МнениеДизайнеры критикуют новую туристическую навигацию страны
Илья Рудерман, Илья Бирман и Андрей Кармацкий о том, что стоит изменить в системе, разработанной Минкультуры
Текст
Алексей Павперов
Министерство культуры разработало единые информационные знаки для туристических объектов во всех регионах страны. Профессиональное сообщество недовольно — из мирового опыта безымянные разработчики туристической навигации взяли только коричневый цвет, выбранный шрифт неидеален, знаки сложны для понимания, а за всей системой не видно исследования. Мы поговорили с тремя уважаемыми дизайнерами о том, почему работа Минкультуры не выдерживает критики.
Пример использования новых пиктограмм из оригинального PDF-документа
Илья Рудерман
Арт-директор «РИА Новости»
«За все годы нашего развития
об ориентации никто никогда не думал
и не заботился целостно — отдельные части решались "заплаточными" решениями»
Андрей Кармацкий
Руководитель службы дизайна геоинформационных служб «Яндекса»
«Авторы концепции ссылаются на мировой опыт. При этом совершенно не учитывается мировая практика методов проектирования подобных систем»
Илья Бирман
Один из трёх финалистов конкурса
на лучшую схему московского метрополитена
«Какую задачу мы решаем, отказываясь от стандартных стрелок? Почему знаки именно такие, а не какие-то ещё?»
Илья Рудерман
Арт-директор «РИА Новости», автор исследования на тему уличной
навигации в Москве
Начну с положительной стороны. Будучи одним из тех людей, которые лет семь назад начинали говорить, что нашему городу нужна единая, стройная система ориентирования, я наблюдаю однозначный прогресс в этом направлении, и это меня радует. Все государственные структуры, которые такой проект может затрагивать, поменяли свою оценку за эти годы. Раньше во всех ведомствах я встречал, скорее, удивление, мне отвечали: «О чём ты вообще говоришь? Разве у нас нет дорожных указателей, и на каждом доме не висит его номер?» И мне приходилось объяснять, что система ориентации — это куда больше, чем номера на домах. Современные управленцы поездили по европам и америкам, сами столкнулись с проблемами ориентирования и увидели, как эти проблемы могут решаться.
В 2011 году Илья Рудерман по заказу компании News Outdoor провёл исследование на тему уличной навигации в Москве. Из интервью городскому сайту The Village: «В Москве действуют порядка десяти разных, противоречащих друг другу систем. Считать их можно по входам в город: с аэровокзалов, железнодорожных и автобусных вокзалов, наземного городского транспорта (железная дорога, пригородные электрички) и подземки. Большая часть систем недостаточно информативна, часть просто обманывает — показывает не туда, не то, не так или говорит не теми словами, а главное, практически никакого взаимодействия между ними не происходит. Практически все говорят на разных графических языках». Позже Илья с командой дизайнеров в «РИА Новости» разработал систему уличной навигации «Интерактивный город».
Об ориентации никто никогда не думал и не заботился целостно — отдельные части решались «заплаточными» решениями
Пример дорожного знака с пиктограммой
Им также стало очевидно, что это даже не проблема городского масштаба, а ориентации на всей территории нашей прекрасной, большой страны. Мы не можем найти множество достопримечательностей, просто не зная об их существовании, не говоря о том, что мы мало информируем иностранных путешественников. В нашей стране они оказываются в полном одиночестве, потому что для их самостоятельной ориентации ничего не предусмотрено. Об этом начали думать, и это здорово.
Однако закончу с позитивом и перейду к проблемам. Самая главная — структурно-управленческая. Могу объяснить её суть на примере города Москвы. Ориентирование в городе попадает в ведение примерно девяти департаментов. На федеральном уровне всё примерно так же, только это ещё более огромные структуры, которые отличаются крайне медленными коммуникациями и редко способны объединиться друг с другом для создания чего-то нового. Краеугольный камень всех проблем — в том, что отсутствует институция, которая бы отвечала за ориентирование как таковое. За все годы нашего развития об ориентации никто никогда не думал и не заботился целостно — отдельные части решались отдельными, «заплаточными», решениями.
