства». Последний пункт не поясняется. В исключения входит информация об уголовных преступлениях, по которым не истекли сроки привлечения к ответственности, и преступлениях с действующей или непогашенной судимостью.
Поисковик должен удалить ссылки за три дня. Если заявление заполнили неправильно, то нужно за три дня отправить об этом уведомление. Получив его, заявитель за три дня должен отправить исправленную версию. Поисковик также вправе отказать. Если автор заявления с этим отказом не согласен, то он может обратиться в суд.
В чём его слабые места?
«Забвение» критикуют за свободные трактовки того, что можно удалить. Например, в заявлении Европейской комиссии говорится об информации, которая уже неактуальна для первоначальных целей, а персональными данными названа «любая информация» о человеке. Критики считают, что это даст возможности для цензуры, переписывания истории и приведёт к неполной поисковой выдаче.
Это повредит интересам СМИ, общества, бизнеса и потребителей. Например, предприниматель удалит данные о своих давних нарушениях, а его будущие партнёры и клиенты не узнают, как он вёл дела в прошлом. Так, в октябре 2014 года Google по требованию удалил ссылки на 110 отчётов компании Dato Capital о главах английских и испанских компаний, притом что в отчётах была информация, которую они должны сообщать по закону.
За год Google получила 271 234 запроса и удалила 984 925 ссылок
Считается, что Google проще удалить данные, чем рисковать и получить штраф после отказа. В своём отчёте компания приводит примеры утверждённых и отклонённых запросов. Например, ссылки с домашним адресом человека, статьями об уголовном обвинении, которое позже сняли, о мелком преступлении 10-летней давности и с именем женщины, мужа которой убили несколько десятилетий назад, удалили. А с обвинением в сексуальном домогательстве, доказанном мошенничестве, иском предпринимателя против газеты и статьями о случайно выложенных личных материалах — оставили.
В Европейской директиве по защите данных также есть указание о допустимости публикации данных о человеке в журналистских, художественных и литературных целях. Однако эту формулировку также считают абстрактной и мешающей принимать решения.
Из-за чего закон критикует российская IT-индустрия?
В «Яндексе» считают, что «забвение» в России будет мешать развитию поиска в интернете, противоречит праву искать информацию, которое указано в Конституции РФ, а также затруднит сам поиск. «Скажем, невозможным может оказаться найти информацию и отзывы о враче, к которому вы собираетесь пойти на приём, или о воспитательнице детского сада, в который вы собираетесь отдать своего ребёнка», — приводит компания свои примеры.
Также компания подчёркивает отличия российского закона от европейской нормы: гражданам РФ не обязательно указывать ссылки, которые нужно удалить из выдачи. В проекте закона говорится об информации (имя, адрес и пр.), «выдача ссылок на которую подлежит прекращению». Указать сайт или ссылку в заявлении можно, но не обязательно. Это затруднит работу по удалению ссылок из выдачи.
Директор по внешним коммуникациям Rambler&Co Матвей Алексеев считает, что если такую норму и следует вводить, то только платной. «Оператор поисковика ни в чём не виноват, он не собирает никакие персональные данные, а оказывает услугу по поиску информации по запросу», — прокомментировал он изданию Lenta.ru.
Как это право работает в Европе?
Чтобы удалить ссылки из выдачи, нужно обратиться с заявлением (через форму) к Google, Yahoo, Bing или другой компании, которая предоставляет услуги поиска на территории Европейского союза. В форме нужно указать список ссылок и только одно имя. Оно будет поисковым запросом, по которому Google не покажет указанных в форме ссылок. Для каждой ссылки нужно указать причину, из-за которой её просят удалить. Если нужно удалить два имени (например, Joe Smith и Joshua Smith), то придётся заполнять форму два раза.
«Забвение» работает только на территории 28 стран Европейского союза, а также в Исландии, Лихтенштейне, Норвегии и Швейцарии. Ссылки из выдачи удалят только для этих регионов. Поэтому в России можно найти ссылки в Google, которые по требованию удалили в Европе.
Из всех полученных запросов на удаление Google удовлетворила только 41,3%
В первый день действия «права на забвение» в ЕС Google получил 12 000 запросов. Источник сайта Search Engine Land тогда говорил, что большинство из них отклонят из-за формальных критериев. С самого начала компания тратила на один запрос 56 дней, позже срок сократился до 16 дней. В России, напомним, предлагают обрабатывать запрос за три дня. В мае этого года Google обнародовала статистику по удалению ссылок из выдачи. За год компания получила 271 234 запроса и удалила 984 925 ссылок. При этом компания удовлетворила только 41,3% запросов. Больше всего запросов на удаление поступило из Франции, Германии, Великобритании, Испании и Италии.
Как «забвение» появилось
в интернете?
Депутаты говорят, что во время работы над своим проектом ориентировались на европейские документы. В Европе оно вытекает из положений о сроках давности. Например, в Великобритании с 1974 года существует Акт о реабилитации правонарушителей, по которому после определённого времени судимость и тюремное заключение нельзя учитывать при приёме на работу или получении страховки (оно зависит от срока заключения). Аналогичное положение с 2010 года действует во Франции.
О таком же праве в интернете заговорили в 2009 году. Тогда испанец Марио Костеха Гонсалес (Mario Costeja González) обратился в газету La Vanguardia с просьбой убрать с сайта объявление о продаже имущества за долги, которое разместили в 1998 году. Через 11 лет оно потеряло свою актуальность, но всё ещё было в выдаче Google. Газета отказала Гонсалесу, поскольку объявление разместили по указу Министерства труда. Тогда испанец обратился в местный офис Google и Агентство по защите данных (AEPD).
30 мая 2010 года Европейский суд в рамках дела Гонсалеса признал «право на забвение» правом человека. Через четыре года, 13 мая 2014-го, тот же суд постановил удалить эти ссылки из выдачи Google. Прецедента бы не произошло, если бы поисковик признал себя медиа и удалил информацию по Европейской директиве по защите данных 1995 года.
В России поправки о «праве на забвение» поддержали 423 депутата из 424, а над проектом работали представители всех четырёх партий. Поэтому можно предположить, что проект примут во втором и третьем чтениях. Скорее всего, это произойдёт до конца весенней сессии (до 12 июля). 29 мая на рассмотрение Госдумы внесли поправки, предполагающие штраф от 100 000 до 3 млн рублей для поисковиков, которые отказались удалять ссылки или дали немотивированный отказ.
Комментарии
Подписаться