В то же время в стране уже выросло не одно поколение профессионалов, интересующихся и накапливающих знания в этой области, есть небольшое сообщество графических дизайнеров, увлечённое проблемой системориентации. Каждый раз, когда мы с коллегами видим подобные проекты, у нас возникает вопрос и недоумение: Кто всё это создаёт? Почему никто из наших лучших дизайнеров страны не имеет к этим проектам отношения? Как можно браться за такие проекты без достаточных компетенций?
Олимпиада в Мексике 1968 года. «Я задумался, в каком году этот дизайн выглядел бы современным, красивым, прогрессивным. Думаю, точно в докомпьютерную эпоху, а, скорее, даже в 70-е»
Проект Минкультуры по уровню графических решений находится вне критики. Кажется, его автор — это человек очень преклонного возраста, мало путешествовавший даже по своей стране. Возможно, он очень быстро, за три дня проехал на автобусе пол-Европы, и всё, что у него отложилось в памяти, — это коричневый цвет, а вкусовые предпочтения остались из далёкого прошлого. Я задумался, в каком году этот дизайн выглядел бы современным, красивым, прогрессивным. Думаю, точно в докомпьютерную эпоху, а, скорее, даже в 70-е. Единственное, что коллеги переняли из мирового опыта — коричневый цвет, который используется в части стран, как туристический. Но они не обратили внимания, что там всё основывается на своих шрифтах с современными, легко считывающимися пиктограммами. Коллеги же воспользовались бесплатным системным Мириадом (кириллица которого, к слову, неидеальна), а пиктограммы превратили в достаточно сложные по ассоциациям ребусы, порой дико смешные, но уж точно не навигационные.
Системы ориентирования нужно начинать с разработки продуманной типографической системы
«Коллеги воспользовались бесплатным системным
Мириадом (кириллица которого, к слову, неидеальна)»
Графическую часть системы ориентирования нужно начинать с разработки продуманной типографической системы, шрифтового инструментария. В европейской части страны забывают о её величине и многонациональности, мультиязычности. На разных территориях в ней вообще-то разговаривают на разных языках. Кое-где русского и английского, скорее всего, окажется мало, понадобится третий язык.
Система городской и страновой ориентации — это огромная, колоссальная задача. Она потребует реформы и законодательной, и управленческой, для её решения точно понадобится новая институция, которая бы исследовала, внедряла, поддерживала и развивала навигацию. Решение графической части в этом проекте — лишь малая часть, и тем печальнее наблюдать предложения подобные данному. Я бы очень не советовал Министерству культуры принимать эту концепцию, и мне будет очень грустно наблюдать такую графику в случае, если она будет принята в данном виде.
Разработка графической составляющей «Общероссийской системы навигации и ориентирующей информации для туристов» опирается на современный
международный опыт
Пункт 3.4 из Методического пособия по созданию системы дорожных
указателей к объектам культурного наследия и иных носителей информации
Андрей Кармацкий
Руководитель службы дизайна геоинформационных служб «Яндекса»
Идея создания общей системы навигации кажется мне очень удачной. Наличие удобной навигации для туристов и местных жителей говорит о высоком качестве жизни, показывает определённый уровень развития городов. Но предложенный Минкультуры концепт туристических дорожных знаков, на мой взгляд, таковой системой не является, хотя и позиционируется как общая система туристической навигации. Скорее, это проектное предложение по исполнению некоторых дорожных знаков, внешне похожих на туристические знаки в других странах.
До разработки конечных графических решений требуется детальная проработка проблемы — исследования потребностей туристов, изучение городской среды, привлечение ряда экспертов: дизайнеров, социологов, самих пользователей этой навигации. Кажется, в данном случае ничего подобного проведено не было. Как будет работать такая система — неясно. Авторы концепции многократно ссылаются на мировой опыт, приводят примеры то из пешеходной, то из автомобильной навигации. При этом совершенно не учитывается мировая практика методов проектирования подобных систем. Создание системы ориентирующей информации — сложный и длительный процесс. В презентации об этом нет ни слова.
Для Львова было разработано удачное решение в похожей, коричневой цветовой гамме
Полный концепт навигации
можно найти здесь
Было бы хорошо сначала протестировать этот концепт на людях, опробовать прототип на небольшой территории и уже потом делать выводы о её общероссийской применимости. Например, некоторые пиктограммы перегружены деталями, что затрудняет читаемость знаков на расстоянии и в условиях плохой видимости. Почти нигде нет единого стиля графического исполнения пиктограмм — из-за этого они не будут образовывать единую систему.
Перспективы подобной концепции оценить сложно. Одна из основных проблем при разработке систем ориентирующей информации: отсутствие ясного представления о методологии разработки подобных проектов. Этот фактор кажется мне наиболее важным для повсеместного улучшения навигации. В России, к сожалению, нет примеров подобных системных решений.
Система ориентирующей информации и проект указателей для туристов Legible London
Среди удачных примеров можно привести Лондон, где Transport for London разработал общую систему ориентирующей информации и проект указателей для туристов Legible London. Для Львова было тоже разработано удачное решение в похожей, коричневой цветовой гамме.
У нас пока что таких успешных примеров, к сожалению, нет, но в то же время есть немалое число людей, которые готовы помочь улучшить ситуацию. В Facebook уже собралось небольшое тематическое сообщество. Помимо просто интересующихся темой людей, в нём состоят много дизайнеров, архитекторов, исследователей и социологов, у которых уже есть некоторый опыт проектирования систем ориентирующей информации. Очень жаль, что никого из сообщества не привлекали к работе в этом проекте. Мы могли бы помочь разработать подобную систему.
Выбор цветовой гаммы обусловлен необходимостью успешной интеграции «Общероссийской системы навигации и ориентирующей информации для туристов»
в единую туристскую карту мира.
Пункт 3.2 из Методического пособия по созданию системы дорожных
указателей к объектам культурного наследия и иных носителей информации
Илья Бирман
Дизайнер и разработчик сайтов, один из трёх финалистов конкурса Департамента транспорта на лучшую схему московского метрополитена
Задача создания системы навигации для туристов в стране, где туристы не ездят, высосана из пальца. Я предложил бы начать не с обозначений аэропортов и вокзалов, а с организации авиаперелётов и нормального железнодорожного сообщения. В середине октября мне предстоит поездка в Самару. Самолётов из Челябинска нет, из Екатеринбурга стоят как пол-айфона; с поездами тоже всё непросто. Мило, что на пиктограммах они рисуют поезда — самые футуристические в мире, а в реальности всё с точностью наоборот.
Качество решения — крайне низкое. Нет ни намёка на изучение (или проектирование) туристических маршрутов, анализ текущей ситуации и возможных сценариев использования новой системы. Зачем-то нарисован коричневый дорожный знак «Аэропорт направо», хотя сто лет существует стандартный. Тут вот хотя бы используется Ариал, а не этот сжатый кошмар (хотя, конечно, лучше бы использовать наш замечательный стандартный дорожный шрифт). Вокзалы у нас уже тоже умеют обозначать. Неясно, из каких соображений используются британские стрелки в виде знаков «меньше» и «больше», вписанных в углы таблички. Какую задачу мы решаем, отказываясь от стандартных? Почему знаки именно такие, а не какие-то ещё?
Зачем-то кругом идут «варианты знака»? Авторы сами не знают,
что лучше? Что характерно, кстати, все варианты обязательно очень плохие
Подача сделана на крайне низком уровне. Вёрстку PDF-ки вообще трудно всерьёз комментировать. Фраза «Применяемые цвета и графика позволяют единообразно устанавливать знаки на всём пространстве РФ, независимо от ландшафтных и климатических особенностей» говорит о многом. Зачем-то кругом идут «варианты знака»? Авторы сами не знают, что лучше? Что характерно, кстати, все варианты обязательно очень плохие. Зачем-то построение пиктограмм — по модульной сетке. Но наличие сетки не оправдывает отсутствие смысла. Даже примеры размещения указателей — все какие-то от балды. Вот что это? Слева вообще непонятно, что за знак и почему он там стоит; справа знак показывает на цветочки, а театр передо мной стоит.
Подход к внедрению, заключающийся в отсутствии этапа внедрения, очевидно, компенсирует всё остальное. «Бессмысленно, но ведь никто и не требует использовать». Хорошо, но зачем тогда это делается? Чтобы было желание внедрять, у всех участником должно быть ясное видение того, как это сделает жизнь туристов лучше, как сделаем Россию туристически более привлекательной. Тут, очевидно, идея с этой стороны подойти к вопросу, никому даже не приходила в голову. Очень грустная, короче, история.
Комментарии
Подписаться